Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова
Географический факультет
Казахстанский филиал
Направление «Экология и природопользование»
Реферат
Проблемы межнационального управления водными ресурсами в Центральной Азии
Выполнил
студент 4 курса
Тельпекбаев А.Т
Проверила
Зенгина Т.Ю
Москва 2010г.
Оглавление
1. Введение
2. Главные водные артерии Центральной Азии
3. Основные проблемы совместного использования водных ресурсов
4. Пути взаимовыгодного сотрудничества
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение
Управление водно-энергетическими ресурсами уже сегодня объект пристального внимания мирового сообщества. В ближайшем будущем мир может оказаться под угрозой все увеличивающейся нехватки водных ресурсов, в то время как в отдельных регионах избыток воды привычное дело. Нынешнее поколение оказалось свидетелем масштабных проектов мировых держав по серьезным изменениям в водном балансе регионов в целях доставки воды на территории, испытывающие ее недостаток.
Одним из регионов, оказавшимся заложником разногласий государств, на заре своей независимости является Центральная Азия. Точнее местность водного бассейна рек Сырдарьи и Нарына. Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан сегодня решают проблемы по совместного использованию ресурсов рек, протекающих по их территориям.
Одной из причин недопонимания ситуации было желание получить максимум прибыли в период начала девяностых годов двадцатого века. Уже сформированная система регулирования стока рек, успешно использовавшаяся, когда вся Центральная Азия была связана воедино общими интересами Союза. Оказавшись не готовыми к принятию ответственных решений руководители допустили развитие проблем, которые можно было избежать путем соблюдения договоров.
2. Главные водные артерии Центральной Азии
Ежегодно с наступлением осенне-зимнего сезона одна из крупнейших по длине и вторая по водоемкости в Центрально-азиатском регионе река Сырдарья, грозит затоплением большого числа населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий Узбекистана, Таджикистана, и Казахстана. Причиной тому, по мнению экспертов, стало нерациональное и неправильное использование водных ресурсов странами ЦАР, в частности запуск и эксплуатация гидромощностей кыргызской Токтогульской ГЭС.
Рис.1. Крупнейшие реки Центральной Азии
Сырдарью, на всем ее протяжении от места слияния горных рек Карадарья и Нарын до самого Аральского моря, нигде не перейдешь вброд. Древняя река имеет очень глубокое русло и мощный напор. Река течет из Киргизии через Таджикистан в Узбекистан через густонаселенную Ферганскую долину и Казахстан.
Напомним, на реке создано несколько водохранилищ: Токтогульское (Кыргызстан), Кайраккумское (Таджикистан), озеро Айдаркуль (Узбекистан) и Чардаринское (Казахстан).
водный ресурс центральный азия
Рис. 2. Строительство Коксарайского водохранилища.
В СМИ неоднократно заявлялось, что Кыргызстан и Таджикистан фактически контролируют водные ресурсы других государств Центральной Азии, формируют график расхода воды в низовьях реки. Последние, в которых находятся верховья рек Сырдарьи и Амударьи, рассматривают воду как стратегический товар, и используют ее для производства собственной электроэнергии.
3. Основные проблемы совместного использования водных ресурсов.
Специалисты Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) отмечают, что государствам ЦА, не следует соглашаться с тем, чтобы водные ресурсы рассматривались по предложениям Кыргызстана и Таджикистана, как товар. Такие инициативы идут вразрез с нормами международного права, вызовут коммерческие споры, чреватые дополнительными проблемами и позволят «продавцам» использовать воду, как инструмент политического и экономического давления, а также будут способствовать дальнейшему ухудшению экологической обстановки в бассейне Аральского моря.
Стоит отметить, что согласно проекту самый крупный из вышеперечисленных Токтогульский гидроузел в советский период использовался преимущественно в ирригационном режиме для обеспечения многолетнего регулирования речного стока Нарын – Сырдарьи с целью повышения водообеспеченности орошаемых земель и обеспечения прироста новых площадей. Таким образом, при выработке дефицитного для Кыргызстана в осенне-зимний период электричества, масштабные попуски воды, выбрасываемые Токтогульским гидроузлом, оборачиваются в подтопление тысяч домов, сельхозугодий и отселению пострадавших жителей из стихийных регионов. Расположенное же на границе Узбекистана и Казахстана крупное Шардаринское водохранилище, построенное для сдерживания и регулирования стоков воды, не в состоянии сдержать паводковые потоки.
