Из всего многообразия современных проблем одной из наиболее сложных является проблема нарастания противоречий между природными процессами и процессами социально-экономического развития и использования природных ресурсов. Развитие промышленного и аграрного производства, использование значительного количества природных ресурсов, урбанизация и другие сложные антропогенные процессы стали факторами, которые существенно влияют на целостность природных экосистем и структурно-функциональной организации ландшафтов, обусловливают глубокие изменения в біогеоценотичному покрове, разрушение биологического и ландшафтного разнообразия, снижают степень биотической модификации ландшафтов [4-6, 9, 14]. При современных моделей потребления и производства природные ресурсы продолжают использовать быстрее, чем они могут восстанавливаться. Несоблюдение в процессе производственно-хозяйственной деятельности законов, правил и принципов природопользования [12] привело к нарушению устойчивости ландшафтных систем, возникновение негативных экологических эффектов (загрязнение окружающей среды, исчезновение видов растений и животных, эрозия почв, обмеление год, паводки и др.), ухудшение условий среды обитания людей.
Главными требованиями законов природопользования является обеспечение функциональной целостности и оптимального соотношения компонентов в природных и природно-антропогенных системах, а также максимального сохранения біогеоценотичного покрова, биологического и ландшафтного разнообразия. В случае нарушения этих требований теряется надежность естественных экосистем - способность экосистемы (ландшафту) существовать без резких изменений структуры и функций, а также сравнительно полно саморегулироваться и быть самовосстанавливающимся.
Предоставление приоритетности политике нерегулированного потребления природных ресурсов предопределяет наращивание антропогенной нагрузки на ландшафты и ход естественных процессов у них. Потенциальные возможности естественных экосистем противодействовать этим процессам находятся на грани исчерпания. Освоение новых территорий и новых ресурсов привело к уплотнению географического пространства [13] и необходимости ограничения определенных параметров развития в сфере экономики, потребления ресурсов и пространства [14-16].
Согласно этому нужно принимать адекватные организационно-хозяйственные мероприятия по переходу к режиму интегрального управления природными территориальными комплексами. Фундаментальным идеей и реагированием на дигресивни процессы в природе, обусловленные хаотичным и в основе потребительским природопользованием, является идея устойчивого развития [16], один из принципов которой - сохранение природной среды, биологического и ландшафтного разнообразия.
Считают, что идея формирования экологической сети является интегральной в сохранении природной среды, оптимизации ландшафтов, сохранение генофонда живой природы, формирование благоприятных условий для жизнедеятельности человека [1, 2]. В Европе она уже приобрела определенного развития и является главным направлением реализации Всеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (София, 1995). На межгосударственном уровне формирования экологической сети координирует программа "Natura-2000", принятая в 15 странах Европейского Союза. В случае объединения природоохранных территорий с Всеевропейской экологической сетью "Emerald" будет обеспечена охрана биоразнообразия и генофонда видов всей Европы и устойчивого использования природных ресурсов.
В Украине правовые основы формирования экологической сети регулируемые Законами Украины "Об охране окружающей природной среды" (1991), "О природно-заповедном фонде Украины" (1993), "О растительном мире" (1999), "О моратории на проведение сплошных рубок на горных склонах в пихтово-буковых лесах Карпатского региона "(2002), " Об общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 гг. " (2000), а также Рамочной конвенцией об охране окружающей среды и устойчивом развитии Карпат (2003).
Программа формирования национальной экологической сети Украины предусматривает выделение ключевых районов, экологических коридоров, восстановительных и буферных территорий с учетом биогеографических зон; отбор сохранившихся экосистем и ландшафтов, типов сред обитания видов (Экотон) регионального и национального значения. Упомянутые вопросы являются методологической базой изучения биологического и ланд-шафтного разнообразия, анализа состояния ландшафтов как основы формирования региональной экосети и оптимизации ландшафтов на территории Ивано-Франковской области.
