С древнейших времён урартские племена занимались разведением скота, причём это скотоводство долго носило очень примитивный кочевой характер. Скот на лето угоняли на горные пастбища, а на зиму снова возвращали в долины и низменности. Главными видами домашних животных были корова, овца и свинья, на что указывают кости этих животных, найденные при раскопках на южном берегу озера Севан. Соответствующие ассирийские идеограммы передают названия этих животных в урартских клинообразных надписях. Исторические источники указывают на очень большое значение скотоводства у урартов. На Балаватских воротах Салманасара III изображён угон скота из страны Гилзан (около озера Урмия). Урартские цари перечисляют в своих надписях огромное количество скота, угнанного в виде добычи. Так, урартский царь Сардури II пригнал после похода в Закавказье 110 тыс. голов крупного и 200 тыс. голов мелкого рогатого скота. Ассирийские цари угоняли из Урарту большое количество скота. Особое значение в скотоводческом хозяйстве урартов имело коневодство. В некоторых областях Урарту специально разводили особые породы верховых лошадей. Коней часто впрягали в колесницы и пользовались ими в качестве вьючных животных для перевозки грузов. Изображения всадников и колесниц сохранились на некоторых памятниках, в частности на бронзовом колчане, а также на шлемах Сардури и Аргишти, найденных в развалинах урартской крепости в Кармир-Блуре (около Еревана). Ассирийские и. урартские цари в своих надписях часто 0906-щают о захвате в качестве военной добычи большого количества лошадей.
Для перевозки тяжестей наряду с лошадью пользовались также верблюдами и ослами. В надписях урартских царей упоминаются верблюды. Этими животными пользовались при оросительных работах, в частности при насыпке плотин. В VIII в. до н.э. верблюды были известны по всей стране, однако количество их было сравнительно невелико.
Большое значение в хозяйстве древних урартов имело земледелие. С древнейших времён на территории древней Армении
были акклиматизированы различные виды пшеницы. Для обработки земли пользовались тяжёлым плугом, в который впрягали двух волов. Железные сошники этого плуга, найденные в Топрах-Кале, по форме напоминают мотыги. Наряду с железными серпами применяли и примитивные деревянные или костяные серпы с кремнёвыми и обсидиановыми вкладышами. Техника земледельческих орудий сохраняла черты глубокой примитивности. Однако земледелие было широко распространено в стране урартов. В ассирийских надписях часто говорится о наличии больших запасов зерна в урартских крепостях. Раскопки холма Кармир-Блур обнаружили большое количество пшеницы, ячменя, проса, кунжута и пшеничной муки. Зерно и мука хранились в больших кувшинах, так называемых карасах, наполовину врытых в землю, в особых кладовых. Кроме того, в развалинах Кармир-Блура были обнаружены объёмистые зернохранилища. Возможно, что одна из кладовых, раскопанных в развалинах крепости в Аринберде, также служила для хранения зерна. Большое место в системе земледельческого хозяйства занимали виноградарство и виноделие. В северной части кармир-блурской крепости, где находились главным образом хозяйственные помещения, в 1949—1950 гг. были найдены в довольно хорошо сохранившемся виде две большие кладовые для хранения вина. В этих кладовых было обнаружено 152 больших сосуда (караса), в которых некогда хранилось около 150 тыс. литров вина. Наконец, в третьей кладовой было обнаружено свыше тысячи глиняных кувшинов для вина. Имеются основания предполагать, что виноградарство достигло значительного развития, на что указывают косточки различных сортов винограда, найденные в развалинах Кармир-Блура.
Земледельческое хозяйство урартов в значительной степени было основано на искусственном орошении. Во многих надписях урартских царей описывается сооружение каналов. Многочисленные оросительные сооружения, каналы и водохранилища сохранились до нашего времени. Особенно много каналов сохранилось в районе озер Ван, где находился центр государства. Некоторые из них укреплены мощной циклопической кладкой. Особенное значение имел большой канал, построенный царём Менуа и прозванный впоследствии “каналом Шамирам”, по имени легендарной ассирийской царицы. Этот канал служил для снабжения водой урартской столицы Тушпа, расположенной на берегу озера Ван. Вода каналов по арыкам распределялась по близлежащим полям и использовалась для их орошения. При помощи каналов приводились в движение водяные мельницы. Урартский жернов от водяной мельницы хранится в Тбилиси в Музее Грузии. Наряду с зерновым хозяйством высокого развития достигло садоводство и виноградарство. Виноградники разбивали на искусственных террасах, которые сооружались на склонах гор.
Наличие на территории Урарту основных видов сырья — глины, камня, дерева и металла—способствовало значительному развитию ремесленного производства. Большого мастерства достигли ура рты в обработке камня” Различные породы камня обрабатывали при помощи металлического резца. Своеобразным техническим приёмом художественной обработки камня была инкрустация предметов, сделанных из камня одной породы, деталями, сработанными из камня другого цвета и вида. На высокую технику обработки камня указывают бусы из полудрагоценных камней, тщательно просверленные и хорошо полированные.
