Факультетской терапевтической клинике принадлежит почетное место в развитии отечественной внутренней медицины. Это старейшая клиника внутренних болезней в Московской Медицинской Академии им. И.М.Сеченова (она была основана в 1846 году), прославившаяся своими выдающимися учеными. Врачебная, научная и педагогическая деятельность руководителей факультетской терапевтической клиники - А.И.Овера, Г.А.Захарьина, В.Д.Шервинского, Л.Е.Голубинина, Н.Ф.Голубова, Д.Д.Плетнёва, М.И.Вихерта, М.П.Кончаловского, З.А.Бондарь - связана с рядом важнейших событий в медицинской науке и медицинском образовании.
Большую роль в клинике отдавали паталого-анатомическому, и клинико-морфологическому на правлениям. Бурное развитие внутренней медицины в нашей стране обязано именно этой клинике, а так же академику РАМН, профессору, доктору медицинских наук Владимиру Никитичу Виноградову.
В 1946 году под руководством Владимира Никитича Виноградова была организована электрофизиологическая лаборатория, в которой разрабатывались вопросы нейрогенной регуляции сердца, генеза изменений ЭКГ, при остром инфаркте миокарда, экспериментального воспроизведения атеросклероза.
Новаторство в лечении, стремление использовать самые эффективные терапевтические методы и принципы организации лечебного процесса всегда характеризовали коллектив факультетской терапевтической клиники. Следует особо подчеркнуть, что в конце 50-х, начале 60-х годов во многом усилиями Владимира Никитича Виноградова коренным образом были изменены принципы лечения больных острым инфарктом миокарда (организация специальных бригад, скорой медицинской помощи, развертывание в стационарах палат интенсивного наблюдения, специальная подготовка медицинского персонала). В факультетской терапевтической клинике само отделение интенсивной терапии было открыто в 1959г., а сама робота по осуществлению новых принципов проводилась в тесном контакте с Московской станцией скорой помощи. За разработку проблемы острого инфаркта миокарда В.Н.Виноградову в 1969 г. (посмертно) была присуждена Государственная премия СССР наряду с другими выдающимися учеными Советского Союза (Чазов, Лукомский, Кулешевский, Янушкевич).
Но Владимир Никитич Виноградов являлся не только выдающимся клиницистом, но и талантливейшим преподавателем. Из-под его “крыла” вышли многие врачи, которые до сих пор работают в клинике и продолжают дело, начатое Владимиром Никитичем Виноградовым. О его преподавательской, лечебной и научной работе пойдет речь в моём докладе.
Научно-практическая работа.
О Владимире Никитиче Виноградове можно говорить бесконечно - как о выдающем враче, прекрасном организаторе. Прежде всего, хотелось бы осветить его деятельность научного работника. Следует заметить, что наука для Владимира Никитича Виноградова никогда не была самоцелью: он рассматривал научные исследования как средство совершенствования диагностика и лечения. Словом, “все для больного, всё во имя больного”, как всегда подчёркивали его ученики, хотя сам Владимир Никитич Виноградов вот так прямо никогда и не говорил. И действительно, Владимир Никитич Виноградов всегда был осведомлён о самых последних разработках в области диагностики и терапии. Прекрасно владея немецким и французским языками, он был в курсе достижений зарубежной медицины, а на его письменном столе в клинике и дома всегда можно было видеть последние номера “Zeitschrift fur Innere Medizine”, “Malfdie de Coeur”, новейшие монографии зарубежных авторов.
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
Перечень разрабатывавшихся в клинике проблем занял слишком много места, так как он охватывает практически все разделы внутренней медицины. Это кардиология и гастроэнтерология, пульмонология и эндокринология, различные инструментальные и биохимические методы исследования. Нелишне помнить, что ещё в 30-е годы по инициативе Владимира Никитича Виноградова (в период его пребывания во II ММИ) были введены в практику работы терапевтической клиники гастроскопия и бронхоскопия - методы, без которых в настоящее время невозможно представить полноценное обследование больного. В послевоенные годы в факультетской терапевтической клинике I МОЛМИ стал внедряться метод радиоизотопной диагностики заболеваний щитовидной железы, а также началось использование радиоактивных изотопов для лечения некоторых форм патологии этого органа и болезней системы кроветворения. Для своего времени это был несомненный прорыв. Постоянно находясь в курсе “острых” проблем медицины, Владимир Никитич Виноградов очень живо отреагировал на открывшуюся перспективу хирургического лечения приобретённых пороков сердца, и в 600 коечной клинике (первой из терапевтических клиник страны) стало проводиться зонирование правых отделов сердца и лёгочной артерий с последующим введением рентгеноконтрастного вещества. При этом проблема разрабатывалась комплексно: наряду с зондированием сердца потребовалась совершенствование рентгенологической диагностики, изучение газового состава крови, внедрение неинвазивных методов (фонокардиография и векторкардиография).
