Краткая характеристика Саши Чёрного
ЧЁРНЫЙ, Саша. псевдоним (настоящее имя— Гликбеог Александр Михайлович)
(1(13).Х. 1880, Одесса — .5.Vr''.1932, Прованс, Франция – поэт прозаик, переводчик, детский писатель. Раннее детство провел в г. Белая Церковь. Отец был агентом крупной химической лаборатории. Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Ч. во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотический отец и больная истеричная мать). Ч. учился во 2-й Житомирской гимназии. В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку (Я б л о н о в с к и я А. А. Срезался по алгебре //
Сын отечества.— 1898. 8 сент.), после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К. К. Роше. Из Житомирской гимназии Ч. был вновь исключен «без права поступления» за столкновение; директором (Шнейдерман Э. Новое о Саше Черном. Иванов А. С. «Не упрекай за то, что я такой
В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале «Зритель», имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в № 23 дебютировал стихотворением «Чепуха» (под псевдонимом Саша Черный},
в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт. После этого Ч. печатался е ряде оппозиционных сатирических изданий ».*»! («Молот», «Альманах», «Маски», «Леший», «Скоморох»), а также в революционных сборниках «Вольница», «В борьбе», «Песни борьбы» и др.
В 1906 г. выпустил первый сборник стихов «Разные мотивы», в который вошли гражданские, сатирические стихи, а также автобиографические произведения. Сборник был арестован, автор привлечен к суду за политическую сатиру. Однако судебное разбирательство состоялось лишь в 1908 г., т. к. Ч. в 1906 г. выехал за границу (см.: Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы).
В 1906—1907 гг. слушал лекции в Гейдель-бергском университете, написал стихотворный цикл «У немцев», в котором сатирически изображался немецкий филистер
В 1908 г. возвратился в Россию, где начиналась политическая реакция, связанная с поражением первой русской революции. Ч. вошел в число сотрудников нового журнала «Сатирикон» (вместе с А. Т Аверченко, П. П. Потемкиным, Н А Тэффи, А. Буховым), продолжившего традиции радикальной сатирической журналистики 1905—1906 гг. и, в более далекой перспективе. Журнала «Искра» 60 гг. XIX в Ч. стал бесспорным поэтическим лидером «Сатирикона» в 1908— 1911 гг., завоевав всероссийскую известность; сравните его характеристик} в журнале «Золотое руно>' как «короля поэтов «Сатирикона» (1909. Как вспоминает К И Чуковский, «получив свежий номер журнала. читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть» (Чуковский К Саша Черный)'. Наряду с сатирическим обличением разнообразных проявлений политической реакции (столыпинских репрессий — «Успокоение», 1910: «третьей июньской» конституции, ренегатства кадетских лидеров — «Невольное признание», 1909; политики 3 Думы — «Пьяный вопрос», 1908), Ч. высмеивает и нравственное банкротство и пошлость интеллигентного обывателя, растерявшего политический радикализм после поражения революции («Интеллигент», «Отбой», «Желтый дом», «Культурная работа», «Зеркало», «Крейцерова соната» и др.).
В 1910 г. вышла книга стихов «Сатиры», объединившая произведения, печатавшиеся в «Сатириконе» и др. журналах. В 1911 г.—сборник «Сатиры и лирика». Обе книги выдержали пять переизданий до 1917 г.
В 1911 г. у Ч. обостряется конфликт с редакцией «Сатирикона», который терял острую политическую направленность и из сатирического журнала превращался в развлекательный юмористический. В апреле 1911 г. произошел разрыв Ч. с «Сатириконом». Затем он сотрудничал в газете «Новый день», печатался в журналах «Современный мир», «Солнце России», альманах; «Шиповник».
В 1912 г. Ч. провел лето в Италии на Капри, в гостях у М. Горького, высоко оценившего его дарование: «Он гораздо интересней и талантливее своих двух книжек и кажется мне способным написать превосходные веши». В конце 1912—нач. 1913 г. Ч. принял участие в журнале «Современник», реорганизованном М. Горьким (вместе с ним Ч. вышел из состава сотрудников в мае 1913 г.). В 1912 г. Ч. привлек М. Горького к участию в сборнике для детей «Голубая книжка».
В 1912—1914 гг. Ч. пробует себя в разнообразных новых жанрах: переводит Гейне (в 1913 г. под его редакцией выходит учебное пособие «Генрих Гейне. Книга песен. Избранные стихотворения»), пишет рассказы, активно выступает как детский писатель. Принимал участие в альманахе «Жар-птица» под редакцией К. И. Чуковского, совместно с художником В. Фалилеевым выпустил книгу стихов «Тук-тук» (М., 1913) и «Живую азбуку»
В августе 1914 г. ушел на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен в 13-к полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 г. служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял. В 1918—1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель. В ряде стихотворений, вошедших в сборник «Жажда» (Берлин. 1923), звучат ностальгические мотивы идеализации старой России. Судьбы русских эмигрантов становились темами его рассказов. Военные впечатления отразились в стилизованных «Солдатских сказках», вошедших в последнюю книгу Ч «Несерьезные рассказы» (Париж, 1928).
В 1932 г. Ч. поселился в Провансе, на юге Франции. «5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик «Пожар!» и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался» (Евстигнеева Л. А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы).
Для политической и бытовой сатиры Ч. характерны жанры, развиваемые в творчестве поэтов-искровцев в 60 гг. XIX в. (А. К. Толстой и др. Жемчужниковы — Козьма Прутков, Д. Минаев. В. Курочкин): стихотворный фельетон («В редакции толстого журнала», «Смех сквозь слезы»), эпиграммы («Критику»), пародии («Пробуждение весны»), «рассказ в стихах» («Любовь не картошка», «Городская сказка»).
Обличая современного «интеллигентного» обывателя, Ч. широко использовал прием сатирической речевой маски. «Отстранение» автора от пошлого персонажа-субъекта декларировано в стихотворении, открывающем первую книгу «Сатиры» («Здесь «я» не понимай, конечно, прямо — Что, мол, под дамою скрывается поэт. Я истину тебе по-дружески открою: Поэт — мужчина. Даже с бородою»). Этот прием обусловливал фамильяризацию стихотворного языка, ироническое, пародийное сопоставление традиционной поэтической фразеологии (вплоть до цитат) с интеллигентским жаргоном, газетными штампами, низкой вульгарной лексикой («Я — волдырь на сиденье прекрасной российской словесности», «Стилизованный осел»: «Отречемся от старого мира... И полезем гуськом под кровать» «Отбой»). Демократизация стихотворного языка, тенденция к снижению традиционных поэтических тем в творчестве Ч. оказали определенное воздействие на поэтику раннего В. В. Маяковского (см. автобиографию «Я сам»: «Поэт почитаемый — Саша Черный. Радовал его антиэстетизм»).
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
|