(? - 1560)
Первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми. Отец ее, Роман Юрьевич, был окольничим при Иване III. После смерти отца Анастасия жила со своей матерью Иулианией Федоровной.
Еще до венчания Ивана Васильевича на царство разосланы были грамоты по городам с предписанием свозить девиц на смотр наместникам; выбранные наместниками привозились в Москву, где царь выбирал из них себе невесту. Он предпочел остальным Анастасию.
Эта необыкновенная красавица была, похоже, единственной любовью грозного царя. Венчались они 3 февраля 1547 г. Говорили, молодая жена имела большое влияние на государя. По словам летописи, “предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели”, хотя, по словам К. Валишевского, “влияние Анастасии на царя было преувеличено, как преувеличено все в этой легендарной стране”. Необузданный царь оставался верен ей до ее смерти.
Анастасия родила трех дочерей: Анну, Марию, Евдокию, которые умерли во младенчестве, и сыновей Дмитрия (погиб в возрасте одного года от небрежности няньки), Ивана (убит Иваном Грозным) и Федора, недолгое время бывшего русским царем после смерти отца.
В 1559 г. Анастасия захворала; ее увезли в Коломенское, где она и скончалась.
Смерть жены тяжело отразилась на душевном состоянии Ивана. Подозрение, что она была отравлена недругами Захарьиных, и явилось одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.
В отравлении царицы Иван Васильевич также подозревал Алексея Адашева и Сильвестра. Доказательств прямых не было никаких, кроме показаний польки Магдалены, тайной католички, жившей в доме Адашева; однако они были добыты под пыткой. Возможно, Магдалена оговорила себя и своего покровителя Адашева. А возможно, царя не подвела его невероятная интуиция: ведь бывшие “избранные” боялись того влияния, которое имела на мужа царица, и готовы были на все, чтобы ослабить это влияние и вернуть себе расположение Ивана Грозного.
Брат Анастасии, Никита Романович, был дедом царя Михаила Романова.
|