На пресс-конференции, прошедшей 6 октября в канун начала контртеррористической операции, министры финансов и руководители центральных банков стран Большой Семерки попытались уверить инвесторов в том, что к началу будущего года мировая экономика сможет преодолеть свои текущие трудности и вернуться к нормальному функционированию. Однако мало кто сегодня сомневается в том, что то воздействие, которое оказали на мировую экономику события 11 сентября, будет проявляться еще долго.
В первую очередь, речь идет о росте неопределенности на мировых рынках. «Сегодня нам приходится иметь дело с совершенно новым типом неопределенности. Возможно, что этот фактор присутствовал на рынках и прежде, однако ему никогда не уделяли такого внимания», – заявил на пресс-конференции секретарь Казначейства США Пол О’Нил. На своем закрытом выступлении в Казначейском департаменте в тот же день, председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн был более откровенным. Так, он отметил, что в текущих условиях инвесторы требуют более высокой возвратности капитала из-за увеличения риска, на который они вынуждены идти. Это подтверждается резким падением мирового рынка акций при параллельном увеличении доходности облигаций, выпущенных развивающимися странами и большинством корпораций, за исключением тех, чье положение наиболее стабильно.
Руководители ряда ведущих мировых корпораций заявляют, что теракты не изменили их позиции относительно будущего развития бизнеса и мировой экономики в целом: «Я по-прежнему уверен в том, что глобализация должна продолжаться», – завил новый председатель правления General Electric Джеффри Р. Иммельт. Однако очевидно, что сокращение возможностей по свободному перемещению людей и товаров, которое может дополнительно усугубиться в результате новых акций террористов, способно существенно затруднить дальнейшее развитие международных экономических отношений. Из-за увеличения стоимости капитала объемы инвестиций уже не смогут вернуться на тот уровень, на котором они находились в конце 1990-х годов. В свою очередь, это означает, что даже после выхода американской экономики из текущей рецессии, ей будет крайне сложно вернуться к 4-процентному росту, который она демонстрировала в годы своей взрывной экспансии. Возможно, золотой век американской экономики подошел к своему завершению.
Дело в том, что больше всего в результате недавних терактов пострадала сама идея глобализации, беспрепятственно разворачивавшейся на мировой экономической арене в последнее десятилетие. По мнению ряда экономистов, включая Аллена Л. Синая, консультанта бостонской компании Primark Decision Economics, свободно перемещение товаров, капитала и людей, ставшее возможным благодаря повсеместному смягчению торговых и инвестиционных барьеров, в последние пять лет создавали до 0.75% ежегодного роста ВВП США.
Повышение открытости мировых рынков вызвало настоящий торговый бум: в 2000 году торговля создала до 26% общемирового ВВП, тогда как в 1990 году этот показатель составлял всего 18%. Кроме того, глобализация существенно расширила горизонты распространения инвестиционного капитала, новых идей и технологий, она привела к удешевлению потребительских товаров, позволила производителям повысить свою эффективность через усовершенствование цепочек поставки и т.д.
Разумеется, повернуть глобализацию обратно или заставить ее исчезнуть будет невозможно, т.к. мировые рынки уже слишком глубоко интегрированы. Однако в будущем глобализация будет идти гораздо медленнее и с большими издержками, чем это происходило в 1990-е годы. Компаниям придется тратить больше средств на обеспечение безопасности своих иностранных филиалов. Усиление пограничного контроля замедлит доставку товаров, заставив компании увеличить свои складские запасы. Сотни американских компаний, получавших комплектующие от своих субподрядчиков в Мексике, сегодня вынуждены полностью пересмотреть свои цепочки поставки. Так, компании-производителю автомобильных запчастей Delphi Automotive Systems принадлежит 56 заводов в Мексике, и каждый день ей приходится перегонять через границу 200 грузовиков со своей продукцией. После того, как время пересечения границы увеличилось в несколько раз, Delphi пришлось сократить объемы перевозимых партий груза таким образом, что в случае задержки на границе, товар мог бы быть перегружен на самолет, вертолет или морское судно. По словам Марка Лоренца, вице-президента Delphi по логистике, «…мы не могли даже представить, что такая ситуация станет возможной».
