кажымукан мунайтпасов казахский спортивный борец
Наиболее известен в мире спортивных единоборств сильнейший мусульманский борец, представитель казахского народа Кажымукан Мунайтпасов. С его именем связано зарождение и развитие физической культуры и спорта в Казахстане в XX веке и, в частности, греко-римской (французской) борьбы. Ему единственному в дореволюционный период удалось прорваться на международную арену и прославить не только себя, но и свой народ на спортивных аренах многих стран мира.
Родился Кажымукан в Акмолинской области. Его отец Мунайтпас Ернаков был человеком весьма скромным и очень бедным, но обладал недюжинной физической силой, часто выходил победителем в борцовских поединках. Кажымукану не было и 17 лет, когда он уже был известен, как сильнейший борец, имеющий на своём счету немало побед над известными в то время в Акмолинской области борцами.
В 1901 году в Омске проходит чемпионат по французской борьбе. Молодой казахский борец, не испытавший ещё горечи поражений, решается выступить против профессионалов. Он принимает вызов самого сильного из них Андрея Злобина. Эта схватка оказывается тяжелым испытанием не только для Кажымукана, но и для самого Злобина, впервые встретившего достойного соперника со стороны любителей. На стороне Злобина опыт и техника, поэтому схватка заканчивается его победой, но лишь через 18 минут. Эта встреча имела огромное значение для Кажымукана и его жизненного пути. Русский борец, испытавший колоссальные физические возможности молодого казахского силача, советует ему выбрать борьбу своей профессией. По совету Злобина и некоторых своих друзей Кажымукан едет в Петербург. Здесь он поступает в школу борцов знаменитого Ивана Владимировича Лебедева. В школе Лебедева Кажымукан проучился около двух лет в 1903-1904 гг. Первый крупный успех приходит к Кажымукану в 1905 году в Харбине. Он завоевал золотую медаль, выступая в борьбе "джиу-джитсу". Кажимукан прошел чемпионат без единого поражения и получил титул "Чемпиона Маньчжурии". У него было несколько псевдонимов: "Муханура", "Черный Иван", "Красная маска", но чаще всего в дооктябрьскую эпоху его именовали "Муханура".
До революции предприимчивые директора чемпионатов и ловкие репортеры выдавали его то за японца, то за маньчжура, татарского борца, но только не за казаха. Так, например, в 1909 году Кажымукан выступал в группе знаменитого эстонского борца, чемпиона мира Георга Луриха. Говоря о ведущей группе своих борцов, Лурих в отношении Кажымукана пишет: "Сын Востока японец Муханура. Он борец крепкого и редкого сложения, отличается дикостью и свирепостью в борьбе".
Кажымукан действительно был на редкость крепкого, богатырского телосложения: рост 195 см, вес 139 кг (в 1946 году он весил 174 кг), окружность бедер 71 см, бицепсы 47см, окружность шеи 56см, размер обуви 54 (приведены данные профессора З. Коныратбаева).
В 1910 году в Америку выезжает большая команда европейских и русских борцов. За океаном они разделились на несколько групп. В одной был Кажымукан. Самым успешным выступлением Кажымукана в турне по городам Южной Америки была его победа в столице Аргентины Буэнос-айресе, где Кажымукан награжден большой золотой медалью. Из Южной Америки он вернулся, видимо, в 1910 году. Это следует из того, что в декабре 1910 года и в январе 1911 года он уже выступал на международном чемпионате в Москве. В этом чемпионате Кажымукан за сравнительно короткое время побеждает Разумова, Шнейдера, Иоганесова, Винтера и Аполлона. Очень ожесточенной была его встреча с выдающимся борцом Циклопом, закончившаяся через 20 минут вничью. На седьмой день чемпионата Кажымукан встретился с самим хозяином-Лурихом. Но двадцатиминутная схватка не дала результата. Тогда Лурих вызвал его на реванш. Он состоялся на следующий день. Проходит контрольное время, а Лурих не может одолеть своего соперника. Теперь Лурих идет на другую хитрость: просит продлить время. Подкупленные им судьи идут ему навстречу и, в конечном счете, объявляют его победителем.