Проблема формирования региональной экологической сети (см. рисунок) и оптимизации ландшафтов для Ивано-Франковской области особо актуальна, поскольку в результате антропогенного воздействия значительно нарушена генетическая целостность, высотная дифференциация и структурно-функциональная организация природных ландшафтов, которые функционировали раньше как саморегулирующиеся системы с высоким порогом устойчивости . Естественными и полуприродных группировками (леса, сенокосы, пастбища, водно-болотные угодья) в области занято в среднем 63% территории. Однако в равнинных ландшафтах этот показатель значительно ниже - 20-35%, в предгорных - 35-40%. Экологическую опасность представляет уменьшение лесистости территории в горных ландшафтах до 50-60%, в предгорных - до 30-45%, в равнинных - до 8-17%. Вследствие интенсивного использования лесов изменился ценотических состав лесных экосистем, увеличились в 2, 5 раза площади производных смеричникив за уменьшения площадей пихтовых, буковых и дубовых лесов. Возбуждено возрастная структура древостоев - преобладают молодняки и средневековые насаждения (81%).
Освоение территории сопровождается распространением "волн" влияния человека на природные ландшафты и внедрением антропогенных комплексов в структуру естественной ландшафтной мозаики. В коренном біогеоценотичному покрове Ивано-Франковской области еще в I тысячелетии н. э преобладали лесные ландшафты [3]. Самыми распространенными процессами целенаправленных преобразований природных ландшафтов было вырубки лесов с целью формирования необходимого для человека жизненного пространства, создания пастбищ, сенокосов и пахотных земель.
В результате денатурализации природной среды образовалось многообразие современных природно-антропогенных ландшафтов, которые являются побочным продуктом экономической деятельности человека. Замена естественного биоценоза агроценозом и урбанизированными экосистемами привела к уменьшению биогеоценотической толщи, упрощения структуры естественных ландшафтов, ухудшения водного баланса территории, снижения энергетической эффективности продукционного процесса.
В последние годы прослежен значительный интерес к ландшафтам и их охране, учитывая деструктивное и неконтролируемое их изменение, а также процесс ландшафтной гомогенизации. С учетом важности ландшафта как неотъемлемой части и важного элемента в жизни человека высказан ряд предложений по сохранению и управление ландшафтами, в частности: развитие стратегии действий для ландшафтов Европы; концепция индикаторов ландшафта и его оценки в рамках Европейского союза, а также изучение связей между традиционными ландшафтами и региональной экономикой для разработки планов действий по их приоритетного использования и сохранения ландшафтного разнообразия [2].
Ландшафты будут меняться и в дальнейшем в результате экономического и культурного развития и других факторов, однако эти изменения нужно направить так, чтобы в конечном итоге достичь современного качественного (оптимального) ландшафта. Ландшафты должны быть результатом экологически обоснованного проектирования, а не бессистемного развития.
Учитывая все больше антропогенная нагрузка на природные ландшафты особое значение приобретает формирование экологической сети как единой структурированной системы территорий регионального и национального уровней с естественными или частично измененными ландшафтами. Региональной экологической сети на территории Ивано-Франковской области создают согласно "Программе формирования региональной экологической сети в Ивано-Франковской области на 2001-2010 гг. " Целью программы является формирование целостной системы, которая бы обеспечивала сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, природных экосистем, видов и популяций растений и животных и сред их существования, а также естественных путей их распространения и миграции.
Основой региональной экосети, ее природными элементами (ядрами) является 437 природно-заповедных территорий и объектов общей площадью 186, 5 тыс. а, что представляет 13, 4% территории Ивано-Франковской области (табл. 1).
Однако имеющаяся в области сеть естественно-заповедных территорий - это лишь определенная часть имеющегося биологического и ландшафтного многообразия на разных уровнях системно-структурной организации и не охватывает должным образом все типы ландшафтов, не формирует целостную систему - экологического каркасу, который обеспечивает стойкость ландшафтных систем, сохранения биологического и ландшафтного многообразия (табл. 2).
Больше всего заповедных объектов сосредоточено в горных ландшафтах (59, 4% от общего количества), меньше - в предгорных (19, 3%) и равнинных (21, 3%). Наиболее полно в природно-заповедном фонде представлены природные комплексы Горганы и Черногоры (Карпатский национальный природный парк, природный заповедник "Горганы", заказники "Грофа", "Яйкивський", "Товпиширський" и др.).
Полонинско-Черногорские область представляет ландшафтный заказник "Чивчин-Гринявского", Сколевские Бескиды - Поляницький региональный ландшафтный парк, Покутско-Буковинские Карпаты - национальный природный парк "Гуцульщина", Прут-Днистерская область - Днистерская региональный ландшафтный парк, Рогатинское Опилля - Галичский региональный ландшафтный парк .
