Готовность любого государства мира к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера во многом основывается не только на подготовке соответствующих служб и структур, но и на общей готовности населения. Основа такой готовности – широкое информирование населения о чрезвычайных ситуациях и обучение его навыкам оказания первой помощи и психологическим основам выживания.
Статистика показывает, что человек, обладающий даже самыми минимальными знаниями о первой помощи в критической ситуации тратит меньше времени на оценку происходящего, реже впадает в панику и способен более объективно оценивать исходящие угрозы. Немаловажен факт, что такой человек намного эффективнее взаимодействует с госструктурами, занимающимися ликвидацией последствий ЧС. Даже один подготовленный человек из десятков работников одного офиса или предприятия способен существенно снизить количество пострадавших и погибших, грамотно организовав эвакуацию, оперативно вызвав экстренные службы и предоставив им наиболее полную информацию о происходящем.
К сожалению, и по сей день в России бытует мнение о том, что «первая медицинская помощь» - набор хоть и полезных, но в принципе неважных знаний. Отчасти виной этому – школьные уроки ОБЖ, сводящие первую Помощь к набору манипуляций по перевязке и транспортировке. Отчасти – вся система образования, отдающая помощь пострадавшим – в том числе и первую доврачебную – исключительно в руки специалистов.
Почти десять лет в России действует школа, задача которой – распространять знания о том, что такое на самом деле есть Первая Помощь. Школа, преподающая международный стандарт оказания помощи, адаптированный под наши реалии. Основана она профессиональными спасателями и они же – вместе с практикующими психологами и медиками – преподают эти так необходимые знания, одновременно, по мере сил и возможностей, пропагандируя саму Первую Помощь – через СМИ, показательные выступления, семинары и благотворительные курсы для детей и взрослых.
Но прежде чем рассказать об этой школе, давайте вернемся немного назад – в историю и посмотрим, что же такое Первая Помощь и откуда она взялась. На самом деле это дисциплина намного более древняя, чем все медицинские науки вместе взятые. Она существовала еще до появления хирургии, первой прикладной науки, позволявшей человеку врачевать раны и травмы, полученные на войне и охоте. Ведь до того, как попасть в руки специалиста – лекаря пострадавший уже получал минимальную помощь от товарищей – или оказывал ее себе сам. Вот так, с древности и сложилась система знаний и методов, породивших простейшие действия, направленные на спасение жизни и здоровья человека – ту самую первую помощь.
До середины 19 века мало кто занимался изучением и разработкой методов первой помощи. Все это оставалось прерогативой официальной медицины, и мало кто задумывался над простой проблемой – как помочь человеку в промежуток времени между получением травмы и встречей с эскулапом. И тем более мало кто мог представить себе, что этот самый промежуток – наиболее критичное для выживаемости пострадавшего время. Время, когда даже самые простые и доступные неспециалисту действия способны помочь избежать дальнейших осложнений.
Перелом наступил в 1859 году, когда швейцарский предприниматель и общественный деятель Жан-Анри Дюнан предложил создать международную организацию, которая отвечала бы за помощь раненым на поле боя. В 1863 году такая организация появилась на свет. Символом ее стал инвертированный флаг нейтрального государства – Швейцарии. Назвали же ее Международный Комитет Красного Креста. Довольно скоро деятельность Красного Креста шагнула далеко за рамки простой первой помощи. Однако, о важности подобной деятельности в организации помнили всегда. Именно поэтому с самого начала и по сей день Красный Крест проводит большую работу по созданию программ первой помощи, а также распространению и популяризации таких знаний.
В России современная программа обучения первой помощи была начата в 1995 году. Тогда специалисты Канадского Красного Креста привезли в Москву 16-часовую программу международного стандарта Первой Помощи. Кроме этого они полностью оборудовали манекенами и пособиями полноценный учебный класс и подготовили первых российских инструкторов. Первый год курсы полностью спонсировались Канадским Красным Крестом. Второй год финансирование проходило на паритетных началах – половину средств поступало от Российского Общества Красного Креста, а вторая половина от Канадского Красного Креста.
