Введение
С XIII века под натиском татаро-монголов чеченцы были вытеснены в горы и лишь с XVI века начали вновь возвращаться на Чеченскую равнину – терско-сунженскую плоскость. К этому времени по Тереку и Сунже начали расселяться казаки – терские и гребенские, с которыми у чеченцев сложились вполне дружеские, добрососедские отношения. Они продолжались вплоть до середины XVIII века, пока царизм не начал использовать казаков в качестве военной силы для покорения горцев. Процесс присоединения Чечни к России был сложным, многоплановым и длительным во времени. Российско-чеченские отношения начали складываться с последней трети XVI века.
Обе стороны были взаимно заинтересованы в дружеских, союзнических отношениях. В 1588 году Москву посетило первое чеченское посольство. Тогда же московский царь издал особую грамоту о покровительстве над чеченцами. В XVI-XVII вв. чеченцы являлись главными и важнейшими военно-политическими союзниками России на Северном Кавказе и верно служили Российскому государству.
Однако, с конца XVIII века Россия, уже окрепшая в регионе, отказалась от вассально-союзнических отношений с горцами и перешла к военно-феодальным методам их покорения.
Русские источники впервые упоминают о чеченцах в 80-е годы XVI века. Происхождение русского этнонима "чеченцы" связано с возникновением в XVIII в. на равнине, близ впадения реки Сунжи в Терек, аула Чечен. Основание аула Чечен, как и аулов Старо-Юрт, Герменчук, Майртуп, Гудермес и др. относится ко времени поселения на правом берегу Терека гребенских казаков. Под их прикрытием чеченцы создавали свои первые аулы на равнине. От основания аула Чечен до становления этого этнонима, очевидно, прошло немало времени. В русских источниках он устойчиво начинает встречаться в XVIII веке. С особенностью русских письменных источников, в которых вплоть до XVIII в. в отношении чеченцев не употреблялся единый этномим, а встречались различные названия "землиц", "обществ", родовых и родоплеменных образований, связаны сложности в освещении русско-чеченских отношений.
Чечня в 16-17 вв.
Из народов, населявших Большой Кавказ, чеченцы были первыми, кто установил тесные отношения с русскими. Первый чеченский историк и просветитель XIX в. У. Лаудаев приводил чеченские предания о поселении в "давние времена" русских в Чечне. Он связывал эти предания с ослаблением Золотой Орды и усилением Московского государства. Согласно документальным данным, собранным С. А. Белокуровым и Е. Н. Кушевой, русско-чеченские контакты восходят к концу XVI - началу XVII века.
В установлении этих отношений главная роль принадлежала Терскому городу, возникшему в 1588 г. в устье реки Терек. За короткое время он стал торговым и политическим центром для многих народов Северного Кавказа. В 1626 г. русский купец Федот Котов, совершая поездку в Персию, остановился в Терском городе. Он свидетельствовал о наличии здесь не только торговых рядов, гостинных дворов, но и храмов, монастырей и неплохих деревянных жилых построек, а также говорил о поселениях горцев, расположившихся недалеко от Терского города, в том числе 160 чеченцев (ококов): "против города за рекою слободы великие - черкеская слобода, да окоцкая". В "Книге Большому Чертежу" (1627 г.) - крупнейшей карты России XVII в., а также в русских источниках того времени чеченцы именовались ококи, окохи, осоки, шибуты, мичкизы и др. 6
.
С самого начала Терский город становился для горной Чечни экономически привлекательным. Его значение не ограничивалось торговыми сделка ми. Важнее была сама возможность покинуть горы, где из-за суровых природных условий, а также и феодальных притязаний соседних владельцев, среди чеченцев распространялись миграционные настроения. В Терский город и казачьи поселения из горной Чечни приезжали не только для того, чтобы привезти "медвяный ясак", за который они одаривались "кумачами", но и с тем, чтобы остаться на новом месте для постоянной службы. Поселившись в Терском городе и создав рядом с ним свой компактный анклав, чеченцы занимались земледелием, скотоводством и рыболовством. Многие привлекались на "государеву службу", которая, как правило, состояла в сопровождении ("посылках") русских послов на Кавказе и сборе информации ("и мы, холопи твои, не щадя голов своих в шихотники ходим и многих языков имывали"). Чеченцы-переселенцы стремились участвовать в политической жизни Русского государства 7
.
