В России в ХVII-ХVIII веках получило широкое распространение сектантство, и в условиях усиления господства царского самодержавия и поддерживающей его православной церкви стало, спасаясь от церковного и полицейского произвола, распространяться в окраинные регионы Российской империи, Русские сектанты сыграли большую роль в хозяйственном освоении многих глухих, отсталых регионов этой империи, распространившись в своём движении из центральных губерний далеко в Сибирь, Алтай, Закавказье» Среднюю Азию и т.д. Они не только приспосабливались к местным незнакомым условиям и этническому окружению, но и оказывали весьма благотворное влияние на культурное и хозяйственное развитие регионов их поселения.
Одной из самых значительных сект» широко распространившихся не только по территории Российской империи, но и в США, Канаде, Мексике, Австралии является этническая группа духовных русских христиан, называемая молоканами, Предки молокан относятся к русскому крестьянству и некоторым народностям Российской империи(молоросам и мордве).По своему вероисповеданию с давних времён они принадлежали к греко-российской церкви, хотя по своему внутреннему убеждению не признавали поклонения мёртвым деревянным, каменным и другим изображениям Бога, выполненным по замыслу и представлению отдельных мастеров.Они исповедовали веру во всемогущего и вездесущего Бога, обитающего в живом человеке, объясняя, что такие вещи как икона и крест, исполненные руками человека,п...не есть божество - а лишь вымысел людской", что поклонение таким бездушным вещественным изображениям, как крест и икона, является идолопоклонством, отступлением от истинного Творца неба и земли.
На учении молокан в период его формирования сказались влияние западного протестантизма (особенно баптизма), которые отвергали церковь с её атрибутами и священнослужителями.
Учение молокан утверждает, что православная церковь отошла от заповедей Иисуса Христа, и, что истинная Христова Церковь существовала только четыре века, пока Вселенские соборы и учителя церкви произвольным толкованием библии не извратили Христово учение и не смешали его с язычеством, Учение утверждает, что истинную Христову Церковь составляют только духовные христиане, которые не приемлют ни преданий, ни постановлений Соборных, ни Писаний церковных учителей, а исповедуют лишь то, чему учит Библия.
Духовные христиане (молокане) призывают стремиться к достижению нравственного совершенства, поклоняться только Духу Божьему, ибо Бог есть Дух, призывают не выполнять законов, противоречащих Слову Божьему, особенно избегать рабства, войны, военной службы и всего того, что создаёт насилие над человеком. Это учение стало быстро распространяться в XVIII веке среди крестьян, а затем - мещан и купечества Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Пензенской и других центральных губерний России.Таких верующих первоначально именовали иконоборцами. Впоследствии их стали называть молоканами за то, что они, нарушая требования православной церкви во время постов употребляли молоко, как наиболее доступный крестьянам продукт литания.
Господствующему режиму и православной церкви инакомыслящие были не по душе, и на их головы обрушились гонения и наказания. Особенно положение ухудшилось с наступлением эпохи царствования Николая 1. Молоканам стали запрещать исправлять свои обряды, трудно стало наниматься на работу к лицам православного вероисповедания, Было запрещено выдавать паспорта и отлучаться от мест приписки, что затрудняло занятие торговлей и батрачеством. Специальным указом в 1830 году им было запрещено расселяться в ряде южных провинций России, куда многие из них стремились. Им было позволено селиться лишь в Закавказье. С этого времени началось узаконенное удаление молокан и духоборцев из среды православного населения России.
По решению наместника Кавказа для расселения молоканам и духоборцам были отведены земли в граничащих с Турцией и Персией губерниях: Тифлисской, Эриванской, Елизаветпольской (Гянджа) и Шемаханской (Баку). Образование гражданских поселений русских сектантов в Закавказье приходится, в основном, на начало сороковых годов XIX столетия.
Привлечение русского населения осуществлялось как путём создания военных поселений, когда солдаты, помимо несения воинской службы имели своё крестьянское хозяйство и семью, так и расселением гражданского населения из числа сектантов. Русские поселения из числа военных и казаков были созданы в северо-западной части Армении и примыкающей к ней регионам, по трассе следования российских войск на Карс и далее на Эрзерум. Затем здесь в 1841-1845 гг. на территории Ахалцихского уезда Грузино-Имеретинской губернии появились ещё восемь поселений сосланных сюда из Таврии духоборцев из числа донских казаков.
Другая волна расселения русских в Закавказье происходила со стороны Тифлиса по направлению Елизаветполь (Гянджа) - Шемаха (Баку) - Дилижан - Еленовка (Севан) - Ахта (Раздан). К этой волне относились, в основном, выходцы из Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской и Воронежской губерний. Первое же сектантское поселение Закавказья (село Базарчай) было основано в 1832-1833г.г. на территории Восточной Армении, в Нахичеванской губернии.
Первоначально крестьяне занимались разработкой земель и хлебопашеством, чему научила их исконная родина. Затем со временем началось занятие скотоводством, ремёслами (плотничанье, кузнечное дело и др.), извозным промыслом.
