В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании торгово-политического блока НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли, который вступил в силу в 1994 г. В настоящее время НАФТА - крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. На долю НАФТА в конце 90-х годов приходилось около 20% всей мировой торговли.
Модель североамериканской экономической интеграции в целом развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она характеризуется рядом особенностей. Во-первых, длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС. Во-вторых, НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. Так в середине 90-х годов в США направлялось до 80% канадского экспорта и свыше 70% мексиканского. В результате степень и масштабы канадско-американской и мексиканско-американской интеграции намного превзошли уровень интеграции экономики Мексики и Канады. Последние являлись скорее конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, стремившимися привлечь капиталы и технологии американских корпораций, чем партнерами по интеграции. Следует отметить, что доминирующее положение США в экономике Канады и Мексики — характерная особенность послевоенного развития этих стран. В 70-80-е годы эти страны предприняли усилия по ослаблению зависимости своей экономики от воспроизводственных процессов США. Они диверсифицировали свои внешние связи за счет расширения торгового сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией, Мексика - с Францией. В итоге доля США в совокупных иностранных частных прямых инвестициях в Канаде сократилась с 1980 по 1993 гг. с 79 до 64%. В Мексике показатели влияния США также снизились. Ослабление влияния США на экономику Канады и Мексики было обусловлено и изменением внешней политики американских корпораций.
Начиная с 70-х годов они стали все в большей мере ориентироваться на перспективные с их точки зрения страны АТР и страны Западной Европы. В итоге в прямых инвестициях американских корпораций за границей доля Канады за период 1972 — 1992 гг. сократилась с 29 до 16%, доля Канады в иностранных прямых инвестициях в США снизилась за этот же период с 23 до 7%. С начала 90-х годов в связи с усилением международной конкуренции, активизацией интеграционных процессов в Западной Европе, углублением интеграционных процессов в странах АТР в развитии НАФТА наступил новый этап— объединение всех стран Латинской Америки. К 2010 г. планируется создать полноценный североамериканский рынок. Предусматриваются поэтапная ликвидация тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, введение комплекса мер по урегулированию возможных тарифных конфликтов. Подобная мобилизация социально-экономического потенциала стран североамериканского региона, обусловленная конкуренцией с европейскими и азиатскими интеграционными объединениями, предполагает установление контроля со стороны наднациональных органов.
В Латинской Америке формируются и другие региональные интеграционные объединения: МЕРКОСУР — торгово-экономический союз Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая, который в 1995 г. подписал соглашение с ЕС о создании трансатлантической зоны свободной торговли; ЦАОР- центральноамериканский общий рынок и др.
|