В апреле 1911 года Кажымукан выступал в Петербурге. Среди участников чемпионата, проходившем в летнем саду "Фаре", было несколько чемпионов мира, в том числе Рауль де Раун и Георг Лурих. Кажымукана постигла та же участь, что и на предыдущем чемпионате: в середине состязаний его дисквалифицировали якобы за нарушение правил. Не успел Кажымукан отойти от Петербургского чемпионата, как его при гласили на международные соревнования в Варшаве, где Кажымукан встретился с такими первоклассными борцами, как знаменитый Поль Абс, чемпион России Иван Яго, немецкий борец Шульц. Кажымукану достается малая золотая медаль. Серебряной медали был удостоен Лаубе, и только бронзовой прославленный Поль Абс.
Через полгода Кажымукан возвращается в столицу Польши еще раз, чтобы принять участие в первенстве Варшавы. Казахский борец занял призовое место, но выше его оказались чех Поспешил, чемпионы мира Зафт и Лурих. За Кажымуканом шли знаменитый китайский великан Ли Хун Синг и Лаубе.
В мае 1912 года Кажымукан боролся в Саратове, чемпионат носил международный характер. Казахский борец был награжден серебряной медалью, его афишировали здесь под своим именем, но выдавали за татарина.
В 1912 году Кажымукан принял участие в одном из интереснейших соревнований сезона. Состязание проходило в Нижегородском цирке Сур, который находился на Новобазарной площади в шумной и деловой части города. Решался вопрос: кому достанутся большая и малая медали "Всероссийского чемпионата". Выступления Кажымухана с первых дней были успешными. Он уверенно расправлялся со своими соперниками и вышел в финал. Но к концу чемпионата подъехал способный борец, цирковой артист Николай Турбас, которого, вопреки правилам, включили в соревнования. Схватка Турбаса и Кажымукана решала судьбу I и II места. Кажымукан в этой схватке пытался подавить своего соперника мощными толчками, обессилить физической мощью. Хотя Турбас много раз был на грани поражения, но благодаря ловкости успевал ускользнуть от железного захвата. Но дальше происходит то, чего не ожидал ни Кажымукан, ни Турбас, ни зрители: "И вдруг, очутившись за чертой ковра, после сильного толчка обеих его рук, пишет Турбас, почувствовал, что лечу в оркестр. Трещат инструменты, кричат зрители, раздаются вопли ушибленных людей". Турбас стал вторым финалистом и вспоминал: "Между нами особенно выделялся своей фигурой и силой киргизский атлет Кажымукан. Он имел широчайшие плечи, колоссальную силу, длинные руки, что имело большое значение в борьбе …. Многие борцы боялись его и неохотно вступали с ним в борьбу".
Турбас был нижегородцем, поэтому непредвиденный случай задел зрителей. Они, будучи незнакомыми с правилами борьбы, активно вмешивались в работу судей. Когда Кажымукан явился за кулисы, чтобы переодеться, то там его поджидали вооружённые люди. Кажымукану оставалось только уйти через чёрный выход. Таким образом, большая золотая медаль была присуждена Н.Турбасу, а малая золотая Кажымукану.
В 1913 году Кажымукан выступал в нескольких крупнейших международных чемпионатах с участием таких выдающихся представителей французской борьбы как Иван Поддубный, Иван Заикин, Николай Вахтуров, Алекс Аберг. В некоторых из этих чемпионатов Кажымукан выступал вполне успешно, занимая места в первой тройке. Блестящий успех выпал на долю Кажымукана в конце 1913 года в г. Троицке. Он здесь 18 раз выходил на ковёр и 18 раз ушел победителем. В числе побеждённых Кажымуканом оказались знаменитый немецкий борец Шмидт, сильнейший французский борец Фисури Колос, популярный эстонский силач Тигане, известный русский борец Петров. Кажимукану был присуждён первый приз.
С большим успехом выступал Кажымукан в 1914, 1915, 1916 гг. Среди борцов, с которыми он встречался, были такие знаменитости того времени, как чемпион мира француз Лассартес, выдающиеся негритянские борцы Чемберс Ципс и Джо Моро, румын Чернояну и многие другие. Но одного из них, с кем "скрестил" своё искусство Кажимукан, следует выделить особо. Это один из самых сильнейших борцов мира поляк Збышко-Цыганевич. О силе чемпиона мира Збышко-Цыганевича говорит хотя бы тот факт, что он несколько раз встречался с самим королём борцов Иваном Поддубным и все схватки, судя по официальным данным, заканчивались в ничью. Правда, в двух из этих встреч победа должна была быть на стороне Поддубного, но этому, как говорят его биографы, помешало необъективное судейство. Встречи Кажымукана со Збышко-Цыганевичем также носили необыкновенно острый характер. Польский спортсмен, имея огромную силу и большой собственный вес, в то же время обладал превосходной техникой борьбы.
