Годы жизни: 1832г. - 10.04.1879
Мокульский С.С.
Родился в мещанской семье. В 1850 после окончания Московского театрального, училища, несмотря на успешные занятия в классе драмы, был зачислен фигурантом в московскую балетную труппу. Решив стать драм. актёром, Васильев берёт в 1850—54 отпуска для практики в провинции. Начав с небольших ролей, В. уже в 1853 занял первое положение в черниговском театре. В 1854 был уволен из моек. труппы и начал постоянную работу в провинции. В 1854—60 с успехом играл в Харькове, Полтаве, Одессе, Кишинёве. Огромное влияние на В. оказало творческое общение с А. Е. Мартыновым Харьков, 1855), у которого Васильев научился глубоко проникать во внутренний мир действующего лица, отыскивать в самой ничтожной роли жизненную правду и на этой основе создавать живой образ. Последователь простой и естественной школы игры, В. тяготел к художественному национальному репертуару. В 1860 был принят в Александрийский театр на роли Мартынова.
В. увлекал зрителей вдохновенными эмоциональными порывами, страстностью, силой трагизма и ярким юмором. Вместе с тем игра В. была тщательно продумана, он передавал тончайшие оттенки мыслей и чувств. В. с равным успехом играл как в драме, так и в комедии. Для его творчества характерны скупость сценических приёмов, отказ от внешних эффектов, предельная простота. Художник-реалист, В. был мастером в изображении рус. жизни и рус. характеров. Наивысшие творческого достижения В. связаны с исполнением ролей в пьесах Островского.В 20 пьесах Островского В. сыграл 24 роли, способствуя утверждению драматургии Островского па не герб. и провинциальной сцене. Среди этих ролей: Любим Торцов ("Бедность не порок", 1857), Тихон ("Гроза", 1860), Подхалюзин ("Свои люди — сочтёмся", 1861), Бальзаминов ("Праздничный сон до обеда", 1862, "За чем пойдёшь, то и найдёшь", 1863), Краснов ("Грех да беда на кого не живёт", 1863), Милашин ("Бедная невеста", 1864). Любим Торцов в исполнении В. был человеком, сохранившим честь, благородство, страстность натуры, способным на страстные порывы чувств. Драм. дарование В. с полной силой проявилось в образе Краснова, в кром он раскрывал большую человеческую трагедию. Играя Подхалюзина, В. создал тип до страстности алчного и наглого хищника, сохранив в то же время комедийную направленность роли. Дерзко и смело, с большим юмором играл Васильев Бальзаминова, подчёркивая младенческую непосредственность, порывы необузданной фантазии своего героя. Глубоким драматизмом отличалось исполнение В. роли Тихона.
Среди лучших ролей Васильева — также Осип ("Ревизор", 1857), Кочкарёв ("Женитьба", 1857), Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1856). Голодный, грубый и неопрятный Осип В. был хитёр и проницателен. Кочкарёва Васильев играл как человека кипучей натуры, обуреваемого жаждой деятельности. Образ Расплюева сатирически обличал деградирующее рус. дворянство. В игре В. комедийность сочеталась с большим драматизмом (Кузовкин — "Нахлебник" Тургенева, 1862). Демократизм, гуманизм, народность искусства В. с особой силой проявлялись в образах русских крестьян — Анания ("Горькая судьбина" Писемского, 1863) и Михаилы ("Чужое добро в прок не идёт" Потехина, 1857).
Васильев был мастером эпизодических ролей; блестяще играл, напр., почти бессловесную роль князя Тугоуховского ("Горе от ума", 1862). В. много приходилось играть в бессодержательных водевилях и комедиях, но и в этом репертуаре Васильев создавал живые, реалистические характеры: Ладыжкин, Боярышников, Делакторский ("Жених из долгового отделения", 1858, "Не в деньгах счастье", 1859, и "Испорченная жизнь", 1861, Чернышева), Арханов ("Петербургские коршуны" Дьяченко, 1868} и др. В. выступал также в концертах с чтением произведений Достоевского, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
В. потрясал зрителя пламенным темпераментом. Ф. М. Достоевский писал: "...Игра его действительно оказалась чем-то невиданным и неслыханным. Да, я не видал до сих пор в трагедии актера подобного Васильеву". Близость актёра-демократа к передовым обществ. кругам, его резко отрицательное отношение к безыдейным пьесам и к сценической фальши вызвали вражду к нему со стороны театр, начальства и актёров, следовавших устаревшим канонам. В. не давали играть роли, даже назначенные ему самим Островским, систематически вводили на его роли в классическом репертуаре дублёров. Осенью 1864 В. вынужден был уйти из театра (с 1 января 1865 работал в Вилыю артистом и режиссёром). Передовая критика, защищавшая Васильева от нападок реакционной прессы, настойчиво требовала его возвращения в театр, и в сент. 1865 В. вернулся в труппу Александрийского театра. Но после возвращения В. в театре положение его ухудшилось, роль Грозного ("Смерть Иоанна Грозного" А. К.Толстого, 1867)он готовил в атмосфере острого недоброжелательства. В. играл редко и чаще всего в ничтожных пьесах. Его прошение в 1872 о переводе в Москву дирекция оставила без внимания. В 1874 он вынужден был уйти из театра и одновременно из театрального училища, где с 1868 вёл драм. класс (среди учеников В.— А. М. Дюжикова, Е. И. Левкеева, А. А. Мартынов, П. М. Свободин). В 1874—75 В. выступал в Моск. общедоступном частном тре, исполняя здесь свои лучшие старые роли, в т. ч. любимую роль Вырина ("Станционный смотритель" по Пушкину) и новую — Городничего (впервые сыграна в 1874 в Киеве). С 1875 В. гастролировал в провинции, связи с крой никогда не порывал. В 1875 сыграл свою последнюю крупную роль—Фамусова. Образ, созданный В., обличавший бюрократизм и чиновничье угодничество, был отмечен в то же время барским добродушием, юмором. В 1877 больной В. хлопочет о возвращении в петербургскую труппу, но получает отказ. В. оставил сцепу незадолго до смерти.
|