Введение некоторых положений и правительственных актов, направленных на улучшение состояния сектантов в Закавказье и их статуса, послабления в вопросе вероисповедания послужили причиной увеличения численности русских за счёт добровольного переселения сюда сектантов из России. На новое место крестьяне переселялись с разрешения местных общин и властей при согласии администрации Закавказского края.
Миграция всегда была под силу предприимчивым людям» а новые условия жизни требовали усердия, смекалки. Сознание ответственности перед семьей, стремление развить своё личное хозяйство требовало трудолюбия, экономии во всём, трезвости и добросовестности в работе. Эти качества молокан сохранились до настоящего времени и потому многие современные хозяйственные руководители ценят их как хороших, добросовестных работников.
Эти качества позволили молоканам довольно быстро обзавестись хозяйством и создать крепкие, многодетные семьи. Началось сооружение добротных жилых домов, хорошо обустроенных усадеб. Как неизбежность появилось и расслоение на богатых и бедных. Но, следуя вероучению, все они считали себя равными перед Богом и людьми, проповедовали необходимость оказания помощи братьям по общине. Не следует зариться на чужое, не укради, не ссорься с окружающими, помоги ближнему - лот основные принципы, которые провозглашались о их общинах и которых старались придерживаться их члены.
Они успешно решали также и задачу приспособления к новым местам обитания не только в аспекте налаживания своего быта в соответствии с природными условиями, но и регулирования отношений с властями и местными жителями. Ведь их новыми соседями стали армяне, азербайджанцы (их тогда называли татарами), грузины, курды» отношения с которыми складывались непросто, причем а каждом случае но-разному. Требовалось терпение и уважение к тем, на чьи земли они прибыли.
Местному населению было чему поучиться у прибывших, так как молокане принесли в эти районы более совершенные орудия труда, новые лучшие породы скота, более передовые методы ведения хозяйства.
Молокане многое переняли к у местного населения: стали разводить овец, изготавливать и широко употреблять в пищу сыр, зелень и т.д.
Отношения с местным населением начали стабилизироваться именно на почве экономических контактов, так как никаких других сфер первоначально здесь и быть не могло.
Именно благодаря большому трудолюбию переселенцев, а также созданию благоприятных условий для развития их предприимчивости в результате ряда манифестов Александра II, многие из них за короткий промежуток времени создали крепкие хозяйства, сильно повысили благосостояние своих семей. Однако, введённая в конце XIX столетия всеобщая воинская повинность, которую молокане отвергали как акт насилия над человеком, заставила их снова подумать о переселении в места, где можно было бы избежать этого. Таким местом, где они могли найти мир, счастье и свободу вероисповедания» представлялась далёкая заокеанская Америка, давшая приют многим обездоленным и страждущим. Не осталась без внимания и совсем заброшенная на край света Австралия. Это стало одной из причин переселения части молокан Закавказья в Америку, Канаду и Австралию, которая проходила в основном в период с 1905 по 1911г.
Другой причиной переселения некоторых семей в начале нынешнего века в Карсскую область (ныне находящуюся в Турции) и Сальские степи (Ростовская область), послужило малоземелье. Молоканские семьи в основном были многочисленными и насчитывали по 12-15 человек, так что со временем, с ростом численности населения стала наблюдаться нехватка земли.
В поисках лучшей доли, благосостояния в молоканских общинах тем не менее не забывали о духовной жизни, бережном сохранении традиционного бытового уклада, старинных русских обычаев, обрядов. Особое место в жизни молокан занимала Библия» которая является до настоящего времени настольной книгой в большинстве молоканских семей. Люди, хорошо знающие Библию и другую духовную литературу, всегда пользовались большим уважением, что в определённой степени подталкивало молокан к овладению грамотой. Большое внимание уделялось образованию детей» во многих молоканских сёлах функционировали школы. Так, в 1905г. в Закавказье насчитывалось 49 русских школ в сектантских поселениях, где обучалось 2562 учащихся.
В последующие годы, особенно с развитием системы образования при установлении советской власти многие дети молокан получили возможность обучаться в высших и средних учебных заведениях, защищать диссертации, становиться высокообразованными специалистами. Несмотря на то, что они выбывали из сектантов, тем не менее они пользовались большим уважением у своих земляков.
После революции 1917 года политика новых властей была направлена на разрушение замкнутости молокан, на борьбу с их религиозностью и культурой. Раскулачивание в 30-е годы нанесло большой удар по молоканству. Очень многие главы семейств были подвергнуты гонениям, заключены в тюрьмы и сосланы не столько по причине раскулачивания, сколько из-за их глубокой религиозности. Раскулачивание явилось лишь ширмой для борьбы с верующими в Бога. В эти годы многие стали оставлять свои хозяйства и переезжать в города. Процесс этот усилился с насильственным зачислением всех в колхозы и разрушением их образа жизни.
В шестидесятые и семидесятые годы стала наблюдаться миграция молокан уже обратно, на свою историческую родину - Россию. Особенно активный выезд имел место среди молодёжи, которая после окончания институтов или других учебных заведений стала покидать республики Закавказья, где она, несмотря на проповедуемый интернационализм, не могла в полной мере найти применение своим знаниям как в экономической, так и общественной жизни.
