"Я не из самых старых футуристов,-как вышел первый "Садок судей"-не помню",-писал о своей будетлянской молодости выдающийся литературовед и писатель, участник ОПОЯЗа, один из зачинателей формальной школы в литературоведении Виктор Борисович Шкловский.
Футуристический дебют молодого ученого состоялся 23 декабря 1913 года, когда в петербургском кафе "Бродячая собака" им был прочитан доклад "Место футуризма в истории языка", послуживший основой его книги "Воскрешение слова"(СПб., 1914).
Присутствовавший на чтении доклада В.Пяст позже писал, что Шкловский "казался именно румяным как яблочко мальчиком, выпрыгнувшим в футуризм прямо из детской". "Юный ученый энтузиаст распинался по поводу оживленного Велимиром Хлебниковым языка, преподнося в твердой скорлупе ученого орешка квинтэссенцию труднейших мыслей Александра Веселовского и Потебни,-уже прорезанных радио-лучом собственных его, как говорилось тогда, "инвенций",-он даром мощного своего именно воскрешенного, живого языка заставляет слушать, не шелохнувшись, многочисленнейшую публику, наполовину состоящую чуть не из "фрачников" или декольтированных дам". "Воскрешение слова" и последовавшая вскоре работа "О поэзии и заумном языке" положили начало серьезному теоритическому исследованию футуризма, а появление в среде будетлян человека с такой высокой филологической культурой, какой обладал Шкловский, стало для них событием весьма важным.
"В лице Шкловского,--вспоминал Б.Лившиц,-к нам приходила университетская -никогда не слишком молодая -наука. Это было уже интересно: взглянуть на свое отражение втолько что наамальгированном стекле, которое мы, вероятно, постеснялись бы признать зеркалом истории.<...>Шкловский пришел к нам со стороны, из университетского семинария, как филолог и теоретик: до тех пор к нам доносилось оттуда только пренебрежительные насмешки да брань. Кроме того, он был хороший оратор: говорил с неподдельным задором, горячо и плавно, не заглядывая ни в какие бумажки. Нам оставалось только поздравить себя с таким союзником".
Как поэт Шкловский выступил в печати лишь однажды: в альманахе "Взял: Барабан футуристов" (Пг., 1915) были опубликованы два его стихотворения, которые, впрочем, сам автор позже оценил как "совсем плохие".
К футуристам же Шкловский причислял себя до конца жизни.
|