Одно из первых упоминаний о принятии под власть русского царя "ококов" - чеченцев вместе с кабардинскими князьями, относится к 80-х годам XVI в.; терский воевода А. И. Хворостин сообщал в Посольский приказ: "которые под твою государеву царскую руку и шерть дали:... да Ших-Мурза окоцкой..." 8
. Однако для самих ококов присяга их владельца "из Черкасии" в Москве не имела сколько-нибудь ощутимых последствий; присягая, Ших-Мурза лишь закреплял свое положение "мурзы" над ококами.
В 1614 г. два окочанина - "Ахмат да Ачелей" - приехали в Москву, чтобы "ото всех Акочан" преподнести Михаилу Федоровичу грамоту в связи с избранием его на царский престол: "поздравляти государя на государстве". К грамоте была приложена челобитная, подписанная 19 окочанами. В ней говорилось: "А служим мы, холопи твои, тебе... всякие твои государевы службы, около о себя острог ставим и ров копаем всеми головами своими; и посылает нас холопей твоих, твои государевы Терского города воеводы на свои государевы службы в Грузинскую землю твоих государевых послов и грузинских послов встречат и провожати и в Кабарду и в Мирези, и в Шибуты и в Окохи". В перечне мест, куда терские чеченцы провожали московских послов, указывались также районы Дагестана ("в Кумыки и в Дербен"). Чеченцы-"ококи" сопровождали русских послов и в горную Чечню ("... и в Мирезе, и в Шибуты, и в Окохи"), приезжавших "для разведывания вестей" 9
.
История русско-чеченских отношений
Первый этап
, начавшийся с середины XVI в., продолжался до конца 17 века и был периодом мирной колонизации края. Он характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей со старейшинами чеченских общин. Москва пыталась расширить свое влияние в регионе, в основном, политическими и торгово-экономическими средствами. Эта политика имела успех и чеченские общины на добровольной основе (посредством заключения договоров) заявляли о признании верховной власти Московского государства.
Второй этап
, длившийся почти весь XVIII век, знаменует собой начало открытой военной экспансии России на Северный Кавказ. В эпоху царствования Петра I, а затем и Екатерины II, доминирует доктрина военной колонизации горских земель. И хотя в 1781 г. присягами было оформлено добровольное подчинение приграничных с русскими крепостями чеченских общин России, в 1785 году в Чечне началось мощное национальное движение под руководством шейха Мансура. С этого момента начинается вооруженная борьба чеченского народа за свободу и независимость. Отсюда берет начало чеченское национальное движение. С конца XVIII в. шейх Мансур первым предпринял попытку объединения северокавказских народов под знаменем ислама в единое государство. Однако реализовать эту идею полностью шейху Мансуру не удалось.
Начавшееся в Чечне антиколониальное движение горцев охватило и некоторые другие районы Северного Кавказа. В нем приняли участие главным образом социальные низы горцев. Имущие слои горских народов вначале пытались использовать антиколониальное движение крестьян в интересах упрочения своей власти в горских общинах, а также для восстановления утраченных позиций свободы выбора в отношениях с Москвой. Но вскоре, испугавшись роста антифеодальной направленности движения шейха Мансура, горские верхи не только отошли от него, но и в ряде случаев вместе с русскими войсками приняли участие в усмирении восставших крестьян. Первый имам горцев Северного Кавказа около шести лет вел войну с царскими войсками, но потерпел поражение. Шейх Мансур был пленен в 1791 году и умер в Шлиссельбургской крепости.
В 16-17 вв. Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом -Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки. Московские цари, активно расширявшие свои владения, умело использовали в своих целях военизированные казачьи общины. Поэтому туда, где появлялись казаки, с течением времени приходили царские войска, чиновники, строились опорные пункты и начиналось всестороннее освоение земель Русским централизованным государством. Так было и на Тереке. Разрозненные группы казаков стали оседать тут с середины XVI века, в основном по среднему течению реки, близ устья Сунжи, и здесь же в 1567 году возникла первая царская крепость с постоянным гарнизоном и артиллерией.
