Челябинский Государственный Университет
факультет Евразии и Востока
кафедра политологии и регионоведения
Реферат
По курсу: История Востока
На тему: Особенности поселенческой структуры общества на Востоке
Челябинск, 2008 г.
Оглавление
Введение
Аравийские города
Китай в период сложившихся феодальных отношений
Иран в период распада Багдадского халифата
Иран в позднее средневековье
Города Египта
Заключение
Литература
Тема данной работы показалась для меня очень интересной, т. к. меня всегда завлекала таинственность Востока, традиции, яркость и красочность его городов, своеобразие нравов людей. К тому же менталитет русского человека (общинность, соборность) всегда был намного ближе к Востоку, чем к Западу. Города Востока, как мне кажется, являются примером истинной красоты, утонченности, это как бы своеобразное отражение очень глубокого и богатого внутреннего мира человека, его снов, мечтаний. Конечно же, они не были идеальными, но, тем не менее, оставляют яркое впечатление. Города Востока достаточно резко отличаются от западных своей структурой, поселениями, ролью в жизни общества и т.п. Эти отличия я постараюсь раскрыть в рамках данной работы. Необходимо отметить, что многие городские постройки на Западе отличаются внешней красотой, но не служат достаточным укреплением, на Востоке же эти два свойства города сочетаются. Города, особенно столичные, отличались довольно четкой планировкой. Также города Востока не были, в отличие от западных, многоэтажными.
Многие считают, что аравийский город, подобно раннесредневековой Европе, был всего лишь разросшимся укрепленным поселением и резиденцией феодального правителя. Чтобы в этом разобраться, обратимся к наиболее крупным оседлым центрам северной Аравии в XIX- начале XX века.
Во второй половине XIX- начале XX века в стране имелось не менее полудюжины городов с населением свыше 10 тыс. жителей в каждом. Ядро северо-аравийского города, как в прочем и городов Средней и Передней Азии составляли цитадель и примыкавшая к ней площадь, на которой приезжие оставляли своих верблюдов, и отходивший от этой площади базар, где находились мастерские ремесленников и лавки купцов. К этому центральному ансамблю, с одной стороны, примыкали аристократические, с другой - плебейские кварталы. Как правило, весь город был обнесен одним или двумя рядами стен с запиравшимися на ночь воротами. Как и во многих других странах Передней Азии, в Аравии большинство селений также было окружено стенами и имело защитные башни; таким образом, в противоположность городам средневековой Европы, город здесь отличался не столько наличием, сколько мощностью своего укрепления.
Цитадель олицетворяла собой город как политическую резиденцию, в ней жил феодальный правитель или его наместник; в самой цитадели или в примыкавших к ней домах и казармах находился гарнизон, где жили рабы и слуги правителя. Сюда поступали налоги, здесь заседал феодальный совет и суд, здесь же, на Замковой площади, творилась расправа.
В аристократических кварталах жили «благородные» горожане. В своей массе это была осевшая бедуинская знать, часто потомки тех бедуинских шейхов, которые некогда захватили город или положили ему начало поселением своих вольноотпущенников. Как правило, эти «благородные» являлись крупными и средними феодальными собственниками, владевшими землями и стадами скота; некоторые из них одновременно занимались торговлей и ростовщичеством. В ряде городов внутренней Аравии городские феодалы вместе со своими слугами и рабами жили в укрепленных домах с высокими защитными башнями, напоминавших маленькие цитадели. Некоторые «благородные», будучи богатыми, занимались караванным извозом, розничной торговлей, земледелием - в городах считалось, что все эти занятия в противоположность ремесленному труду, не унизительны для родовитого человека. Базар в небольших городах был как бы незначительным придатком к аристократической части города, нужды которой он главным образом и обслуживал. Несколько мастерских, в которых семья ремесленника выделывала и тут же продавала свои изделия, перемежались с лавчонками мелочных торговцев и помещениями, арендованными приезжими купцами. Последние торговали по преимуществу предметами роскоши - привозными тканями и одеждой, оружием, кофе, пряностями, благовонием, которые в большом количестве покупались аристократией. В городах покрупнее базар разрастался, распадаясь на несколько специализированных ремесленных рядов и базаров. Разрасталось и поселение ремесленников и торговцев, образуя несколько кварталов, лежащих частью внутри, частью за пределами первоначальных городских стен. Ремесленники без торговцев составляли большинство, а ремесленники и торговцы вместе - две трети городского населения.
