Веселов А.В.
Современная Россия, живущая по законам рыночной экономики, не представляется без таких общедемократических принципов как равенство участников гражданского оборота, автономия их воли и свобода договора [1]. Положительные качества рыночной экономики несомненны и выражаются в бесконечном просторе для проявления предпринимательской инициативы и широких гарантиях защиты нарушенных прав. Но вполне естественны и отрицательные стороны, большинство которых сводится к увеличению числа судебных споров и, следовательно, в чрезвычайной загруженности судебной системы.
Правосудие, вынужденное рассматривать огромное количество исков в сжатые процессуальные сроки при ограниченном числе судей, справляется с поставленной перед ним задачей зачастую в ущерб качеству судебного разбирательства. Что же вытекает из неудовлетворенности сторон качеством вынесенного решения? Апелляция, кассационная жалоба - и, таким образом, судебная система вынуждена иметь дело с процессами, тянущимися годами, а на плечи сторон ложится все бремя судебных издержек.
Поиск эффективного механизма разрешения коммерческих споров, позволяющего разгрузить судебную систему, его усовершенствование, постоянно продолжается. Деловой мир признал способы альтернативные разрешения споров, важнейшим из которых является третейский суд. Результатом явился рост числа третейских судов, что обуславливает значимость и актуальность рассматриваемой проблемы.
Развитие третейского разбирательства в нашей стране имеет продолжительную историю. Прообраз современных третейских судов встречается в летописях XII века. Как утверждал А.И. Вицын, "все писатели единогласно повторяют, что суд посредников, частных лиц, предшествовал суду общественной власти" [2] и "третейский суд - первобытная форма суда, общая многим народам" [3]. Таким образом, есть основания полагать, что третейское разбирательство существовало на Руси и до XII века, до становления государства, однако документальных подтверждений этого не найдено. Летописи достоверно подтверждают существование этого вида судов уже в XIV в. (Ипатьевская летопись 1169 г. рассказывающая о споре Великого князя с удельным князем, рассмотренном по правилам третейского разбирательства с участием доверенных с обеих сторон). Следующее упоминание разбирательства при посредниках встречается в договорной грамоте Великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым 1362 г., где имеется следующая запись: "А чего я буду искать на твоих бояр, или чего ты будешь искать на моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и будут судить, а если их голоса разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут" [4]. Следует иметь в виду, что разбирательство через "третей" должно было стать оптимальным для управляющего сословия в период раздробленности Древней Руси, при ее постоянных междоусобицах. В то же время для простых сословий стимулом обращаться к суду через посредников были высокие пошлины государственных судов.
Со времен царя Ивана IV (с середины XVI века) институт третейского судопроизводства пользовался официальной государственной охраной и поддержкой [5]. А в Соборном Уложении 1649 г. была законодательно закреплена сила третейского решения, и каждому предоставлялось право обратиться в третейский суд по обоюдному соглашению с другой стороной. Во второй половине XVII века институт третейского суда вошел в состав общего российского законодательства [6].
Далее поиски эффективного механизма альтернативного разрешения споров, который позволил бы разгрузить государственную судебную систему, велись в России юристами на протяжении почти двух веков. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что только в период с 1734 по 1831 гг. в России было принято более 20 законодательных актов, регламентирующих возможность рассмотрения и разрешения споров по справедливости и принятым обычаям в третейских судах, процедуру их создания и порядок функционирования [7].
Хотя такое большое количество различных нормативных актов, регламентирующих третейское судопроизводство в России XVII-XIX веков, и базировалось на статье Соборного Уложения "О третейском суде" 1649 г., однако пользоваться ими на практике было крайне затруднительно. Разрозненность и противоречивость этих источников создавали много трудностей как для обращающихся в третейский суд, так и для самих третейских судей, а также и для государственных органов, осуществляющих принудительное исполнение их решений [8].
15 апреля 1831 г. императором Николаем I было утверждено Положение о Третейском суде. Данное Положение отменяло практически все предыдущие нормативные акты, регламентирующие создание и деятельность третейских судов, и становилось общим законом об этих учреждениях. С этого времени и до судебной реформы 1864 г. в России существовали так называемые узаконенные третейские суды, предназначавшиеся для рассмотрения споров между членами товариществ, по делам акционерных компаний и т.п. (по существу корпоративные споры). Судам предписывалось руководствоваться правилами и обычаями, принятыми в коммерции. Истец и ответчик самостоятельно определяли, на основании чего (какого конкретно договора, обычая и т.п.) посредники должны разрешать их конфликт. В противном случае он разрешался третейскими судьями на основании закона. Если одна из сторон уклонялась от выбора посредника, то он назначался представителями судебной власти. Как правило, в посредники назначались канцелярские чиновники правительственного суда, которые не могли отказаться от этой повинности [9]. Наряду с узаконенным третейским судом существовал и добровольный. Отличие добровольного третейского суда от узаконенного было в том, что он устанавливался добровольно по усмотрению сторон, и его решение было окончательным и обжалованию не подлежало.