Начиная с XVIII в. российская политика в отношении Северного Кавказа в целом, и Чечни в частности, приобретает отчетливо выраженный характер колониальной экспансии, особенно отношения обостряются во второй половине XVIII в. В частности, на чеченцев в 1770 году было совершено три похода, с целью привести их в «подданическое повиновение». Начинается многолетняя национально-освободительная борьба горцев Кавказа против российской империи.
Архитектурные памятники
Архитектурные памятники представлены массовыми крупными сооружениями - башнями, склепами, замками, храмовыми строениями. В XVI-XVII вв. строительное искусство каменных сооружений достигло расцвета. Особо выделяются башенные постройки, которые признаны высшим достижением каменного зодчества Чечни. Существовало три вида башен: жилые, сторожевые и боевые. Отдельные образцы боевых башен ("б!ов", "воу") достигали 25-30 м высоты, сложными сооружениями являлись массивные жилые башни ("г!ала") в несколько этажей. Большинство башенных строений находятся на территории Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника (более 150 башенных поселений), в том числе на территории музея находятся около 20 культовых сооружений, более 150 полуподземных и надземных склепов. Исследователи датируют эти постройки 10-15 веками нашей эры. Многие из архитектурных комплексов заповедника, - к примеру, Хойский, Химойский, Пакочский, Маистинский, Цекалойский - представляют собой типы горских склеповых жилищ конца позднего средневековья.
Еще сто лет назад Аргунское ущелье называли ущельем башен. Они располагались так, что от подножия одной башни можно было увидеть костер в окне или бойнице следующей башни. Таким образом прежде чеченцы передавали сигнал о военной опасности и узнавали о приближении врага. На протяжении сотен лет башни, расположенные на территории Аргунского заповедника, подвергались разрушению. Еще летописцы Чингисхана писали о войне с людьми, живущими в каменных башнях и о разрушении этих башен. Очень сильно башенные постройки пострадали во время Кавказской войны 19 века, разрушение происходило и в более поздний период. Значительно разрушена Ушкалойская башня, которая традиционно является местом паломничества. Ушкалойская башня уникальна как по своей архитектуре, так и по месту ее расположения.
Заключение
Таким образом, истоки современного чеченского национального движения уходят вглубь веков. Анализ исторического прошлого чеченцев свидетельствует о том, что они вновь, уже в который раз, попали в ловушку нерешенных проблем своей трагической истории. К их числу, прежде всего, относится проблема взаимоотношений России и Чечни. Начиная с 18 в., история взаимоотношения Чечни и России - это перманентное противостояние, которое с периодичностью в 40-50 лет выливалось в форму насильственной борьбы. Только за два столетия здесь имело место 13 частичных, 2-е массовые и одна полная депортации чеченцев. Вместе с последней чеченской войной начался 17-й по счету, так сказать добровольный исход чеченцев - в другие регионы России. Республику покинуло более 700 тысяч граждан.
Военные действия в Чечне, как показал исторический опыт, длятся от 6 до 25 лет и заканчиваются подавлением чеченцев с огромными потерями для обеих сторон. Типичной формой завершения конфликта является их замораживание, т.е. прекращением военных действий без урегулирования исторического этноконфликта между Россией и Чечней. Присутствующая в народном сознании (многих поколений чеченцев) идея борьбы за свободу и независимость не реализуется.
Проблема чеченского этнонационализма - это и проблема культурологическая. Экономика, материальные и духовные ценности, в целом культура чеченского народа разрушались с периодичностью в 40-50 лет. Итогом стала социально-экономическая и культурная отсталость Чечни. Естественно, все это сказалось на характере чеченского национализма.
Однако современный конфликт в Чечне не был предопределен. Его спровоцировали те античеченские и антироссийские силы, которые заинтересованы в перманентной нестабильности в этом регионе России.
Список использованной литературы
1. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М. 1974.
2. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией Е.Н. Кушаева 2009
3. Я.З. Ахмадов, А.И. Хасбулатов, З.И. Хасбулатова, С.А. Хасиев, Х.А. Хизриев, Д.Ю. Чахкиев
|