Только в Токтогульском районе, по экспертным оценкам, за годы существования известного гидрообъекта под водой остались 24 населенных пункта и райцентр, где проживало 30 тысяч человек. Искусственный резервуар каскада ГЭС затопил 32 тысячи гектаров земель Кыргызстана. Весной же 2008 года в Южно-Казахстанской области, спасаясь от затопления, покинули свои жилища 13 тысяч человек, от воды пострадало или разрушено более двух тысяч домостроений.
Отметим, что Республика Казахстан на сегодняшний день имеет самое неблагоприятное положение по сравнению с соседними государствами Центральной Азии из-за нехватки водных ресурсов поступающих из трансграничных рек региона. Несмотря на достигнутые договоренности, соседний Узбекистан продолжает в одностороннем порядке удерживать большую часть предназначенной Казахстану воды, что в конечном итоге приводит к усугублению экологической ситуации в РК и всего региона. Казахстанские власти прилагают все усилия для достижения консенсуса в водно-энергетическом секторе, неоднократно призывая соседей к более тесному сотрудничеству по данному вопросу. Однако пока вопрос остается открытым.
Между тем, в советский период течение Сырдарьи регулировалось системой водохранилищ и прочих ирригационных сооружений. В целях регулирования стока для нужд ирригации была создана мощная ирригационная сеть. Оросительная система времен СССР была рассчитана так, чтобы в холодное время года горные водохранилища на реке Нарын аккумулировали избыток воды, а в вегетационный период (т.е. период произрастания, состояния активной жизнедеятельности растения) спускали ее на хлопковые поля Ферганской долины, попутно вырабатывая электроэнергию. Однако через десять лет после распада Союза начались новые проблемы. Узбекистан за долги ограничил поставки газа Кыргызстану и Таджикистану, не имеющим собственных ресурсов «голубого топлива». Киргизские и таджикские энергетики оказались вынуждены в холода запускать турбины Нарынского каскада ГЭС в режим выработки электроэнергии, чтобы как-то обеспечить теплом замерзающие города. По Сырдарье покатились зимние паводки, которые ежегодно затапливают тысячи гектаров сельхозугодий в Узбекистане и Севере Таджикистана, а к концу февраля вызывают сильные наводнения на юге Казахстана.[7]
Неразумное управление водными ресурсами ЦАР может, по мнению водников, сократить объем воды поступающий из рек Сырдарьи и Амударьи в высыхающее Аральское море. Кроме того, на фоне энерговыработки существует угроза потери большого объема воды Токтагульского водохранилища, затем последует сокращение производства электроэнергии в Кыргызстане. Эксплуатация республикой Токтагульского гидроузла на максимальной мощности в осенне-зимний период, допустила обмеление водохранилища. Так, в этом году объем воды в нем достиг исторического минимума – в настоящее время в резервуаре около 9,5 млрд. кубов воды.
Специалисты не раз озвучивали мнение, что организация эффективного совместного водопользования является для государств Центральной Азии одной из самых актуальных региональных проблем. Решение этих вопросов, требует создания нормативно-правовой основы для взаимовыгодного и бесконфликтного сотрудничества государств бассейна.
И это немаловажный факт. От эффективности функционирования трансграничной ирригационной системы в большой степени зависит экономика каждой республики ЦАР. К примеру, около 92% водных ресурсов используется в регионе на нужды орошения, до 4% - хозяйственно-питьевое и коммунальное водоснабжение, 2% - промышленное техническое водоснабжение, 1,5% - сельхозводоснабжение, 0,5% - приходится на долю прочих водопотребителей, включая рыбное хозяйство.
С начала 90-х для преодоления возникших противоречий заключались межгосударственные соглашения по использованию водно-энергетических ресурсов. В них были зафиксированы объемы вегетационных пропусков из Токтогульского водохранилища для обеспечения потребностей орошаемого земледелия бассейна и определены компенсационные поставки энергоресурсов из Узбекистана и Казахстана в Республику Кыргызстан и Таджикистан в осенне-зимний период взамен переданной ими энергии в летний период. Однако договоры прекратили свое существование в 2005 году, и после этого распределение воды, энергии, топлива, взаимодействие единой энергетической системы осуществлялось на основе двусторонних договоров, которые не охватывали всей полноты проблемы.
Все вроде решилось, однако и это заседание не обошли споры между государствами участниками. Так, если в ходе регионального саммита Узбекистан отказался от претензий к Таджикистану и Киргизии по поводу использования трансграничных рек – Сырдарьи и Нарына, то на встрече вице-премьеров узбекская сторона настояла на внесении в протокол пункта о трансграничном характере реки Сырдарьи и соответствующем подписании конвенции с Киргизией. Бишкек в свою очередь выразил несогласие с такой постановкой вопроса.