Ужесточение иммиграционных законов затруднит международное перемещение квалифицированных работников, которое в последние годы позволяло компаниям развиваться, не прибегая к существенному увеличению расходов на оплату труда, что, в свою очередь, давало американской экономике возможность расти с большей скоростью при сохранении инфляции на умеренном уровне. В 1990-е годы иммигранты обеспечили более 34% роста численности рабочей силы в США. Около 30% компаний high-tech, выросших в этот период в Силиконовой Долине, было основано выходцами из Китая и Индии. Сегодня американские законы об иммиграции могут быть существенно ужесточены. Так, член палаты представителей Том Танкредо внес предложение о введении 6-месячного запрета на иммиграцию. В свою очередь, сенатор Дайанна Фейнштейн предлагает на шесть месяцев запретить выдачу американских виз иностранным студентам. За это время Служба иммиграции и натурализации США должна будет ввести в действие специальную систему, позволяющую отслеживать перемещения иностранных студентов на территории США. Ряд экономистов сегодня выражает озабоченность тем, что сокращение иммиграции в будущем сможет дополнительно усугубить положение американской экономики. «Тот экономический бум, который США пережили в конце 1990-х годов, стал возможным только благодаря иммигрантам. Старение американской рабочей силы в сочетании с сокращением иммиграции в течение ближайших 25 лет вызовет нехватку квалифицированной рабочей силы в США, в частности, в секторе high-tech», – отмечает Марк М. Занди, главный экономист консалтинговой компании Economy.com.
Кроме того, новые политические барьеры могут встать на пути международных инвестиций, затрудняя компаниям поглощение их иностранных конкурентов. «Сегодня мировая деловая среда существенно изменилась», – говорит главный экономист-международник компании Morgan Stanley Dean Witter Стивен С. Роуч. Одним из самых очевидных свидетельств этого изменения стали заметные сдвиги во внешней политике США. После завершения Холодной войны главной целью этой политики стала защита американских экономических интересов и продвижение Вашингтоном на внешней арене своей собственной модели открытой рыночной экономики. Однако в текущих условиях чрезмерная открытость не соответствует взятому Вашингтоном курсу на усиление безопасности. «В 1990-е годы американский бизнес и американская дипломатия стремились к достижению одних и тех же целей. Сегодня все это изменилось. Вместо того, чтобы снимать все новые и новые барьеры, препятствующие экономическому развитию, американская внешняя политика теперь будет направлена на поиск факторов, угрожающих безопасности США», – заявляет представитель Йельской школы менеджмента Джеффри И. Гарден, который в составе первой администрации президента Клинтона обеспечил начало экспансии США на рынки развивающихся стран.
Очевидно, что текущие условия нельзя назвать слишком благоприятными с точки зрения развития международной торговли, особенно если вспомнить о том, что замедление мировой экономики началось еще до событий 11 сентября. По прогнозам HSBC Holdings, в этом году международная торговля вырастет всего на 0.9%, а в будущем году – на 2%. Напомним, что в 2000 году международная торговля выросла на 12.6%. Сокращение объемов торговли связано с тем, что рост риска влечет за собой увеличение издержек. Так, в ближайшее время можно ожидать увеличения стоимости услуг по страхованию для компаний, чья собственность или персонал расположены за рубежом и уязвимы для атак террористов. «Эти издержки будут перенесены на стоимость продукции этих компаний, которым придется серьезно задуматься о том, как им вести свой бизнес в будущем», – считает Джерри С. Розенблюм, профессор страхования и риск-менеджмента в Вартонской школе бизнеса.
Изменяется не только внешняя политика США – изменяется и подход американских компаний к дальнейшей глобализации. По словам Винса Тобкина, ведущего консультанта компании Bain & Co., в будущем американские компании будут тяготеть к работе только в стабильных странах с растущей экономикой, таких как Китай, Мексика или Южной Корея. Любой регион, характеризуемый политической нестабильностью, неустойчивостью валютного курса или просто недостаточными перспективами в области экономического роста, будет немедленно исключаться из планов международных корпораций. В частности, это приведет к сокращению американского экономического присутствия в арабском мире и в ряде стран Латинской Америки и Юго-восточной Азии, включая Индонезию и Филиппины.
Все вышесказанное наглядно объясняет, почему в настоящее время восстановление уверенности в безопасности международной экономической среды является для администрации президента Буша не менее важной задачей, чем непосредственно борьба с терроризмом. В настоящее время Казначейство и Конгресс США совместно с американскими банками работают над созданием механизма, который позволил бы препятствовать отмыванию преступных денег в мировом масштабе, не мешая при этом нормальной работе финансовых рынков. Американская таможня использует новые технологии для создания систем, позволяющих отслеживать грузовые перевозки, не закрывая при этом границы США.
В свою очередь, торговый представитель США Роберт В. Зёллик сегодня делает все возможное для того, чтобы провести в срок очередной саммит Международной торговой организации, намеченный на начало ноября. Однако в текущих условиях большинство стран мира куда больше заинтересованы не в увеличении открытости своих экономик, а в усилении собственной безопасности. Очевидно, что будущее мировой экономики зависит от того, насколько эффективно удастся разрешить обе эти проблемы.
|