Роль рек очень велика как в освоении, так и в заселении Сибири. Человек для оседлой жизни всегда выбирал берега рек. Из первичных небольших поселений впоследствии возникли города. Подавляющее большинство самых многолюдных городов мира расположено у рек. Люди, дружившие с рекой, всегда находили в ней защиту от врагов. Для них она была дорогой в соседние страны, границей, отделявшей одно племя или одно государство от другого, или местом, где брали воду для питья или поили скот.
Река орошала поля, двигала колёса мельниц, а позже – давала электрическую энергию, городам, сёлам, промышленным предприятиям. А также облегчала добычу пищи: рыбы, зверя, ягод, орех, грибов и т. д. И использовалась, как средство передвижения. Сначала на плотах и небольших судах, а в нынешнее время на кораблях, катерах и т. д. Люди давно поняли, что водный транспорт самый дешевый и самый экономичный. И потому наравне с сухопутными прокладывали водные пути сообщения.
Открытие великих сибирских рек Оби, Енисея и Лены и дальневосточного Амура составило целую большую эпоху в истории нашего государства. Основными действующими лицами этого периода были простые русские люди – землепроходцы.
После открытия Оби ничто не могло удержать русских землепроходцев в дальнейшем стремлении на восток. К другим великим сибирским рекам – Енисею и Лене, к просторам Дальнего Востока и берегам Тихого океана.
Укрепившись на берегах Оби и Иртыша, русские стали всё более углубляться в восточные области Сибири с их суровыми величественными таёжными лесами, большими полноводными реками, обилием рыбы и зверя.
Иван Грозный в послании к королеве Елизавете в категорической форме возражал против намерений англичан распространить своё влияние на районы Сибири. Он предупреждал: эти земли принадлежат русскому государству, и англичанам в них делать нечего.
Так из притязаний англичан ничего не вышло.
Русские между тем не теряли времени зря. В неведомые земли, расположенные к востоку от реки Обь, один за другим посылались отряды из “охочих” (добровольцев) и “служилых” людей. На свой страх и риск устремлялись они в тайгу, проводили в скитаниях долгие годы, перенося лишения и подвергаясь опасности. Многие погибли, не достигнув цели. Но особенно упорные и смелые сделали много полезного для государства.
Следом за землепроходцами двигались в Сибирь переселенцы. Они строили на берегах рек жильё, вырубали участки леса, осваивали земли. Из небольших поселений позднее вырастали города и сёла.
Оксфордский профессор Дж. Бейкер писал:
“Продвижение русских через Сибирь в течение 18 века шло с ошеломляющей быстротой. Успех русских отчасти объясняется наличием таких удобных путей сообщения, какими являются речные системы Северной Азии”
От заснеженных вершин Алтайских гор, преодолевая на протяжении нескольких тысяч километров обширные степи, дремучие таёжные леса, необозримые болотные массивы и тундровые равнины, несёт к Северному Ледовитому океану свои воды могучая сибирская река Обь.
“Русской Амазонкой” называл её писатель С. Елпатьевский, и это неспроста. В самом деле, эти две могучие реки весьма схожи между собой: обе берут начало на гребнях высоких гор и на большей части своего пути протекают по самым большим на Земле низменностям, занятым лесами и болотами.
Обь – двурогая река. Она берёт начало в горах двумя большими ветвями.
Левый исток – река Катунь – зарождается от ледника на самой большой вершине Алтая – Белухе. Эта бурная горная река проносит свои воды по дну глубоких тесных ущелий. Она вздувается летом от обилия талых ледниковых вод и мелеет от недостатка питания в остальные сезоны года. К устью она приходит такой же полноводной, как Урал или Кура.
Бия – правая её ветвь – вытекает из живописного Телецкого озера, называемого в народе золотым озером Алтая. В противовес Катуни. Бия – спокойная река, её плавное течение лишь местами прерывается порогами и стремнинами.
Уникальное, удивительное сочетание разнообразных и обильных природных ресурсов бассейна Оби – леса, рыбы, газа, угля тепловой и гидравлической энергии – говорит о том, что этому краю предстоит большое будущее. И хотя многое нужно ещё изучить, прежде, чем освоить, уже сейчас мы можем смело назвать бассейн Оби краем несметных богатств.