В области пульмонологии Владимир Никитич Виноградов чрезвычайно большое внимание уделял бактериологическим исследованиям. Невозможно было представить, чтобы в истории болезни у больного с лёгочной патологией не оказалось данных о чувствительности к антибиотикам бактериальной флоры содержимого бронхов или мокроты. В последующем. При изучении вопросов этиологии и патогенеза ревматизма и острого гломерулонефрита, в клинике были освоены иммунологические методы определения противострептококковых антител.
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Зарегистрироваться в сервисе
Поистине можно поражаться широте интересов Владимир Никитич Виноградов. Его нельзя было назвать кардиологом или гастроэнтерологом, это был терапевт широкого профиля. Трудно переоценить вклад Владимир Никитич Виноградов в лечение острого инфаркта миокарда. Впервые, в 1957 г Владимир Никитич Виноградов делал доклад по клинической картине и осложнениях инфаркта миокарда, а уже через год в клиник открылась первая в стране инфарктная палата. Инфарктная палата со временем выросла в отделение. В сентябре этого года
“ПАЛАТА” стала независимой клиникой. Было бы не правильно считать Владимира Никитича Виноградова узким догматиком: он чрезвычайно интересовался и теоретическими вопросами медицины. Появлению палаты интенсивной терапии в конце 40-х годов в клинике открылась электрофизиологическая лаборатория АМН СССР, в которой разрабатывались теоретические вопросы электокардиологии. Из числа проведенных тогда исследований особо следует выделить серию работ по изучению генеза изменений, обнаруживаемых на ЭКГ в острой стадии инфаркта миокарда. Кстати сказать, из этой лаборатории получили путёвку в жизнь такие прикладные методы исследования, как пищеводная элекрокардиография и векторкардиография. Позднее, когда возрос интерес к проблемам атеросклероза, в этой же лаборатории была осуществлена серия соответствующих экспериментальных исследований.
Владимир Никитич Виноградов широко привлекал к научным исследованиям молодежь. Быть приглашенным в кабинет Владимира Никитича Виноградова и получить от него задание на разработку какого-либо вопроса - это было всегда событием, которое потом долго обсуждалось в ординаторских. На получивших тему научной работы смотрели с известной долей зависти. Владимир Никитич Виноградов был всегда строг к исследователям; сам тщательно контролировал количество и качество клинического “материала”. Он требовал репрезентативности материала с тем,чтобы выводы работы могли быть высоко достоверными. Вместе с тем Владимир Никитич Виноградов был достаточно снисходителен к “благим” заблуждениям молодых сотрудников. Однако он был требователен к тщательному сопоставлению клинической картины с данными лабораторно-инструментральных методов исследования. В клинике активно привлекали к демонстрации больных на клинических конференциях студентов 6-го курса, что, несомненно, было событием.
Педагогическая деятельность.
Кстати о лекциях. У Владимира Никитича Виноградова на лекциях царила загадочная странная атмосфера, где студенты находились под гипнозом лектора. Но был ли это гипноз? Нет, не был. Все дело в том, что Владимир Никитич Виноградов готовился к лекции за 2-3 недели, искал подходящего больного. Если лекция была посвящена эксудативному плевриту, то в клинику клали 2-3 человек, а то и 4-5 пациентов с этим заболеванием. И Владимир Никитич Виноградов придирчиво выяснял, кто же из них может подойти для лекции. Когда больной все-таки выбран, Владимир Никитич Виноградов ежедневно посещает его, смотрит, и к моменту лекции знает не хуже лечащего врача.
Наконец день лекции. За 15 минут до начала Владимир Никитич Виноградов спускается в комнату, прилегающую к аудитории, и остается там один. Но ходит по комнате, думает о чем-то своем, немножко хмурится, и в эти минуты к нему лучше было не подходить. Должна быть особо уважительная причина, чтобы в эти предлекционные минуты побеспокоить Виноградова. Но при всём лекторском опыте Владимир Никитич, волновался перед каждой лекцией, как будто бы читал её в первый раз. Его лекции отличались ясностью, четкостью изложения, глубоким пониманием данного конкретного больного и анализом этой конкретной ситуации, постоянным контактом с аудиторией. Владимир Никитич Виноградов, если спрашивал аудиторию, то был очень удовлетворен правильным ответом.
Следует добавить, что свои лекции Владимир Никитич Виноградов заканчивал так, что ему аплодировал весь лекторий. И однажды произошел интересный эпизод. Владимир Никитич считал, что студентам 4-го курса не следует показывать инкурабельных больных. У них может сложиться негативное отношение к медицине. И вот “РАК ЖЕЛУДКА”. Лекция, помимо всего прочего, должна была показать, на сколько эффективна современная медицина. Сложилось так, что, обыскав клинику, соседские хирургические учреждения, пациента с ранним проявлением рака желудка не удалось отыскать. И на лекции пришлось показывать больного с метастазами, который, конечно, был обречён. Владимир Никитич закончил лекцию словами, что, к сожалению, больной обречён. “Что же делать врачу, если пациент попал к нему слишком поздно и его спасти его нельзя? В этом случае врач должен сделать все, чтобы облегчить страдания больного, чтобы больной умер, благословляя врача”. И под бурю аплодисментов вышел из аудитории.
