(?-1606)
В доме своего отчима, боярина князя Василия Юрьевича Голицына, Петр Федорович получил хорошее воспитание, оказавшее благотворное влияние на развитие его богатых природных способностей. Освобожденный царем Федором Иоанновичем от родовой опалы, преследовавшей Басмановых со времен Грозного, он был пожалован в стольники, и с этих пор начинается возвышение и слава Петра Федоровича, унаследовавшего, по словам Н.М. Карамзина, “дух царствований отца и деда, с совестью уклонною, не строгою, готовою на добро и зло для первенства между людьми”.
Борис Годунов, видевший в нем одни только достоинства, в 1599 г. отправил его в звании воеводы для постройки крепости на реке Валуйке, в 1601 г. пожаловал окольничим и в 1604-м послал вместе с князем Трубецким с войском против первого Самозванца главным образом для защиты Чернигова. Но так как еще на пути они услышали о взятии этого города Самозванцем, то решили запереться в Новгороде-Северском, к которому вскоре подступили и войска Лжедмитрия.
Тогда-то, в минуту опасности, Басманов явился во всем блеске своих достоинств и взял верх над Трубецким. Он принял начальство в городе и своим мужеством, верностью и благоразумием с успехом боролся против измены и страха горожан; отразил приступ Лжедмитрия, отверг все его льстивые предложения и выиграл время для появления ополчения под стенами города Борисова. С прибытием подкрепления он удачной вылазкой (21 декабря 1604 г.) окончательно заставил Самозванца снять осаду. За это Басманов был награжден царем Борисом. Вызванный в Москву, он был встречен знатнейшими боярами, и для торжественного въезда его Борис выслал собственные сани. Из рук царских он получил золотое блюдо с червонцами, множество серебряных сосудов, богатое поместье, сан думного боярина и деньгами две тысячи рублей.
Бояре, стоявшие у кормила правления, смотрели на Петра Басманова как на лучшего и надежнейшего защитника отечества, и они не поколебались вручить ему после смерти Бориса главное начальство над войсками. Но, достигнув такого положения, Басманов в своих честолюбивых стремлениях пошел еще дальше. Он захотел стать первым в ряду бояр и единственным царским советником. 17 апреля он присягает новому царю Федору, сыну Бориса Годунова, а 7 мая переходит в лагерь Лжедмитрия вместе со всем войском.
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
Своим переходом он открывал Самозванцу давно желанный путь в Москву и уже одним этим приобретал право на значительную награду. И действительно, во все время царствования Лжедмитрия Басманов играл выдающуюся роль, был его единственным верным клевретом и защитником до последней минуты. Но Лжедмитрий и Басманов торжествовали недолго.
Наступило достопамятное утро 17 мая 1606 г., загремел набат в Москве, народ ворвался в Кремль. Басманов, ночевавший во дворце Самозванца, разбуженный поднявшимся шумом, решился защищать Лжедмитрия до последней возможности. С мечом в руках он остановился в дверях, заграждая вход во внутренние покои, где находился Самозванец, рассек голову одному ворвавшемуся безоружному дворянину и сам тут же упал под ударами ножа дворянина Татищева.
Обнаженные останки его вместе с трупом Лжедмитрия были выставлены на Лобном месте, и только через несколько дней сводный брат его Голицын получил позволение похоронить тело у церкви Николы Мокрого.
|