Николай II вел свой дневник, ежедневно внося в те или иные записи, в которых фигурирует, как правило, близкие семье Романовых люди и министры. Император и императрица называли друг друга по-английски. Дети называются полными именами. Великих князей Николай II называет просто по имени. Министров, военных царь называет по фамилиям. Почти каждый день с императором завтракал дежурный адъютант.
Тем не менее, в дневниках Николая II не содержится никакой информации о личных делах императора. В дневниках 90-х годов часто встречается вставки императрицы на английском языке и ее рисунки. Вряд ли при жизни императора кто-либо видел его дневники. Особенная их ценность, по мнению автора данного реферата, заключается в том, что по отдельным кратким высказываниям императора создается довольно полное впечатление о его личности как таковой, вне зависимости от занимаемого им положения.
Профессор Шацинио в предисловии к изданию дневников 1991 году говорит, что данные источники объясняют, почему жизнь царя и его семьи закончилась в подвале ипатьевского дома. Он имеет в виду тупость, слабоволие и равнодушие ко всему, кроме семьи. Вероятно, такое впечатление действительно может создаться у индивидуума, изучившего лишь дневники и только, у индивидуума, который сопоставляет те или иные факты и события с существующими записями главного действующего лица того времени.
С какой же целью император вел дневники?
Во-первых, он отдавал дань моде, традиции. Во-вторых, что мог быть своеобразный отчет, что сегодня сделано, а что еще предстоит и необходимо выполнить.
Несомненный интерес представляют для нас записи, сделанные в течение нескольких дней в преддверии подписания “Манифеста 17 октября” 1905 года. Процитируем последнюю из них от 17 октября: “Подписал манифест в пять часов. После такого дня голова стала тяжелою, и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, спаси и умири Россию!” А вот, что пишет император 18 октября: “Сегодня состояние духа улучшилось, так как решение уже состоялось и пережито. Утро было солнечное о радостное – хорошее предзнаменование”.
Вообще, говоря об императоре Николае II, следует не забывать, что Православной Церковью он причислен к лику Святых. Ведь он был глубоко верующим человеком. “Утром удостоился причаститься Святых Тайн Христовых” (5 марта 1905 год). Своё служение России Николай II воспринимал как долг перед Богом. Император всего себя старался отдать России. Естественно, что бунт на броненосце “Потёмкин” он воспринял как предательство. Запись от 15 июня 1905 года: “Получил ошеломляющее известие из Одессы о том, что команда пришедшего туда броненосца “Князь Потёмкин Таврический” взбунтовалась, перебила офицеров и овладела судном, угрожали беспорядками в городе. Просто не верится!”
22 Февраля / 7 марта 1917 года Государь отбыл из Царского села в Ставку, находившуюся в Могилёве, где его присутствие как Верховного Главнокомандующего было необходимо для подготовки решительного весеннего наступления.
Революционеры всех званий и направлений как будто ждали этого момента, чтобы, воспользовавшись отсутствием в столице императора, попытаться свергнуть существующий государственный строй. Надо было торопиться, так как всем было понятно, что через два месяца это станет невозможным. Победа войск под личным руководством Николая II настолько укрепило бы его престиж и монархический образ правления, что Православная Самодержавная Россия стала бы неуязвимой.
Всё это отлично понимал и Государь, но он не знал, не мог ни ожидать, ни даже подозревать, всей широты фронта внутренних врагов и их соучастников.
На этот раз подрывная работа финансировалась не только внешним врагом - Германией, не только нейтральными страхами, правящие круги которых были враждебны России, но и некоторыми ее собственными союзниками. Но предательство объясняется не только тем, что в то время, в предвидении близкой победы, уже обсуждались планы мирной конференции, и союзники не хотели допустить Россию к участию в разделе плодов одержанной победы. В виде компенсации за принесенные жертвы, единственной претензией России было присоединение Босфора и проливов, т.е. осуществление всегдашней мечты русского государя и русского народа- воздвигнуть снова Православный Крест на храме Святой Софии, превращенном в мечеть после захвата Константинополя мусульманами в пятнадцатом веке. Главной целью союзников было свержение традиционного самодержавного государственного строя России. Все, конечно, понимали, что крушение Императорской России надолго задержит окончание страшной мировой войны - и, действительно, война затянулась еще на полтора года, что принесло народам воюющих стран новые бедствия, но для руководителей мировых закулисных сил это было безразлично, и они добились, наконец, осуществления своей заветной цели- уничтожения Православного Российского Государства.
Что касается внутренних врагов, то в памяти Государя навсегда запечатлелся роковой день 1(13 марта) 1881 года - день убийства его деда Александра II. Он хорошо помнил их предательскую деятельность в годы Русско-японской войны и вызванную ими революцию 1905 года, но сейчас их фронт значительно расширился и возглавлялся Государственной Думой, ставшей центром подрывной работы. Но Государь не мог подозревать самого страшного – измены со стороны своих ближайших сотрудников, старших военачальников, пользовавшихся его безграничным доверием, - измены, дошедшей до подножия Трона. Он не знал, что его начальник штаба, генерал Алексеев, командующий Северным фронтом генерал Рузский и другие находятся в тесном контакте с главарями Думы: - ее председателем Родзянко, Гучковым, замышлявших дворцовый переворот, лидером кадетской партии Милюковым и другими.
