Большинство мировых рынков сегодня переживают кризис. А с учетом пугающей своей реальностью угрозы дефолта в Аргентине международные инвесторы предпочитают держаться в стороне от развивающихся рынков. Некоторые специалисты не согласны с этим, полагая, что сейчас как раз пришло время для инвестиций в развивающиеся рынки.
Джонатан Оербах из Auerbach Grayson, расположенной в Нью-Йорке брокерской компании, указывает на ряд факторов, подкрепляющих его точку зрения. Во-первых, он считает, что долгая гегемония доллара по отношению ко всем остальным валютам подходит к концу. По его словам, евро серьезно недооценен, пусть даже политика Европейского Центробанка и препятствует экономическому росту в регионе в угоду борьбе с инфляцией.
Г-н Оербах, который много путешествует, отмечает, что многие валюты развивающихся стран, такие как рубль или злотый начинают затмевать доллар.
В результате производство таких товаров, как хлопок, кофе, какао и сахар – являющихся оплотом для многих развивающихся экономик – приносят большие прибыли.
Немаловажный фактор – это активное внедрение сети коммуникаций. Улучшение системы передачи информации означает, что потребители развивающихся стран все больше узнают о преимуществах рыночной экономики. Мебельная фирма Ikea, четыре года назад открывшая магазин в Москве, стала настолько популярной, что администрации Москвы пришлось расширить дороги, ведущие к магазину, чтобы предотвратить огромные пробки. По последним подсчетам московский филиал принес компании самые высокие прибыли.
По мере того как развивающиеся страны приобретают всё большую экономическую независимость, они начинают образовывать самостоятельные альянсы. Один из примеров – Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), образованная в 1992 году Албанией, Грецией, Азербайджаном и Арменией.
«Река Дунай многие годы была непроходима для судов, во многом из-за политики прежнего правительства Сербии», - говорит Оербах. ЧЭС способствует открытию этой важной водной коммуникации, берущей свое начало в Германии и впадающей в Черное море.
И, в конце концов, есть основание надеяться, что война с террористами закончится примерно через три года.
«Война с терроризмом, несущая разрушения на территорию развивающихся стран, как это ни парадоксально, может помочь богатым странам лучше понять их более бедных соседей. Г-н Оербах считает, что те, кто сегодня вовлечены в войну, смогут после ее окончания использовать знания, накопленные за период кампании, для развития частного бизнеса, который поможет возродить развивающиеся страны.
Если инвесторы поверят в эти аргументы, единственной приемлемой стратегией для покупки может быть, по мнению Эдвард Бозаана, управляющего фирмой Waterford Partners в Нью-Йорке, стратегия кризиса и возрождения.
После подавления студенческой демонстрации в Пекине в 1989 году, рынок Гонконга был закрыт несколько дней, вспоминает Бозаан, который был тогда молодым биржевым маклером в Morgan Stanley. «Когда рынок открылся, я убедил нескольких клиентов купить котируемые в Гонконге акции. Через восемь месяцев они удвоили свои деньги».
Г-н Бонзаан не закрыл свои позиции. Он пророчит прибыль своей компании в ближайшие пять лет. Но он будет покупать только в том случае, если рынки, на которых торгуются акции компаний- лидеров, упадут на 50%. Оценка акций должна опуститься до пятилетнего минимума. Валюта должна упасть. Банковский кризис должен сыграть на руку этой стратегии, цель которой покупать, когда все остальные считаю это безумием.
Инвестиции взвешиваются по тому же принципу. «Если какой-нибудь рынок падает, его доля в глобальном рынке уменьшается, так что крупные инвесторы покупают на нем меньше. Получается, что они активно покупают наверху, и больше продают внизу.
«Я бы предпочел покупать как можно больше внизу и побольше продавать наверху», - говорит он. Прибыли Waterford составили 114% в 1999 году, однако 8% прибылей были потеряны в прошлом году (когда MSCI Emerging Market Index упал на 28%). После событий 11 сентября имело место еще небольшое снижение.
Неужели эта стратегия действительно работает? «К октябрю MSCI Pakistan Index вырос на 26%», - говорит Бозаан. Я не удивлюсь, если наши фонды прибавят от 50до 100% в будущем году или через два года».
Он может быть прав, а может и ошибаться, но с учетом сегодняшней волатильной обстановки на рынках подобный аргументированный подход к инвестициям в развивающиеся рынки может быть взят на заметку.
|