По условиям, поставленным западными партнерами, к третьему году программа должна была полностью выйти на самоокупаемость, чтобы не зависеть от стороннего финансирования. Надо сказать, что на базе Российского Общества Красного Креста, к тому моменту, уже шесть лет существовал отряд спасателей-добровольцев, поводом создания которого послужило землетрясение в Армении (1988).
Усилия по выведению проекта «Первая помощь» на самоокупаемость взяли на себя спасатели. Изначально все задумывалось как некий социальный бизнес, способный решить как минимум три основных задачи. Во-первых – организовать обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Во-вторых – дать возможность спасателям зарабатывать на жизнь не только традиционным промышленным альпинизмом и иными работами, мало связанными со спасением, а позволить им преподавать собственный опыт и знания, полученные во время работы спасателям, обычным людям. Третьей задачей стала социальная реабилитация спасателей, выходящих на пенсию или по иной причине не имеющих возможность работать в составе оперативных групп.
С 1996 года сотрудники отряда РОКК начали адаптировать западную программу под российские реалии. Сделать предстояло многое. В первую очередь – привести программу в соответствие с российским законодательством. А затем – создать методики преподавания, которые учитывали бы менталитет и предыдущий опыт россиян, те отрывочные знания и представления о первой помощи, которые они получали в школах, ВУЗах и армии.
Адаптация программы прошла успешно и была одобрена представителями Канадского Красного Креста. К началу 2001 года по ней было подготовлено более 35000 человек. В первую очередь базовые знания по оказанию первой помощи получили сами спасатели – работники разных отрядов, от «Центроспаса» до региональных ПСО. К 2004 году стало понятно, что без серьезной поддержки коммерческих структур курсам, так необходимым населению, не выжить.
Группа спасателей решает объединить усилия с компанией «Экомедсервис», занимавшейся комплектованием медучреждений оборудованием, мебелью и расходными материалами, поставками для медицины катастроф и средств спасения и разработкой новых современных медицинских технологий и материалов. С тех пор и по сей день проект Консультационно-тренинговый центр «Школа Первой Помощи» неуклонно развивался, вовлекая в свою орбиту новых спасателей-преподавателей и, конечно, благодарных учеников. В 2007 г «Школа Первой Помощи» выросла из отдельного проекта в самостоятельную структуру и выделена в отдельное юридическое лицо ООО "Олл Сейфити".
На сегодня силами центра подготовлено около 40 грамотных инструкторов, способных самостоятельно вести курсы. Подавляющее их большинство – действующие спасатели из поисково-спасательных подразделений Москвы и Подмосковья. Программу Первой помощи прошли десятки тысяч человек не только в Москве, но и в российских регионах и таких городах, как Санкт-Петербург, Нижневартовск, Самара, Сургут, Лазаревское, Пермь, Нягань.
В дополнение к базовому курсу Первой Помощи разработаны иные тренинги – от курса для горнолыжников/сноубордистов и лавинной подготовки до курса по выживанию в условиях пожара, ДТП и обрушения. Вот уже несколько лет Консультационно-Тренинговый центр ведет программу для больших предприятий, в которую, кроме обучения персонала первой помощи, входит полноценный аудит безопасности объектов и рабочих мест силами профессиональных спасателей, пожарных и медиков.
Клиентами Школы стали различные предприятия и организации – от компаний Топливно-Энергетического комплекса («ЛУКОЙЛ Оверсиз Сервис Лтд», «ТНК-ВР»), производственных компаний («VOLVO», «Хьюлетт Паккард») и банков (Банк «Петрокоммерц») до торговых центров («Леруа Мерлен»). Обучение первой помощи прошли и бойцы армейских формирований. Например, 45 гвардейского отдельного разведывательного ордена Александра Невского полка специального назначения ВДВ.