Не из простых борцов был и Кажымукан. Уступая в технике многим своим соперникам, он превосходил их в физической силе. О необыкновенной силе Кажымукана говорит такой случай. Как-то в Жмеринке борцов попросили перетащить сейф. Видя, что его друзья плохо справляются с такой работой, он с помощью верёвок взваливает железную глыбу на спину и поднимается с ней на второй этаж. Присутствующие не могли вымолвить ни слова. Они знали, что сейф весит 450 кг. Человека, обладающего такой фантастической силой, трудно было перебороть. Не смог его перебороть и Станислав Збышко-Цыганевич.
Кажымукан отличался ещё одной особенностью стремительностью в атаке. Кроме того, если Кажымукану удавалось сделать плотный захват, то от него оторваться было уже невозможно. Эти качества казахского борца давали повод некоторым журналистам охарактеризовать его как "дикий", "свирепый", "безжалостный" и т.п. Но самое обидное было то, что его часто исключали из соревнований как спортсмена, "нарушающего" правила соревнований. Это ставило Кажымукана в безвыходное положение. Против него обычно действовала группа борцов, которые добивались у директора соревнований, чтобы казах во время соревнований не применял свои "страшные" приёмы.
Кажымукан был одним из близких и искренних друзей замечательного русского силача, чемпиона мира Ивана Шемякина. Русский борец отличался честностью, принципиальностью и неукротимостью характера.
Но такой человек не всегда нравился дельцам от спорта. И он оказался не у дел. В 1914 году Кажымукан приехал в Нижний Новгород, знакомый ему по многим международным соревнованиям. На этот раз основным соперником Кажымукана оказался Вестергард Шмидт, тот Шмидт, который год назад потерпел поражение от него в Троицке. Шмидт был не только борцом, но и хитрым дельцом. Он состоял членом так называемого Международного союза борцов, главное управление которого находилось в Берлине.
Шмидт, набивший руку на махинациях, решил перехитрить Кажымукана. Заранее зная исход встречи, он выдвинул такое условие, которое было бы не по возможностям Кажымукана. Немецкий борец заявил, что он согласен бороться с Кажымуканом только за личный приз. Ценность приза определил в 100 рублей. Эта сумма была в то время для Кажымукана целым состоянием. И он, разумеется, не мог достать её. Тогда борец обратился к зрителям в цирке с просьбой поручиться за него или внести его долю. Кажымукан полагал, что новгородцы хорошо знают его, может быть, найдётся какой-нибудь богатый любитель, который внесёт 100 рублей. Не успел он обратиться к собравшимся, как из толпы вышли двое молодых людей и вручили арбитру 100 рублей. Однако это были не местные жители, а земляки Кажымукана семипалатинцы, братья Нурлан и Абдулла Есереновы. Схватка Шмидта и Кажымукана была принципиальной со всех точек зрения. Продолжалась она недолго. Шмидт, ошеломлённый с первых же минут на редкость энергичными рывками, завершавшимися молниеносными бросками, лежал на лопатках.
Особенно знаменательна в спортивной биографии Кажымукана его встреча с чемпионом Японии по борьбе джиу-джитсу Саракики Джиндофу. Это было в Токио. После официального закрытия чемпионата мира по французской борьбе на ковёр вышел японский силач и заявил, что он, применяя приёмы борьбы джиу-джитсу, заставит лечь на лопатки любого борца из любой страны мира. Ни один из борцов не отозвался на призыв. Всем борцам было известно, что в этом виде борьбы не существует запрещённых приёмов. Разрешается ломать и выкручивать руки и ноги, кусаться, душить, применять самые дикие силовые и болевые приёмы рукопашного боя. До этого было несколько случаев, когда некоторые европейские борцы пытались проучить самоуверенных японцев, но возвращались домой инвалидами. Сначала Кажымукан не понимал, почему в зале все притихли. Когда ему перевели слова японского чемпиона, он сбросил свой чапан и, не задумываясь, выбежал на арену.