Положение о Третейском суде 1831 г. было включено целиком в Свод Законов Российской Империи издания 1833 г. и переиздано с некоторыми дополнениями в 1842 и 1857 гг. Судебной реформой 1864 г. узаконенный третейский суд законодательно был отменен, но фактически он перестал существовать еще раньше.
Кажущееся упрощение и либерализация законодательства о третейских судах не привела однако к их развитию. По свидетельству компетентных ученых, в конце XIX и начале XX веков в России существовало очень мало третейских судов [10].
В советский период данный институт так же не остался без внимания и был признан новой властью как средство защиты нарушенных или оспоренных прав Декретом о суде 24 ноября 1917г. ГПК 1922 и 1924 гг. содержали положения о третейском суде.
Законодательное закрепление деятельности третейских судов имело свое отражение в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.), ГПК РСФСР (1964 г.) и в других нормативных актах. Так, разрешение третейскими судами споров между советскими организациями в СССР стало возможным после появления Постановления Совета Министров СССР от 23 июля 1959 г. "Об улучшении работы государственного арбитража" [11]. Позже третейское разбирательство регулировалось Положением "О третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями", утвержденным Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 30 декабря 1975г. N 121 [12]. Характерно, что в этот период третейские суды формировались сторонами для рассмотрения конкретного спора.
Тем не менее, в условиях административно-командной системы третейский суд не получил широкого распространения и законодательного развития в СССР. Как исключения, можно назвать только два третейский суда - Морская арбитражная комиссия и Внешнеторговая арбитражная комиссия, созданные при Всесоюзной Торговой Палате СССР соответственно в 1930 и 1932 гг. Эти суды сохранились до сегодняшних дней изменив лишь названия - Морская арбитражная комиссия и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-Промышленной Палате Российской Федерации.
Новый этап развития третейских судов начался в 1991 г. с принятия закона "Об арбитражном суде", содержавшего в ст. 7 "право на обращение в третейский суд и к посреднику" [13]. В 1992 и 1993 гг. были приняты два нормативных акта о третейском суде: "Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров" и закон "О международном коммерческом арбитраже". Временное положение о третейском суде положило начало формированию третейских судов в России. Третейские суды стали создаваться по всей стране при самых разнообразных организациях: торгово-промышленных палатах субъектов РФ, биржах, ассоциациях, объединениях и т.п. Только в 1993 г. в РФ при различных биржах было создано более 400 постоянно действующих третейских судов, что в пять раз превышало общее количество государственных арбитражных судов.
Но помимо этих новых законодательных актов до настоящего времени действуют Приложение 3 к ГПК РСФСР 1964г., а так же ряд международных соглашений как России, так и СССР.
Неоднородность законодательства и отсутствие системности уже не первый раз в истории нашей страны порождают неоднозначное толкование правомочий и компетенции третейского суда. Эти объективные недостатки вынудили, казалось бы, законодателя идти на развитие правовых основ данного института, следствием чего стало принятие Государственной Думой в первом чтении федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" в 1998 г, после чего проект остался без внимания. Но развитие третейских судов имеет большое значение для России. Основными преимуществами этого суда перед государственными могут быть экономия времени и средств на издержках, возможность негласного разбирательства и легитимный выбор судей для узкопрофессионального разбирательства. Эти аспекты несомненно привлекут внимание законодателя и будут окончательно урегулированы.
Список литературы
1. Ст.1, 2, 421 Гражданского кодекса РФ.
2. Вицын А.И. Третейский суд по русскому праву, историко-догматическое рассуждение. М., 1856. С. 3.
3. Там же. С. 110.
4. Там же. С. 5.
5. Там же. С. 8.
6. Волков А.Ф. Торговые третейские суды. Историко-догматическое исследование. - СПб. 1913. С. 46-47.
7. Вицын А.И. Указ. соч. С. 8-13.
8. Волков А.Ф. Указ. соч. С. 87.
9. Там же. С. 87.
10. Суханов Е.А. // Третейский суд. 2000. ?2. С. 21.
11. СП РСФСР. 1959. ? 15. Ст. 105.
12. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1976. ?6. С. 3.
13. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. ? 30. Ст. 1013.
|