На следующий день после отъезда Государя из Царского села, 23 февраля(8 марта), в Петербурге начались беспорядки, вызванные ложными слухами о недостатке хлеба. Кроме того, по распоряжению генерала Поливанова, в бытность его военным министром, там было сосредоточено до двух сот тысяч новобранцев, ожидавших отправки на фронт. Вся эта солдатская и рабочая масса, в течение многих месяцев подвергавшаяся энергичной политической и пораженческой пропаганде со стороны революционеров и платных германских агентов, представляла собой готовый материал для поднятия мятежа. Была организована забастовка рабочих. Вскоре манифестации стали принимать политический характер: появились красные флаги и плакаты с надписями “долой самодержавие” и “долой войну”.
Между тем, Государь в Ставке получил только 25 февраля сообщение о том, что беспорядки в столице разрастаются. Он сразу понял необходимость самых энергичных мер и телеграфировал командующему войсками генералу Хабарову: “Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны против Германии и Австрии”.
Фактически, так называемая “февральская революция” была всего лишь неподавленным бунтом разнузданной солдатни и рабочей массы, организованной предателями и врагами России. Хорошо понимая необходимость поддержания порядка в столице в военное время, Государь предусмотрительно еще в середине января приказал своему начальнику штаба генералу Алексееву вызвать в Петроград с фронта 1-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию. Под разными предлогами этот приказ задерживался и, в конечном итоге, не был выполнен.
В конце концов, Николай II был вынужден отказаться от трона в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Этим актом он не упразднял самодержавный монархический строй, а лишь подчинился всеобщему требованию своего окружения уступить трон, “ради блага и спасения России”, следующему по старшинству члену династии.
Во всех повелениях и действиях Государя, предшествующих отречению или последовавших за ним, как в фокусе собраны все четыре главные стороны духовного облика Николая II: религиозность, горячая вера в Бога; воля, не резкая, но спокойная, настойчивая и не сдающаяся; тонкий и большой ум и пламенная любовь к России.
“Отрекаясь, он ушёл “не хлопнув дверью”, а с величием царя, с молитвой христианина, с мудростью правителя и с волей героя духа. С всепрощающей любовью к Родине сделал он всё, чтобы облегчить ближайшие последствия отречения”.
Вот, Что пишет об этом “старый профессор” князь Д.В. Оболенский в своём очерке, посвящённом Государю: “Он сделал всё от него зависящее, чтобы обеспечить своим преемникам успех в борьбе с внешним врагом и внутренними беспорядками. Понимая отлично, что регент не будет иметь того авторитета, как император, что лица способствовавшие перевороту, всегда будут бояться возмездия со стороны сына низложенного императора, Николай II отказался в пользу брата. Мало того, он указал брату путь сближения с народным представительством (присяга конституции, ответственный кабинет). Он дал приказ армии и флоту бороться до конца за Россию вместе с союзниками и повиноваться Временному Правительству (без этого приказа многие офицеры не присягнули бы этому правительству). Он назначил Верховным Главнокомандующим Великого князя Николая Николаевича, а председателем Совета министров – князя Львова, которого Государственная Дума намечала на этот пост, - именно для того назначил, чтобы оставшиеся верными Государю могли со спокойной совестью подчиниться тем, кому повиновением обязан их сам Государь”.
Вечером 7 марта Государь собственноручно написал свой замечательный прощальный приказ к армии и флоту, датированный следующим днём. Вот текст этого документа, полного исторической красоты и благородства:
“В последний раз обращаюсь к Вам, горячо любимые мною войска. После отречения мною за себя и за сына моего от Престола Российского, власть передана Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему. Да поможет ему Бог вести Россию по пути славы и благоденствия. Да поможет Бог и Вам, доблестные войска, отстоять нашу Родину от злого врага. В продолжение двух с половиной лет Вы несли ежечасно тяжёлую боевую службу, много пролито крови, много сделано усилий и уже близок час, когда Россия, связанная со своими доблестными союзниками одним общим стремлением к победе, сломит последнее усилие противника. Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы.
Кто думает о мире, кто желает его – тот изменник Отечества, его предатель. Знаю, что каждый честный воин так мыслит. Исполняйте же Ваш долг, защищайте доблестно нашу Великую Родину, повинуйтесь Временному Правительству, слушайтесь Ваших начальников, помните, что всякое ослабление порядка службы только на руку врагу.
Твёрдо верю, что не угасла в Ваших сердцах беспредельная любовь к нашей Великой Родине. Да благословит Вас Господь Бог и да ведёт Вас к победе Святой Великомученик и Побеносей Георгий.
Николай. 8-го марта 1917 г- Ставка.”
Одновременно с Государем в тот же день 8 марта, участник “генеральского бунта”, командующий войсками Петроградского военного округа, заранее намеченный последним приказом Государя генерал Л. Корнилов арестовал в Царском Селе, по постановлению Временного Правительства, Государыню Императрицу Александру Фёдоровну с детьми.
Так началось шестнадцатимесячное заточение Царской семьи – сначала в Царском Селе, затем, ссылка в Подольск и, наконец, увоз в Екатеринбург, где Царственные узники приняли мученические венцы.
“Лишение царя свободы было поистине вернейшим залогом смерти Его и Его Семьи, ибо оно сделало невозможным отъезд их заграницу”, пишет судебный следователь Н.А. Соколов.
Итак, великий государь в своих дневниках отобразил почти всё происходящее с ним. Всеми своими мыслями, переживаниями, впечатлениями император делился со своим дневником. Сделав историографический анализ, мы можем смело сказать о Николае II, что он был сильным, твёрдым человеком, который очень любил свою семью и верил в Россию.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
|