4. Пути взаимовыгодного сотрудничества
Так, по инициативе Казахстана, Кыргызстан и Казахстан достигли соглашения в 2000 году, в котором подтверждалось право Кыргызстана получать возмещение затрат, связанных с забором воды из рек Чу и Талас, включая расходы на обслуживание дамб и водохранилищ. В 2006 году создана Комиссия по реке Чу-Талас, и этот факт является первым примером эффективного межнационального управления водными ресурсами в регионе. В качестве одного из решения проблемы водных ресурсов специалистами ПРООН предлагается сосредоточиться на вопросах регионального сотрудничества и развивать принципы, которые работают на национальном уровне.
С целью урегулирования весенних паводков после сброса воды из киргизского Токтогула, Казахстан построил в Южно-Казахстанской области Коксарайское водохранилище. Стоит отметить, что в случае согласованного взаимовыгодного подхода к использованию водных ресурсов трансграничных рек с Кыргызстаном, не было бы необходимости в строительстве Казахстаном указанного затратного проекта.
До настоящего времени распределение водных ресурсов трансграничной реки Сырдарьи осуществлялось в соответствии с графиком подачи воды, который устанавливается ежегодно на заседаниях Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), и зависит от условий выполнения ежегодных соглашений по использованию водно-энергетических ресурсов Нарын – Сырдарьинского каскада водохранилищ, принимаемых в соответствии с рамочным Соглашением между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан от 17 мая 1998 года.
Прорывом в решении вопросов распределения и использования гидро энергетических ресурсов между странами ЦАР послужило достижение договренностей в Алма-Ате на заседании руководителей водно энергетических комплексов центральноазиатских стран в октябре текущего года. Страны региона договорились о новых правилах совместного использования водно-энергетических ресурсов на 2008–2009 годы и подписали соответствующий пятисторонний договор.
«Это первый в истории нашей независимости пятисторонний договор», отметил тогда журналистам вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев. По его словам, существовавшие четырехсторонние договоры – между Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном, прекратили свое существование еще три года назад.
Согласно договорённостям, Туркмения взяла на себя обязательства поставлять дополнительные объемы электроэнергии Таджикистану и Киргизии, а Узбекистан – обеспечить ее беспрепятственный транзит соседям. Также в первом квартале 2009 года Ашхабад изыщет резервы для бесперебойного экспорта в Киргизию дополнительных 150 млн. кубометров газа. Казахстан обязался направить туда же 160 тыс. тонн угля и 35 тыс. тонн мазута в зачет будущего импорта 500 млн. киловатт-часов электроэнергии в летний период. Благодаря этим мерам всю зиму бесперебойно сможет работать Бишкекская ТЭЦ, обеспечивающая электричеством почти весь север Киргизии. В свою очередь, Бишкек в обмен на энергоресурсы Казахстана и Узбекистана обязался не производить чрезмерный слив воды из Токтогульского водохранилища.
5. Заключение
Специалистам видится, что, несмотря на существующие недоговоренности и инициативы правительств Центрально-Азиатского региона по созданию межгосударственных учреждений по управлению, учету и распределению поверхностных водных ресурсов, а также подписание определенных договоров, эти организации и меры, предпринятые ими еще не готовы реально разрешать возможные конфликты. Основой предотвращения возможных конфликтов в области вододеления в течение последних пятнадцати лет, по мнению энергетиков, были старые связи работников водной отрасли, которые возникли во времена существования единой водной системы СССР. С приходом же нового поколения водников, эти связи разрушаются, реальной кооперации между водными организациями региона пока не существует.
Сегодня ключевую роль в налаживании диалога между ЦАР по вопросам распределения водных ресурсов выполняет Казахстан. В этом году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил что, несмотря на мировой экономический кризис, Казахстан не намерен сворачивать запланированные работы по решению проблем Аральского моря.
6. Список литературы
1. Водные ресурсы ЦА, старые проблемы — новое звучание. Юнус Айбек. // Caucasus Times .com.
2. Информационное агентство «Фергана ньюс» www.fergananews.com.
3. Информационный портал «Ресурс» www.resurs.kz.
4. Национальное информационное агентство КазИнформ.
5. Представительство Юнеско в Казахстане www.unesco.kz.
6. Русская Википедия ru.wikipedia.org.
7. Рысбеков Ю.Х. Трансграничные ресурсы Центральной Азии: политические и правовые аспекты бесконфликтного использования.
|