Большого расцвета достиг Мавераннахр при саманидах также в области архитектуры и изобразительных искусств. Достаточно назвать только мавзолей над могилой Исмаила Самани в Бухаре (начало Х в.) и так называемую афрасиабскую поливную керамику IX-X вв., чтобы у каждого человека, знакомого с историей искусства в Средней Азии, возникли образа этих замечательных произведений художественного творчества. Не будет преувеличением сказать, что мавзолей Исмаила Самани — лучший архитектурный памятник Х в. на Переднем и Среднеазиатском Востоке. Что же касается так называемой “афрасиабской” керамики, то иметь хотя бы небольшие собрание ее домогаются лучшие музеи мира.
В силу чисто климатических условий, архитектура Средней Азии, развивалась на базе использования пахсы (битой глины), сырцового и жженого кирпича в качестве строительного материала и ганча (алебастра) как связующего элемента. В саманидское время, так же как и в предшествующие века, сырцовый кирпич играл в постройках монументального типа преобладающую роль, хотя все большое значение приобретал и жженый кирпич. Дерево также занимало большое место в строительстве жилых домов (каркасная основа) и зданий общественного значения — дворцов, мечетей, медресе (колонны, потолки и т.д.).
В основу зодчества в эпоху Саманидов легла многовековая строительная практика народов Средней Азии, достигнутая при возведении зданий главным образом из сырцового материала.
По сравнению с предшествующим временем, при саманидах произошли перемены и в самой конструкции построек. Среди монументальной архитектуры все большее значение стали приобретать здания центрального типа — куб, перекрытый куполом. Лучшим образцом такого архитектурного решения является уже упомянутый прекрасный мавзолей над могилой Исмаила Самани в Бухаре, сложенный целиком из жженого кирпича. Квадратное в плане здание перекрыто куполом. Переход от квадрата к восьмиграннику проведен с помощью стрельчатых парусов. Вместе с тем мавзолей представляет собой четырехфасадную постройку, так как у него все четыре стороны являются фасадами. Декоративно все они обработаны одинаково.
Во многих деталях саманидские архитектурные памятники далеко отошли от прежних приемов перекрытия посредством ступенчато-арочных парусов, которые были широко распространены в Согде и Хорезме в раннеарабское и, особенно, в доарабское время, хотя продолжали существовать и в послесаманидское время.
При саманидах культурные связи Мавераннахра простирались весьма далеко. Имеется известие, что, когда в Бухару в царствование Насра ибн Ахмеда (914-943 гг.) приехала в качестве невесты его сына Нуха ибн Насра китайская принцесса, она привезла с собой художника, который написал иллюстрацию к таджикскому переводу “Калилы и Димны”, сделанному Рудеки с арабского перевода прославленного Ибн Мукаффы.
У изобразительного искусства в эпоху ислама оказался могущественный соперник — искусство орнаментальное, особенно поощрявшееся ханифитским мусульманским духовенством. Выше нами подчеркивалась борьба в Х в., при саманидах, научного мышления, продолжавшего традиции античной философии и науки, с мусульманской ортодоксией, несущей мракобесие и исключающей научное сознание. Так было при саманидах и с изобразительным искусством. Оно не было убито, несмотря на победу орнаментального искусства, и продолжала существовать, хотя и не играла прежней роли. Более всего орнаментика преуспела в области резьбы по штуку и глине.
Высокого расцвета орнаментальное искусство достигло в древнем Термезе. Древний Термез — это настоящее царство орнаментального искусства, достигшего наивысшего расцвета в технике резьбы по штуку и декартровке внутренних стен дворца при сельджуках в XI-XII вв.
Весьма ценен сохранившийся фрагмент резьбы по штуку на стенах мазара Хакима Термези. Здесь представлены своеобразные, напоминающие самаркандские, композиции из стилизованных трилистников.
Лучшим памятником этой художественной техники для саманидского времени является замечательная алебастровая панель, найденная на Афрасиабе.
Совершенно особое место в прикладном искусстве не только Мавераннахра , но и всего Переднего и Среднеазиатского Востока, занимает так называемая “афрасиабская” керамика, которая является высшим художественным выражением определенного стиля и определенной керамической техники, распространенной в IX-X вв. по всей долине Зеравшана население в эпоху Саманидов по-прежнему любило пользоваться поливной и неполивной глиняной орнаментированной посудой. В настоящее время лучшие образцы этой посуды, собранные главным образом на Афрасиабе, хранятся в Самаркандском музее, Государственном Эрмитаже.
Поливную посуду можно разделить на две большие группы по признаку фона — белофонную и краснофонную, покрытую белым или красным ангобом.
Запреты ислама, поставившие изобразительное искусство в весьма стесненное положение, все же не могли окончательно уничтожить его традиции. Подглазурная роспись на посуде в саманидское время получила особое развитие, отличаясь строго нарисованным орнаментом и блеском глазури.
Саманидская поливная керамика многообразна, и мы привели лишь несколько типов ее, наиболее популярных ныне в музейных собраниях, посвященных культуре и искусству Востока, в частности Средней Азии.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
|