Так что же такое – курсы Первой Помощи, которые преподаются в этой школе? Начнем с определения самого понятия. Итак, Первая Помощь – это обеспечение пострадавшему психологического и физиологического комфорта, предотвращение осложнений. Именно так. Специалисты могут не согласиться с подобной формулировкой, но прошу не забывать – курсы рассчитаны в первую очередь на обычных граждан, не имеющих медицинского образования и медикаментов.
Что человек может сделать в промежуток между обнаружением пострадавшего и приездом «скорой»? Он может не навредить и сделать так, чтобы состояние пострадавшего на момент появления врача не ухудшилось. Как уже было сказано, в основе программы – четкий и понятный алгоритм поведения на месте происшествия, позволяющий быстро оценить угрозы, опасности и состояние потерпевшего. Человек, знающий алгоритм, не тратит время на пустые размышления и не впадает в панику. На уровне подсознания в голове его забиты простые действия:
Осмотреть место происшествия и убедиться, убедиться, что угрожает мне и потом - что угрожает пострадавшему.
Осмотреть пострадавшего и постараться понять, есть ли угроза его жизни и если да, то от чего он может умереть прямо сейчас.
Вызвать специалистов
Оставаться с пострадавшим до приезда специалистов, стараясь сохранить или улучшить его состояние доступными методами.
Именно в таком порядке и никак иначе. Увы, россияне, воспитанные на уроках героизма и присказке «Сам погибай, а товарища выручай», не знают простую истину – один труп всегда лучше, чем два. Психологически понять это довольно сложно – такая постановка вопроса не вяжется со всеми понятиями о долге, чести и совести. И тут очень важно довести до понимания слушателя, что, поставив под угрозу собственную жизнь, он в результате не сможет спасти другого. А действия, связанные с риском для жизни – удел специалистов – пожарных, спасателей и т.п.
Первичный осмотр пострадавшего не требует глубоких медицинских знаний. Тут надо ответить на простые вопросы: есть ли у пострадавшего признаки жизни (сознание, дыхание, пульс), и есть ли у него травмы, от которых он умрет прямо сейчас. К примеру – артериальное или просто сильное венозное кровотечение, травмы позвоночника и основания черепа, открытые черепно-мозговые травмы. Нет – отлично! Вызывается скорая и до ее приезда пострадавшему оказывается психологическая помощь – простая забота о нем. Поговорить, согреть, посадить поудобнее. Эти на первый взгляд простые действия крайне эффективно снижают последствия шока – состояния, серьезность которого до сих пор недооценена.
Если состояние пострадавшего более серьезное – включается правило, которое формулируется просто: «Действуем, как акыны степей – что видим, с тем и боремся». Нет сознания – нестрашно. Контролируем дыхание и пульс. Нет дыхания – начинаем искусственную вентиляцию легких и так далее. Все очень просто, и после отработки на ролевых играх, которым на курсах посвящена половина учебного дня, запоминается до автоматизма.
Но самое главное – о чем до поры до времени не подозревают люди, проходящие курс – не научить человека реанимационным действиям и специфическим методам первой помощи. Главное – то, ради чего эти и другие – во всем мире – курсы действуют – это убить в человеке непричастность. То чувство, из-за которого сотни прохожих проходят мимо лежащего на земле человека. Чувство, порождаемое не эгоизмом, а простым непониманием того, что делать. Ведь как только находится один, решившийся подойти к лежащему, вокруг собирается толпа желающих помочь. Но не знающих, как. Вот этих знающих, людей, в критической ситуации не теряющихся, а оказывающих помощь и способных организовать спасение, Школа Первой Помощи и готовит. И то, что в нашей стране за эти почти десять лет работы появилось несколько тысяч человек, желающих помочь и знающих, как это делать – заслуга спасателей, не пожалевших времени и сил на развитие такого казалось бы безнадежного дела – обучения первой Помощи.
|