Японец прыжком оказывается рядом с Кажымуканом и разрывает ему ухо, затем резко отходит от него. Затем вновь, приближаясь в прыжке, разрывает Кажымукану нижнюю губу. Истекая кровью, Кажымукан, изловчившись, берёт японца в свой мощный захват и с огромной силой и резкостью швыряет его на ковёр и тем самым кладёт конец мифу о непобедимости японцев в борьбе джиу-джитсу. Схватка японского борца с Кажымуканом закончилась для японца трагически. Он через некоторое время скончался. О смерти Саракики имеется несколько сообщений. В одном из них говорится, что он скончался от разрыва сердца, в других что сошел с ума.
Таким образом, можно сказать, что Кажымукан был одним из самых выдающихся борцов мира и стоял в одном ряду с самыми прославленными из них. "По всему миру гремела тогда слава русского богатыря Ивана Поддубного и казахского батыра Кажымукана", писал впоследствии один из русских борцов, выступавший на арене профессиональной борьбы более 20 лет.
Земляки Кажымукана гордились успехами своего соотечественника, считали его национальным героем. В 1913 году, когда Кажымукан был ещё сравнительно молодым борцом, газета "Казах" опубликовала заметку под названием "Казахогатырь". В ней говорилось: "В данный момент в Петербурге, Москве, а также и иностранных государствах выступает казахогатырь. Зовут его Мукан Мунайтпасов. Сейчас ему перевалило только за 30 лет. Его грудь украшает множество медалей. Когда он выходит на арену, его представляют публике: "Любимый борец Петербурга". Его псевдоним Муханура. Прошлой зимой он выступал в цирке Чинизелли. Среди казахов до сего времени были борцы, известные только местному населению, но не было борца, который был бы известен всем и высоко поднимал авторитет казахского народа. Богатырь Мукан занимает первенство в этом отношении.
Кажымукан успешно боролся в Харбине, Токио, Стамбуле, Константинополе, Варшаве, Лондоне, Париже, Берлине, Буэнос-айресе, других столицах мира. Выступление казахского 53 атлета видели жители 24 стран мира, что говорит о высоком авторитете Кажымукана на международной арене.
За свои спортивные успехи Кажымукан был награждён множеством ценных призов и медалей. К концу жизни он сохранил 48 золотых и серебряных медалей. Но в это число не входят медали, завоёванные до 1910 года, которые сгорели при пожарах цирка в Турции, а также в городе Челябинске. После революции, уже в СССР, он приступает к организации состязаний по борьбе в Казахстане. По его инициативе такие чемпионаты стали проводиться во всем регионе Средней Азии и Казахстана.
Много побед одержал Кажымукан и в советский период. Но одно из этих выступлений оставило неизгладимый след в его жизни.
1927 год. Оренбург, большой чемпионат по борьбе. Кажымукан победоносно завершает чемпионат. После соревнований Казахский Центральный Исполнительный Комитет вынес решение присвоить Кажымукану за его заслуги в спорте, в революционном движении почётное звание "Батыр казахского народа". Это была самая почетная и радостная награда в его жизни.
С именем Кажымукана связана ещё одна замечательная страница культурной жизни казахского народа. Вокруг казахского силача группируются талантливые люди: певцы, акыны и музыканты. В 1926 году в Кызыл-орде, тогдашней столице республики, они открывают первый в истории казахского народа профессиональный театр. В нем Кажымукану была отведена важная роль. Посмотреть на сказочного богатыря и его силовые номера с тяжестями в театр шли все новые и новые зрители. Группа Кажымукана с каждым днём пополнялась новыми талантами из народа. Так казахский богатырь волею судьбы становится во главе зарождающегося профессионального искусства в республике. В театре начали свой путь замечательные артисты и певцы, имена многих из них стали известны всей стране. Это один из победителей (вторая премия) всемирного конкурса исполнителей народного творчества в Париже в 1927 году артист А. Кашаубаев, лауреат Государственной премии, народный артист К. Куанышбаев, народный акын-импровизатор И. Байзаков и другие.
50 лет своей жизни отдал казахский богатырь Кажымуан спорту и цирковому искусству. Славный сын казахского народа Кажымукан Мунайтпасов скончался в колхозе "Ленинтуы" Чимкентской (ныне Южно-Казахстанской) области 11 августа 1948 года. После смерти батыра на его могиле установлен памятник, в селе Темирлановка открыт дом-музей борца; его имеем названы совхоз Бугунского района и одна из улиц г.Алматы. В Алматы школе-интернату спортивного профиля также присвоено имя легендарного сына казахского народа. О нём написаны книги, сняты фильмы. Жизнь и деятельность этого замечательного человека служит примером и образцом безграничной любви к Родине.
|