И Обь, эта “русская Амазонка”, не в пример далеко текущей от неё на другом континенте царице рек Амазонке, щедро одаривает народ сокровищами своего бассейна.
От заснеженных гребней Саян через горы и равнины, леса и степи, от южных широт до студёного Северного Ледовитого океана течёт Енисей – величайшая река нашей Родины. Енисей катит свои воды через всю Сибирь; словно измерив всю необъятную ширь, делит он глубоким руслом эту огромную страну на две равные части и отдаёт их своим сёстрам. Оби достаётся Западная Сибирь, Лене – Восточная Сибирь.
На склонах Байкальских гор гигантским ожерельем охватывающих зеркальную гладь Байкала с запада, берёт начало небольшой горный поток. Чем более отделяется он от своей колыбели, тем становится шире. И, наконец, превращается в могучую полноводную реку – Лену.
Добравшись до Енисея, русские землепроходцы слышали, что где – то далеко на востоке течёт Елюнэ – “Большая река” и живёт на ней “много народов”.
Красой Сибири, сибирской красавицей называют реку Лену.
В первой половине прошлого века на Лене были открыты богатейшие месторождения золота. В то время здесь было мало русских поселений. Но сибирские купцы частенько посещали эти места. На баржах, нагруженных товарами, они спускались вниз по реке, приставали к берегам и устраивали ярмарки. Якуты и тунгусы привозили меха и обменивали их на мануфактуру, инструменты, ружья, порох и другие нужные вещи.
Сделав такой рейс и обменяв дешевые товары на драгоценные меха, купец, добравшись до Якутска, бросал баржу и возвращался домой богатым человеком.
Вскоре весть о сказочных ленских богатствах разнеслась по Сибири и всей России. И тогда вспыхнула золотая лихорадка
К Лене кинулись толпы безумцев, жаждавших легко и быстро разбогатеть. Среди них были купцы, чиновники, ремесленники, но чаще всего – беглые преступники и солдаты.
“Нажива”, однако, оказалась делом совсем не из лёгких. Природа щедро разбросала по ленской земле клады с золотом, но запрятала их в труднодоступных местах, где нет ни жилья, ни дорог. Захоронив их в земле, она сковала её вечной мерзлотой, сделала здесь зиму суровой и долгой, а лето коротким.
Золото погубил много народа. Никем не подсчитано, сколько людей умерло от голода, болезней, нещадной эксплуатации. Но в золотоискателях никогда не ощущалось недостатка. “Людям золото – словно мухам мёд. Сколько их ни гибнет, а всё новые и новые налетают”, - говорили старые люди.
В условиях Сибири дороги прокладывать трудно. Поэтому люди стремятся как можно полнее использовать реки, самой природой созданные водные пути. Лена стала большой голубой дорогой, соединяющей южные районы Восточной Сибири (Сибирскую железную дорогу) с северными районами и с Северным морским путём. 4 тысячи километров – такова длина судоходного участка по Лене.
Мощные гидроэлектростанции на Оби, Енисее, Иртыше дают электроэнергию народному хозяйству Сибири.
Текущая река – это сама жизнь.
(В. Гюго)
Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей.
(П. Семёнов – Тян-Шанский)
Сотней солнц ты неустанно
Будешь нам светить века,
Обь – подруга океана,
Обь – великая река!
(Казимир Лисовский)
… в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея… Енисей – могучий, неистовый богатырь…
(А. П. Чехов)
Кто сравнится прозрачной водою
Ну, хотя бы с одной Ангарою?
А красою и силой своею
Кто, скажите, под стать Енисею?
А какие тут дивные вёсны!
А какие тут звонкие сосны!
А какая тайга вековая,
А какие тут горные цепи,
А какие – от края до края –
Медуницей пропахшие степи!…
(Казимир Лисовский)
Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мёрзлыми борей крылами
Твои взвевает знамёна…
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил народы напояет
И бреги наконец теряет,
Сравнившись, морю шириной.
(М. В. Ломоносов)
Наша Лена широка и быстра,
Славной Волге родная сестра.
(Из старинной песни)
|