Крупный издатель XVIII века - Николай Михайлович Карамзин, дворянин с блестящим образованием, писатель, историк, журналист.
Он работал главным редактором в детском журнале "Детское чтение для сердца и разума", но с приходом Карамзина этот журнал поскучнел. Николай Михайлович уехал за границу, убегая от масонов, в партии которых он состоял. Карамзин вышел из масонской организации, поэтому они начали ему угрожать и преследовать. Он много ездил и, вернувшись, предпринял выпуск журнала "Московский журнал" в 1791 году, также сказав, что в нем не будет печататься никаких религиозных и политических статей.
Журнал выходил ежемесячно в течение двух лет, и ведущим автором в нем был сам Карамзин. Центральные места там занимали заметки о его путешествиях, а также "Бедная Лиза", стихи и критика. В нем впервые появился раздел, посвященный критике. "Московский журнал" имел небольшой тираж, и его читали триста подписчиков. В приличном обществе не знать об этом журнале было стыдно. "Московский журнал" воровали, так как он был очень дорогим. Но Карамзин получал от популярности своего журнала мало. Поэтому он в 1792 году сам закрыл его и потерял в сумме за всю историю издания огромную сумму в 60 тысяч рублей.
После этого Николай Михайлович издал два альманаха: "Аглая" (1794 год) и Аониды (1796 год). "Аглая" была полностью наполнена текстами русских прозаиков, а "Аониды" - русских поэтов.
Итоги русской журналистики XVIII века
В течении всего XVIII века в России вышло около 150-ти газет, журналов и альманахов. 1796 год - Екатерина II перед смертью подписывает указ об учреждении в России цензуры. В Москве, Петербурге, Риге и Вильно (Вильнюсе) были созданы специальные комитеты, состоявшие из трех человек: один - духовный, два светских. Они были обязаны проверять все книги и журналы, выходящие по всей России. Павел I за свои пять лет правления сделал положение русской журналистики совсем ужасным. В его правление было издано около десяти (!) законов о цензуре. 1800 год - в Россию было запрещено ввозить любые заграничные печатные издания, даже ноты. Так печально для русской журналистики закончился XVIII век. Русская журналистика возникла как газетная, а затем переросла в журнальную в одном и том же XVIII веке. Русская журналистика возникла как правительственная, позднее переросла в оппозиционную. Русская журналистика была неактуальной и неоригинальной.
|