Древние урарты были искусными строителями. Свод здания они строили либо из сырцового кирпича, либо из больших каменных плит или глыб (циклопическая мегалитическая кладка). Особенно тщательно строились крепости, стены которых в своей нижней части, сложенной из больших каменных глыб, достигали 1 м толщины. Большие крепостные сооружения были на берегу озера Ван, там, где находилась урартская столица Тушпа. Раскопки обнаружили здесь стены крепости, достигавшие местами высоты до 20 м. В Топрах-Кале был раскопан фундамент храма, сложенный из крупных глыб известняка. Стены парадных помещений облицовывались орнаментированными мраморными фризами, как на то указывают находки И. А. Орбели в Топрах-Кале. Целый ряд крепостей урартского времени был обнаружен и на территории Советской Армении. Среди них выделяется крепость, раскопанная на холме Кармир-Блур, около Еревана. Эта крепость, по-видимому, защищала границы Урартского государства с севера. Обследование остатков крепости на холме Арин-берд показало, что нижняя часть стен до 2—3 м высоты сложена из отёсанных плит базальта и туфа.
Большое значение в развитии ремесленного производства имела металлургия. Закавказье вместе с Северной Месопотамией и Малой Азией образует один из древнейших районов высокоразвитой металлургии, где особенно рано появилось и получило очень широкое распространение железо. В частности металлургия достигла высокого расцвета в стране Урарту. Раскопки на Топрах-Кале и на Кармир-Блуре показали, что урарты для изготовления орудий и оружия пользовались главным образом железом. Однако урарты имели в своём распоряжении свинец и олово и умели изготовлять бронзовый сплав и выделывать из бронзы различные предметы. На высокое развитие металлургической техники указывают художественные фигурные ножки и скульптурные части трона, отлитые из бронзы по восковой модели. В надписи ассирийского царя Саргона, описывающей добычу, взятую при захвате урартского города Мусасира, перечисляется огромное количество разнообразных металлических предметов. Золото и серебро служили для изготовления предметов роскоши.
Недостаток документов не позволяет подробно говорить о хозяйственной жизни и общественном строе древних урартов. Несомненно, что развитие сельского хозяйства и различных ремёсел вызвало разделение труда, специализацию в области производства, появление избыточных продуктов и способствовало появлению древнейших форм торговли. О развитии торговли у урартов свидетельствуют некоторые хорошо сохранившиеся остатки дорог, проложенных в горах.
Как и в других древневосточных странах, в Урарту главной формой эксплуатации труда было примитивное рабовладение. Государственной власти принадлежало большое количество земель, которые находились в непосредственном ведении самого царя. В урартских надписях часто сообщается о том, что при постройке городов и крепостей цари приказывали производить тут же большие оросительные работы, сооружать каналы и водохранилища, чтобы превратить, очевидно, пустовавшие ранее земли в земледельческие районы, больше того, чтобы разбить здесь сады и виноградники. В крепостях сооружались большие зернохранилища и винные погреба, остатки которых были обнаружены при раскопках Кармир-Блура. Очевидно, при этих укреплённых городах находились большие царские поместья. В надписях некоторые районы прямо обозначаются как “принадлежащие” царю. Наряду с большими царскими поместьями существовали и большие храмовые владения. Особенно крупные богатства были сосредоточены в храме бога Халда в городе Мусасире. Этот храм, возможно, владел большим количеством земли и скота. Наконец, имеются основания считать, что в Урарту сформировалась рабовладельческая аристократия, в состав которой входили, судя по ассирийским надписям, “вельможи”, “советники”, “правители областей” и “военачальники”. Основную массу населения составляли свободные трудовые массы общинников и рабов. В надписях урартских царей говорится о захвате большого количества пленников, “мальчиков и отроков”, обращённых в рабство, а также об угоне в рабство в Урарту большого числа людей, в частности женщин, в некоторых случаях, возможно, населения целых районов, занятых урартскими войсками. Пленников, захваченных при завоевании соседних стран, как правило, обращали в рабство. Раскопки урартского города близ Еревана показали, что жители города не имели собственного хозяйства и, очевидно, получали от государства натуральное довольствие. Имеются все основания предполагать, как это делает Б. Б. Пиотровский, что в состав жителей города входили чиновники, воины и ремесленники, а также многочисленные рабы, которые обрабатывали государственные земли, расположенные вокруг города.