Лекции Владимира Никитича записывались и передавались от одного поколения к другому. Они были чрезвычайно ценными по своему содержанию, но гораздо больше получал тот, кто непосредственно слушал Виноградова.
Обходы Владимира Никитича были регулярными. Каждую неделю несколько дней он посвящал обходу палат. И для каждого больного было событием появление в палате Виноградова. К ним задолго готовились и больные, и врачи. Врачи волновались, и напряжение передавалось на больных.
Владимир Никитич чрезвычайно подробно выслушивал все доклады. И обычно он всё понимал на стадии рассказа о больном, а дальнейший осмотр лишь подтверждал его предположение. Хотя диагноз больного мог уже быть известен, все же Слово Владимира Никитича становилось решающим. К Тому же Виноградов интересовался не только диагнозом, но и лечебным процессом. И пациенту без аппетита он так мог со вкусом рассказать о разных блюдах, что уж во всяком случае, у стоявших рядом разыгрывался аппетит. Он интересовался даже тем, что у дольного в тумбочке, особенностью жизни пациента, вероисповеданием, работой.
Виноградов был очень строг с врачами, иногда даже при больных. Но ни разу не было того, чтобы он накричал на пациента, нагрубил ему. Правда, была у него маленькая слабость: он ненавидел курящих больных, и всякий раз категорически произносил “ Выписать немедленно!”. И это указание было единственным, которое не выполняли ординаторы. Этому, вполне возможно, способствовало и то, что заведующий отделением, в котором лежали язвенные больные, Алексей Андреевич Лаптев, сам, выйдя из палаты, с наслаждением закуривал папироску.
Иногда волнение пациентов приводило к нежелательным последствиям. Порой даже возникала аритмия, которая за весь период наблюдения себя не проявляла. Владимир Никитич не выделял никого из больных. Если бывали те редчайшие случаи, когда его почему-либо просили посмотреть какого-нибудь больного не в силу тяжести, а по другим соображениям, что раньше не практиковалось, Виноградов шел и смотрел всю палату. Но однажды поступил больной, который поставил в тупик Владимира Никитича. Это был простой рабочий с завода, лежавший с абсцессом лёгкого. Виноградов, услышав, что заболевание продолжается несколько недель, категорически сказал: “Оперировать!” С профессором Виноградовым не спорили, но пациент, набравшись смелости, сказал: “Профессор, извините, а можно я скажу?" - "Скажите, куцо" - Ответил Виноградов. “ В армии во время войны я несколько раз попадал в госпиталь. И вот легкие ранения у моих соседей заживают быстро, а у меня на две- три недели, а иногда и на месяц может позже, чем у всех. Такая, наверно, моя особенность. Так, может быть, и здесь я обойдусь?” Виноградов, подумав, сказал: “С операцией подождать”. Этот пациент выздоровел, и оперативное вмешательство не понадобилось.
Заключение.
Много добра и пользы принес в этот мир Владимир Никитич Виноградов. Он обучал студентов не только ставить диагноз, но и правильно вести лечение, думать о больном, прежде всего как о человека, а не о какой- то нозологической единице заболевания. Он стремился, как можно больше дать знаний студентам, ординарцам, бескорыстно работал на Московскую Медицинскую Академию, делая её передовой в области терапии и интенсивной терапии, хирургии не только в СССР, но и за рубежом. Монографии, написанные Владимиром Никитичем Виноградовым, до сих пор используются врачами при диагностики различных заболеваний, он многое сделал для того, чтобы МОЛМИ было известно на весь мир уже в советское время. И можно с уверенностью сказать, что основы лечения, диагностики заболеваний, заложенные Виноградовым в Терапевтической клинике, до сих пор оставляют её на ведущих позициях.
Список литературы:
1. Сыркин А.М.- “Владимир Никитич Виноградов на лекции и на обходе”, Исторический вестник Московской Медицинской Академии им И.М. Сеченова Том4, Москва, 1996г.
2.Маколкин В.И. “ Воспоминания об учителе- академике В.Н. Виноградове”, Исторический вестник Московской Медицинской Академии им И.М. Сеченова Том4, Москва, 1996г.
3. Маколкин В.И. “ Роль Факультетской терапевтической клиники ММА им. И.М. Сеченова в развитии отечественной внутренней медицины”. Исторический вестник Московской Медицинской Академии им И.М. Сеченова Том 4, Москва, 1996г.
|