Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников дебютировал в печати в 1908 году. В 1910 году его произведения были опубликованы в альманахах "Студия импрессионистов" и "Садок судей", ознаменовавших рождение русского литературного футуризма. Подпись Хлебникова значится под программным манифестом сборника "Пощечина общественному вкусу", увидевшего свет в декабре 1912 года. А в одноименной листовке, вышедшей вслед за сборником, соратники по футуризму объявили Хлебникова "гением -великим поэтом современности", который несет "Возрождение Русской Литературы". В предисловии к "Творениям" Хлебникова, вышедшим в 1914 году, В.Каменский писал: "Хлебников -это примечательнейшая личность, доходящая в своем скромном, каком-то нездешнем уединении, до легендарной святости, своей гениальной непосредственностью сумел так просто, так убедительно строго пересоздать всю русскую поэзию во имя современного искусства". Культ Хлебникова, провозглашенный футуристами, был рассчитан на утверждение футуризма в целом.
Сам Хлебников по свойствам натуры не был приспособлен для участия в шумном футуристическом движении: он не умел выступать перед массовой аудиторией и участвовать в публичной полемике, мало заботился об издании своих произведений. Предельная непрактичность и самоуглубленность, органическая неспособность к пребыванию на одном месте и постоянные, внешне бессистемные, перемещения по стране делали невозможным стабильное взаимодействие Хлебникова с футуристами.
Тем не менее участие Хлебникова в движении было по-настоящему весомым и значительным. Принципиальным для футуризма были его книги: "Творения. Том 1: 1906--1908 г." (М.[Херсон], 1914), "Ряв! Перчатки. 1908-1914 гг." (СПб., [1914]), "Изборник стихов.1907-1914 гг." (Пг., 1914), совместная с А.Крученых поэма "Игра в аду" (М., [1912]; 2-е издание -СПб., [1914]); он участвует почти во всех футуристических сборниках; им написаны важные для движения теоретические работы -"Учитель и ученик" (1912), "Битвы 1915-1917: Новое учение о войне" (1914), "Время -мера мира", "Труба марсиан" (обе -1916), "Наша основа" (1919) и другие.
Общепринятый термин "футуризм" Хлебников заменял придуманным им словом "будетлянство", считая движение "будетлян" глубоко национальным явлением. Визит в Россию в 1914 году Ф.Т.Маринетти вызвал у Хлебникова отрицательную, даже агрессивную реакцию.
Своеобразие личности Хлебникова и уникальный характер его творчества породили почти легендарный образ идеального поэта-изгоя, странника и провидца. При этом многие сомневались в возможности восприятия Хлебникова широким читателем. В.Шкловский в 1926 году писал: "Он писатель для писателей. Он Ломоносов сегодняшней русской литературы. Он дрожание предмета -сегодняшняя поэзия -его звук.
Читатель его не может знать.
Читатель, может быть, его никогда не услышит".
Однако художественные открытия Хлебникова дали веское основание говорить о его "ферментирующем влиянии" (Ю.Тынянов) на русскую поэзию. В.Маяковский, считавший Хлебникова "поэтом для производителя" (для поэтов), утверждал, что он открыл "новые поэтические материки". Той же мысли придерживались поэты, напрямую не связанные с футуризмом. "Гением и человеком больших прозрений" считал Хлебникова М.Кузьмин. Самую выразительную характеристику "гражданину всей истории, всей системы языка и поэзии" дал О. Мандельштам: "Какой-то идиотический Эйнштейн, не умеющий различить, что ближе -железнодорожный мост или "Слово о полку Игореве". Поэзия Хлебникова идиотична -в подлинном, греческом, неоскорбительном значении этого слова. <...> Каждая его строчка-начало новой поэмы. Через каждые десять стихов афористическое изречение, ищущее камня или медной доски, на которой оно могло бы успокоится. Хлебников написал даже не стихи, не поэмы, а огромный всероссийский требник-образник, из которого столетия и столетия будут черпать все, кому не лень".
"Люди моей задачи, -сказал в 1921 году Хлебников, -умирают тридцати семи лет". Умер он в деревне Санталово Новгородской губернии.
|