Основную массу потомственных ремесленников-профессионалов в городах, также как в селениях и кочевых племенах, составляли сунна. И здесь сунна являлись резко обособленной взаимобрачной группой смешивавшейся только с вольноотпущенниками. Встречались ремесленники-иностранцы, например египтяне в Медине. Чем больше был город, тем детальнее была специализация ремесленных профессий. Если в маленьких городках, как и в крупных селениях, контингент ремесленников сводился в основном к кузнецам, деревообделочникам, кожевникам, плетельщикам циновок, то, например, в Анайзе и в Бурайде Даути отметил почти все перечисленные выше специальности.
Важным показателем развития ремесленной деятельности было наличие сложившихся центров специализированного производства тех или иных изделий, вывозившихся за пределы области. Полного разделения труда между городом и деревней не сложилось. Все города без исключения были окружены кольцом финиковых насаждений и полей, в одних случаях лежавших под стенами города, в других - заключенных в пространстве между первой и второй городскими стенами. Полгрэв следующим образом описывает столицу Джебель-Шаммара Хаиль: «... это был вполне выросший город, и занимаемое им пространство могло бы вместить 300 и более тысяч жителей, если бы его улицы и дома были расположены с такой же компактностью, как дома и улицы Брюсселя и Парижа, но число горожан не превышает здесь 20-22 тыс. человек из-за множества больших садов, пустырей и полей, включенных в пределы внешних стен города...».
В Мекке существовала развитая цеховая организация с мастерами, подмастерьями и учениками. Цехи, возглавлявшиеся выборными шейхами, устанавливали минимум вознаграждения мастерам и заработной платы подмастерьям и ученикам, распределяли подрядные работы между отдельными мастерами, регламентировали прием в своё состав новых членов, что сопровождалось особыми празднествами. Не имея самостоятельной организации, как почти повсюду в странах Востока, всецело находились под властью городской феодальной аристократии. Но если значение аравийского города как средоточия отделения ремесла от сельского хозяйства оставалось ограниченным, то тем более бросается в глаза роль его как торгового центра. Эта роль определялась многими причинами, в числе которых первостепенное место занимали далеко зашедшее общественное разделение труда в сельском хозяйстве и связанное с этим значительное развитие внутренних та. внешних торговых связей.
В Аравии сохранилось и приняло самые широкие размеры первое крупное общественное разделение труда — между оседлыми земледельцами и кочевыми скотоводами. Здесь, как и в ряде других стран Востока, рано развился обмен продукцией между оседлым оазисом и кочевой степью, что не могло не ускорить развития торговли и роста торговых городов. Наши источники рисуют выразительную картину этого торгового обмена, шедшего во всех без исключения оазисах страны.
Обычно город окружали высокие стены, облицованные камнем, и рвы с водой. У городских ворот, которые запирались на ночь, возвышались башни и другие оборонительные сооружения. Города, особенно столичные, отличались довольно четкой планировкой. Город был разделен на части. В городах действовала система замкнутых кварталов и улиц. Каждый квартал (или улица) считался административной единицей, находившейся под строгим контролем властей. Селились в квартале чаще по профессиональному признаку. Ворота кварталов на ночь запирались и выходить из них было запрещено. Правительственные учреждения и дома знати были сосредоточены, как правило, в восточной части городов, жилища простого народа - в западной. Дворцовые постройки, дома знати и богатых купцов строились в два - три этажа и отличались большой пышностью, их украшали резьбой, красным лаком и цветной черепицей. Хижины бедняков были убоги и грязны. Большинство городов имело многочисленное население. Развитием городов как торгово-ремесленных центров было связано с начальным процессом отделения ремесла от сельского хозяйства и значительным расширением ремесленного производства, главным образом отраслей, обслуживающих господствующий класс.
