Дэвид Уайлз
Вопрос о точном определении термина «переработка биомассы» пока остается открытым. Для кого-то это отдельное производственное предприятие типа меррумского завода, где биомасса — древесина, сахарная свекла или кукуруза — перерабатывается в различные вилы биопродуктов.
Это могут быть особо ценные, получаемые б небольших количествах продукты типа химикатов или материалов или же менее ценная, но производимая в значительных объемах продукция, например современные вилы биотоплива. Никлас фон Меймарн из Центра технических исследовании Финляндии VTT мыслит шире. «Я рассматриваю переработку биомассы как концепцию, — говорит он. — Это могут быть и чертежи, и уже работающая технологическая цепочка, в которой множество компаний и заводов объединяют свои усилия для превращения биомассы в высокоценную продукцию».
Целлюлозно-бумажная промышленность давно искала возможности повышения оборота за счет освоения дополнительных направлений деятельности, в частности за счет производства тепла и энергии. «Современный мир нуждается в новых, экологически безопасных технологиях, — говорит г-н фон Веймарн. — Он требует теперь именно таких решений, которые могут быть обеспечены за счет переработки биомассы».
Предприятия по переработке биомассы, работающие на различных видах возобновляемого сырья, функционируют и проектируются уже по всему миру, хотя существует мнение, что настоящую полную переработку биомассы еще только предстоит организовать. Американская компания Cargill Dow выпускает на основе молочной кислоты полимерный материал (PI.A), предназначенный для производства ковров, футболок и бюстгальтеров, а также другие продукты, вырабатываемые из куку ручного крахмала.
Подобный же полимер, носящий название Sorona и вырабатываемый из аналогичного сырья, предлагает и компания DuPont.. В странах Северной Европы экспериментальные производства по переработке биомассы выпускают современные виды биотоплива, часто используя в качестве сырья побочные продукты предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Пока еще трудно сказать, смогут ли альтернативные виды топлива когда-нибудь заменить ископаемые вилы топлива, используемые для получения энергии, но эти предприятия могли бы выпускать химические продукты и материалы, альтернативные продуктам, производимым из углеводородов.
«96 % ископаемого сырья — угля, нефти и газа — идет на производство энергии и 4 % — на получение химических продуктов и материалов, — говорит Петер Аксегорд, директор по технологиям переработки биомассы шведской компании Innventia. — Эти 4 % можно производить экологически абсолютно безопасным способом. Ведь это важнее, чем производство еще 4 % энергии, пусть даже и без вредного воздействия на окружающую среду? Может быть, это не столь важно с глобальной точки зрения, но если вы можете получать дополнительный доход от выпуска продуктов широкого потребления, то это направление, безусловно, привлекательно».
Г-н фон Веймарн считает, что переработка биомассы может помочь человечеству в условиях неуклонного роста численности населения. «Нам требуется все больше энергии и пищи и больше продуктов, вырабатываемых из нефти. С другой стороны, нам известно, что объем добычи нефти уже достиг или вот-вот достигнет максимума, и пока она не кончится, цена на нее будет только расти. И я считаю, что роль предприятий по переработке биомассы как раз и состоит в том, чтобы снизить потребление нефти за счет производства продуктов из биомассы, необходимых человеку».
Производства по переработке биомассы уже доказали свою рентабельность. Некоторые из них, такие как предприятие в Лснзинге, Австрия, являющееся крупнейшим в мире комбинатом по выпуску целлюлозы и вискозного волокна и производящее ткани из лесоматериалов, имеют высокий уровень прибыли. В декабре 2010 года I.enzing Group объявила о том, что она планирует инвестировать около 285 млн евро в увеличение производственных мощностей по всему миру для удовлетворения быстрорастущего спроса на синтетическое целлюлозное волокно.
Несмотря на то, что действующим сегодня заводам по переработке биомассы в высокопенные продукты не требуется поддержка государства, г-н фон Беймарн считает, что выделение государственных субсидий могло бы помочь расширению этого сектора.
«Власти могут оказать помощь в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и строительстве первых производственных предприятий, но я не верю, что есть люди, считающие, что заводам по переработке биомассы нужна будет долгосрочная поддержка», — говорит он.
Что касается споров о том, что производство биотоплива первого поколения станет помехой производству продуктов питания, то надо отметить, что сырье для предприятий по переработке биомассы не является проблемой, поскольку объемы рынков сбыта химических веществ и материалов, которые они выпускают, сравнительно малы. Рынок углеродного волокна для автомобильной промышленности, например, отходит на задний план на фоне рынка топлива, на котором ездят эти машины. «Сырья достаточно. Вопрос в его цене и экономической ситуации, — говорит г-н Аксегорл. — Например, в Швеции невозможно производить этанол из древесины без государственных субсидий. Поэтому нужно выпускать продукт, обеспечивающий более высокую рентабельность. Задача состоит в том, чтобы правильно выбрать продукт для производства и в некоторых случаях развить рынок сбыта. И на все это потребуется некоторое время».
Список литературы
Журнал «Here»
|