Вслед за молодыми стали уезжать и представители старшего поколения, которые в своём большинстве перебрались в сельские районы Ставропольского и Краснодарского краёв, где плодородные земли благоприятные климатические условия позволили им быстро достичь более высокого материального уровня жизни.
В связи с ростом национальных достижений, начиная с 1989 года процесс миграции русских стал особенно интенсивным. Перевод делопроизводства на национальный язык и придание ему статуса государственного были негативно восприняты всеми русскими, проживающими на территории республик Закавказья. Особенно сильно стимулировало выезд русских из Армении закрытие русских школ и групп с русским обучением в вузах. Не видя перспектив для получения образования и дальнейшего трудоустройства, русские стали массово покидать родные очаги, продавая за бесценок нажитое ими и их предками. Только в Армении из двух десятков русских сел ныне остались лишь два - Фиолетово и Лермонтово (да и то в последнем половину жителей уже составляют армяне). Численность молокан сократилась по сравнению с 1959 годом примерно в пять раз, составляя в настоящее время примерно пять тысяч человек. Большая часть их проживает в Ереване (примерно 2000 человек), где они заняты, в основном, на строительных или подсобных работах, в коммунальном хозяйстве, автоводителями в различных организациях и т.п.
Аналогичен род их занятий и в других городах Армении (в Ванадзоре - 30 человек, Дилижане - 200, Раздане - 60, Севане - 80).
В сельской местности, в целом, проживает почти такое же количество, как в городах: в селе Фиолетово - 1500, Лермонтово - 800, в Таширском районе (где ранее проживало 12,5 тысяч человек) осталось 400 человек, в Красносельске (где ранее проживало 3000 человек) ныне осталось лишь 50.
Указанное население состоит в основном из лиц преклонного возраста, не имеющих возможности выехать на свою историческую родину - Россию. Исключение составляет село Фиолетово, где число выехавших слишком незначительно, более того, численность и состав населения остался таким же, как в советское время.
В результате вышеуказанных причин в настоящее время во всей Армении остались только две сельские русские школы, да и те являются восьмилетними. Эти школы (в сёлах Фиолетово и Лермонтово) не обеспечивают даже среднего уровня образования, необходимого для поступления в средние специальные учебные заведения, что полностью лишает детей этих сёл перспектив на получение не только высшего образования, но и вообще какой-либо серьёзной специальности, обрекая их на подсобные работы и батрачество. Кроме того, эти школы находятся в катастрофическом состоянии: нет квалифицированных педагогов, занятия проводятся нерегулярно, здания после спитакского землетрясения не ремонтировались, крыши протекают, в классах холодно из-за выбитых стекол и отсутствия топлива. Не хватает учебников и школьных принадлежностей. медосмотров детей не проводится, и среди школьников широко распространены желтуха, рахит и другие заболевания.
Сёла не благоустроены, лишены водопроводной сети, нет регулярного электроснабжения, отсутствует даже минимальное медицинское и фармацевтическое обслуживание, в результате чего имеют место преждевременные смертельные случаи и роды на дому.
Всё вышесказанное, то есть нежелание терять родной язык, нравы, обычаи, культуру, наряду с материальными проблемами и явились основным фактором, способствующим интенсивному оттоку русского населения за пределы республики.
Подытоживая, можно заключить, что принятие закона о языке, закрытие русских школ и групп в вузах послужили одним из основных факторов массового выезда из Армении русского населения. Поэтому объяснять последнее лишь экономически факторами (блокада, кризис, безработица) -неправильно. Источником материального благополучия сельского населения основная часть русского населения республики проживала в сельской местности) является земля и личное подсобное хозяйство. При переселении в Россию молокане несут большой материальный ущерб, продавая па бесценок обустроенные за десятки лет хозяйства. Им необходимо потратить многие годы чтобы все это пробрести на новом месте жительства, влиться в новую для себя среду обитания, не совсем радушно относящуюся к сектантам-молоканам. Прекрасно зная, что их ожидают большие трудности и невзгоды, тем не менее молокане покидают Армению, ставшую для них второй родиной.
Для прекращения процесса миграции русского населения из Армении необходимо в первую очередь пересмотреть Закон о языке, создать возможность русским детям обучаться в русских школах (а не в русских классах армянских школ), открыть русские группы в вузах, увеличить объём радио- и телепрограмм на русском языке, сделать русский язык вторым государственным языком, позволяющим русскоязычному населению не чувствовать себя ущемлённым т создать ему возможность трудиться во всех сферах хозяйственной жизни и управления.
Необходимо обеспечить представительство русского населения в государственных и законодательных органах.
Учитывая необходимость сохранения духовной связи русских со своей исторической родиной, ввести институт двойного гражданства, что, несомненно, принесёт также большие экономические и политические выгоды народу Армении.
Следует помочь возрождению русских сёл в Армении, что будет способствовать созданию дешевого сельскохозяйственного рынка.
Список литературы
И. Семёнов. Этническая группа духовных русских христиан (молокан) в Армении.
|