Культура
Урартская культура ещё мало изучена. Однако уже теперь совершенно ясно, что урарты создали высокую культуру, тесно связанную с культурным творчеством других народов Передней Азии, и тем самым сделали ценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Многие черты урартской культуры отличаются большой самобытностью. Урарты имели свою собственную древнюю иероглифическую письменность, некоторые картинные знаки которой обнаружены на отдельных предметах и на одной глиняной табличке. Архитектура и металлургия достигли у них высокого совершенства. С художественной точки зрения особенный интерес представляет изображение мусасирского храма, сохранившееся на стенах дворца Саргона. Этот храм был построен в IX—VIII вв. до н.э. на высокой платформе. Со своей двускатной крышей, с фронтоном и с шестью колоннами, украшавшими фасад, он живо напоминает древнегреческие здания, возможно, являясь их переднеазиатским прототипом. На применение в архитектуре колонн указывают сохранившиеся базы, некоторые из которых хранятся в Музее Грузии. Высокое развитие металлургии нашло своё отражение в целом ряде художественных изделий из бронзы. Среди них выделяются скульптурные части роскошных тронов, воспроизводящие фигуры крылатых быков с лицом человека. Эти изящно сделанные предметы были отлиты из бронзы по восковой модели, дополнительно моделированы при помощи чеканки и покрыты тончайшим листовым золотом, пластично воспроизводившим все орнаментальные подробности бронзовой основы. Лица, сделанные из белого камня, инкрустированные глаза и брови и углубления крыльев, украшенные красной пастой, создавали яркий красочный эффект. Такого рода выразительные произведения урартской металлургической пластики занимали совершенно особое место в искусстве древневосточных народов.
Некоторое представление об урартской живописи дают остатки стенных росписей, обнаруженные на холме Арин-берд в развалинах крепости, построенной в VIII в. до н. э. Судя по этим обломкам, оригинальный многокрасочный фриз высотой до 1 м украшал стены древнего зала. Фриз этот состоял из изображений бегущих коз, священного дерева жизни, около которого стояли молящиеся люди, быков, крылатых дисков, наконец, растительного и геометрического орнамента. Эти художественные сюжеты типичны для древневосточного искусства, но в то же время отличаются некоторым своеобразием, Характерным для всей урартской культуры.
Урарты сумели использовать и высокие достижения ассиро-вавилонской цивилизации. Они заимствовали у ассирийцев клинопись, но упростили и несколько усовершенствовали её. Металлургия и изобразительное искусство урартов развивались в тесной связи с техникой металлического производства и художественным творчеством ассирийцев и хеттов. Художественные
образы крылатых быков сохранились в искусстве целого ряда народов Передней Азии: ассирийцев, хеттов и митаннийцев.
Урартская религия прошла весь путь развития от древнего фетишизма и культа природы до культа богов — покровителей царя и государства. Урарты обоготворяли деревья и в особенности горы. Одним из эпитетов бога Халда был “гора Халда”. В перечне урартских богов (Мхер Капуси) упоминаются ворота Халда и боги ворот Халда. Очевидно, здесь имеются в виду ниши, высеченные в скалах, через которые, по религиозным воззрениям урартов, выходило из священной скалы божество, обитавшее в горе. Широко распространён был в стране Урарту и культ священного дерева. На различных предметах, властности на оттисках печатей, сохранились сцены поклонения священному дереву, причём этот обряд иногда совершал сам царь. Характерно отметить, что около изображения священного дерева сохранились изображения священных каменных столбов, а также грифона. Наряду с культом бога горы Халда в Урарту существовал и культ богини природы и плодородия, которая считалась покровительницей зверей и растений. Видное место в пантеоне урартов занимали бог грозы и бури Тейшеба и бог солнца Ард. В урартских надписях особенно часто встречаются имена трёх основных богов: Халда, Тейшебы и Арда. Однако среди них первое место занимал бог Халд, считавшийся верховным богом урартов. С течением времени, бог Халд превращается в бога войны и покровителя царя Урартского государства. Копьё и щит, считались символами божественной власти воинственного бога и его наместника на земле. Царь урартов изображался иногда в виде верховного жреца.
Урарты оказали влияние на развитие культуры соседних народов, в частности ассирийцев. Урартская культура оказала несомненное влияние на развитие ассирийской металлургии и ассирийского искусства. Особенно сильное культурное влияние оказали урарты на развитие соседних народов Закавказья. На территории Армении сохранились развалины крепостей, построенных под влиянием урартской архитектуры. Урартский язык, религия и мифология, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали большое влияние на развитие культуры древнеармянского народа. Армянский историк VIII в. Моисей Хоренский сохранил воспоминания о легендах, описывающих борьбу древнего героя Хайка с Бэлом, предводителем полубогов-полувеликанов, и не менее древнюю легенду о царице Шамирам, которую ещё долго впоследствии считали строительницей большого ванского канала. Таким образом, урарты передали многие элементы древневосточной культуры более поздним народам, в частности древним армянам и другим народам Закавказья.
|