Главной задачей формирования региональной экосети является создание новых заповедных объектов в тех районах, где их площадь не достаточна. С этой целью предполагается создать еще две национальные природные парки - "Галицкий" и "Верховина" общей площадью около 30 тыс. га и ряд новых заповедных объектов местного значения площадью более 5, 5 тыс. га.
Важнейшим и одновременно сложной задачей формирования экосети является пространственная организация антропогеннотрансформованих ландшафтов - агроландшафтов. Это коренным образом измененные человеком ландшафты с преобладанием в структуре угодий пахотных земель, в значительной пестротой элементов территориальной структуры и нарушенными вещественно-энергетическими потоками [10, 11, 14]. Учитывая это необходимое регулируемая реконструкция и оптимизация агроландшафтов с приближением их пространственной структуры и вещественно-энергетического обмена до уровня природных ландшафтов с учетом двух системно-экологических уровней - ландшафтного и водосборного [11]. Ландшафтно-водосборный принцип предусматривает структуризацию угодий, формирование в пределах водосбора сложной мозаичной пространственной структуры и оптимального соотношения угодий (леса: луки: пашня).
Совершенствование структуры землепользования основывается на концепции эколого-хозяйственного баланса территории [7], согласно которому земли, занятые естественной растительностью (леса, луга), рассматривают как земли экологического фонда, из которых формируется экологический каркас территории. В случае оптимального соотношения и пространственного размещения лесные насаждения в сочетании с сельскохозяйственными угодьями и другими компонентами ландшафта образуют единую парагенетических систему и формируют новый вид антропогенного ландшафта - лисоаграрний, в котором восстанавливается экологическая и биологическое равновесие [10, 11].
Оптимизацию агроландшафтов, повышение биоразнообразия территории обеспечивают путем формирования системы лесных насаждений - совокупности созданных в пределах водосбора с учетом особенностей рельефа, почв, условий формирования поверхностного стока, стоковой нагрузки и интенсивности водно-эрозионных процессов разных по форме и назначению лесных насаждений, объединенных в функциональное целое результате причинно-следственных взаимосвязей между ее элементами.
Согласно теории систем, свойства системных объектов лесные насаждения приобретут лишь в том случае, когда защитный эффект оказываться на всей территории. Поэтому их необходимо создавать и размешать на всей площади водосбора, охватывая земли привододильного и прияружного фондов, а также земли гидрографической сети. Требование системности подчинена целью упорядочения и предоставления созданным на водосборе лесным насаждениям свойств целостного образования, способного поддерживать природное равновесие. Создавать лесные насаждения с водоохранные, противоэрозионные, середовищетворнимы функциями и размещать их в пределах водосбора нужно дифференцированно с учетом морфоструктур водосборов и структуры земель по категориям интенсивности их использования, особенностей рельефа, выделяя ключевые элементы, где лесная растительность больше выполняет водоохранные-защитную функцию (прежде стокорегулирующие лесополосы, земли с высоким эрозионным потенциалом и участки стоковидвиднои инфраструктуры ландшафта - днища котловин, оврагов, балок и др.).
К системе лесных насаждений на водосборе относятся:
o полосные насаждения на сельскохозяйственных угодьях (стокорегулирующие, прияружни и прибалкови лесополосы, котловинные-полосные насаждения);
o совокупность различных по форме и назначению насаждений на эродированных землях и землях гидрографического фонда (насаждения на оврагах и балках, вдоль берегов рек и водоемов и т. д.);
o имеющиеся на водосборе естественные леса.
Экологическая сеть будет формироваться также благодаря природно-восстановительным территориям - остаткам первичных или вторичных экосистем с определенным потенциалом видов. Естественно-восстановительные территории будут создавать и в сельскохозяйственных ландшафтах путем ренатурализации (консервирования) пахотных земель, прежде всего, эродированных. Предвидено залужити и залесить 30 тыс. а пашне на склонах сверх 7о, а также создать в соответствии с грунтово-климатическим и геоботаническим районированием территории "полигоны эталонных почв" и возобновить на них коренные (естественные) растительные группировки.
Важными составляющими региональной экосети являются леса и земли водного фонда. Площадь земель лесного фонда представляет 626, 2 тыс. а (43%), из них 319, 8 тыс. а лесов изъятые из эксплуатации и выполняют преимущественно природоохранные функции.
|