Значительного развития достигла торговля, которая велась в лавках мастерских и на рынках. На рынках строили торговые дома, которые одновременно служили и складским помещением и постоялым двором для приезжавших купцов, а хозяева из выступали посредниками в торговых сделках. В городах жили феодалы, чиновники, образованные люди, богатые купцы и ростовщики. Большую часть городского населения составляли ремесленники и мелкие торговцы. Низшие слои горожан были представлены грузчиками, кули, чернорабочими, жившими случайным заработком, слугами, огромным числом нищих и т. п. В Китае отсутствовали четкие грани между сословиями: знать и даже члены императорской фамилии получали большие доходы от содержания торговых домов; занятие торговлей для чиновников не считалось низким; разбогатевшие купцы, ростовщики и ремесленники могли купить внештатный чин за деньги и тем самым уравнять себя в правах с чиновниками. Зато существовали резкие отличия в одежде. Для членов каждого цеха определялись цвет платья и пояса, форма головного убора. Зажиточные горожане, как и городские низы, были лишены политических и. представительных прав и малейших возможностей влияния на городские порядки и управление.
Новые города возникали как ремесленные центры, обслуживающие местный рынок. Города, выросшие у подножия замков дихкан, имели характерную планировку: внутри цитадель (арк) и расположенный рядом собственно город (шахристан), вокруг ремесленные предместья (рабады). Предместья росли особенно быстро. Отдельные части города разделялись внутренними стенами с воротами. Город окружали внутренние стены и ров. Насир-и-Хусрау сообщает, что окружность стены Исфахана была 3, 5 фарсаха (около 21 м). Города также славились своими библиотеками и медресе (духовными училищами), в которых изучали мусульманскую теологию, а также медицину, математику, философию и историю. Обычно при этом города сохраняли полуаграрный облик - в их черте, часто почти даже в центре, большие участки возделывались и орошались под сады, виноградники, огороды. Власть в городах принадлежала правителю области и местным феодальным землевладельцам, которые обычно в них жили. Часть феодальной ренты они вкладывали в торговлю, участвуя в деятельности купеческих корпораций. В свою очередь, торговцы и ростовщики, приобретая земли разорявшихся общинников и дихкан, приобщались к феодальной эксплуатации крестьян. На этой основе сложилась общность экономических и политических интересов феодалов и крупного купечества. В городах Ирана, в отличие от средневекового Запада, крупное купечество не противопоставляло себя феодалам, а, напротив, выступало вместе с ними против антифеодальных движений городских и сельских низов.
Иран в позднее средневековье
Большая часть городских домов была сложена из самана (сырой земляной или глиняный кирпич) и только дома феодальной знати строились из обложенного кирпича. Улицы были узки и тесны, их редко мостили. Новая столица была застроена великолепными дворцовыми ансамблями. Особенно выделялись шахский дворец «Чехиль-сутун», шахская мечеть, медресе. Эти постройки сохранились до наших дней и принадлежат к красивейшим архитектурным сооружениям. Среди отраслей ремесленного производства особенно славилось ткачество. Производство тканей на заказ и на рынок достигло таких размеров, что стало вытеснять домашнее ткачество. Около Исфахана было 1460 местечек и селений, в которых производили на рынок всякого рода ткани. Множество больших мастерских появилось по производству тканей в Исфахане, Кашане, Иезде, Кермане, Ширазе, Тебризе и Мешхеде. Иранские ткачи производили на внутренний и на внешний рынок разнообразные шелковые ткани, бархат, двустороннюю парчу. Французский путешественник Шарден писал, что одной только парчи было 100 сортов. Золотая и серебряная парча высоко ценилась на внешнем рынке.
Широко было распространено производство тюбетеек и поясов из шелка и золотых нитей, производство хлопчатобумажных тканей, тонких и легких войлоков и ковров. Иранские ковры, особенно керманские, считавшиеся лучшими, широко вывозились в Европу.
Египетские города выступали как центры ремесленного производства и торговли, как перевалочные пункты в транзитной торговле, как морские ворота страны, принимающие заморские товары и отправляющие суда, груженные произведениями местного ремесла и продукцией сельского хозяйства, наконец, как резиденции правителей и наместников. В городах Египта сохранялся средневековый цеховой строй. Во главе каждого цеха стояли старейшины — шейхи. Однако, несмотря на это, ремесленное производство претерпело серьезную эволюцию. В новое время произошла демократизация ремесла, оно стало удовлетворять запросы крестьян, бедуинов и простых граждан в грубых и дешевых поделках. Внутри страны росли торговые связи между городом и деревней, между различными районами, крестьянское хозяйство постепенно утрачивало свой натуральный характер и втягивалось в рыночные отношения. В самых развитых районах Египта помещики переходили к денежной форме налога. Крестьяне все в большей мере продавали и покупали товары на рынке. Товары выносились не только на городские рынки, а продавались и непосредственно на деревенских базарах. Почти во всех крупных деревнях было несколько торговцев продовольствием и тканями. Деревня поставляла в города продукты и промышленное сырье, лен, шерсть, хлопок, сахарный тростник, а получала из города промышленные товары. В каждом городе был рынок, и торговля велась в определенные дни недели. Кроме того, устраивались ярмарки, например в городах Йене, Танте. Главным центром внутренней торговли был Каир.
С 1775 г., когда стали устраиваться регулярные ярмарки, бывшая деревня Танта стала одним из крупнейших торговых центров Египта. Появились и другие центры внутренней торговли. Постоянные связи между различными районами страны свидетельствовали о том, что в это время складывался общеегипетский рынок. Торговый капитал проникал во все уголки страны, во все отрасли деревенской хозяйственной деятельности. Купцы скупали у крестьян продукты их домашнего производства, в том числе и пряжу, и продавали ее городским ткачам и владельцам ткацких мануфактур. Прядением хлопка, льна, шерсти занимались жены феллахов почти всех провинций Египта. В XVII—XVIII вв. значительно расширилась и внешняя торговля с европейскими странами, с Востоком и Африкой. Египет вывозил в Европу не только продовольствие и сырье, но и в значительных размерах промышленные изделия, особенно ткани и пряжу. Из Венеции, Тосканы, Франции, Англии ввозились: тонкие сукна, украшения, металлы, бумага, парфюмерные изделия, краски; из Египта вывозились.
Таким образом, в результате анализа особенностей поселенческой структуры общества на Востоке, я пришла к выводу, что в те далекие времена города Древнего Востока в своей сущности не особенно резко отличались друг от друга. Аравийские города и города Передней, Средней Азии по своей структуре достаточно похожи и имеют целый ряд ярко выраженных сходств.
Города на Востоке возникали и развивались на местах пересечения торговых путей, у морских путей, через который проходила внешняя торговля, в районах, где было сосредоточено сырье для ремесленных изделий. Иногда они служили пунктами перевалочной торговли и в основном все города были центрами административной торговли. Развитие городов как торгово-ремесленных центров, было связано с начальным процессом отделения ремесла и сельского хозяйства и значительным расширением ремесленного производства, главным образом отраслей, обслуживавших господствующий класс. Страны Востока характеризуются высоким уровнем развития торговли. Через них проходил Великий Шелковый Путь, соединявший все восточные страны. До сих пор вызывают восхищение образцы художественного ремесла Сефевидского Ирана — ковры, керамика, изделия из бронзы, лака, холодное оружие и др. Мастера керамики в Кермане, Иезде, Кашане и Тегеране умели делать на экспорт подделки под. китайский фарфор. Больших успехов иранские мастера достигли в обработке металла. Они изготовляли холодное оружие, стволы мушкетов, астрономические инструменты, металлическую посуду и др. Изделия иранских оружейников вывозились в Россию и Западную Европу.
1. История стран Азии и Африки в новое время. - М.: МГУ, 1989.
2. История стран Африки в средние века. - М.: МГУ, 1968.
3. Стужина Э.П. Китайский город в XI-XIII веках. - М., 1990.
4. Сборник докладов Академии наук СССР. Хозяйство Ирана, Турции, Китая - М., 1990.
|