Потрясение мира от человеческих потерь в США 11 сентября 2001 года за прошедшие пять недель дополнилось осознанием изменения хода истории, политики и политической морали, добавим – и экономического развития мира. Многие проблемы 20 века – в том числе постсоветские – разом перешли из раздела «текущая политика» в раздел «история». События 11 сентября были, видимо, самым дорогостоящим (по последствиям) террористическим актом в истории. Оценки указывают на растущую стоимость долгосрочных экономических потерь мира от этого жуткого террористического акта. Глобализация оказалась косвенно причиной столь быстрого и масштабного расширения экономических потерь от террористического акта - пострадали ряд отраслей и глобальные финансовые рынки, которые переносят теперь пессимизм и застой.
Общая стоимость потерь человечества от данного теракта окажется, разумеется, намного выше, чем сумма прямых потерь. В долгосрочном плане суть дела – в нарушении сложившегося образа жизни населения стран с развитой демократией как в части свободы личности и чувства безопасности, так и просто в бытовых привычках, потреблении, отдыхе, путешествиях и т.п. Один из характерных признаков – тяжелое психологическое состояние большинства мигрантов из России, которые уже не уверены, что мощь западной цивилизации охраняет их от вандализма, конфликтов и нервотрепки.
Теракт 11 сентября усугубил текущие трудности американской экономики и дал довольно чувствительный отрицательный импульс для остального мира. Удар по США произошел на фоне довольно-таки смешанных тенденций развития конъюнктуры в мире в последние годы. Среднегодовые темпы роста реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) в мире в 1991-1999 годах составили 2,4% против 3,6% в 70-х или 3% в 80-х годах. В основном это замедление связано было с несколькими факторами:
падением темпов роста Японии – с 4-4,5% до 1,3% за десятилетие (доля страны в мировом ВВП – 14,6% в 1999 г.);
затяжным «переходным» кризисом в странах с бывшей плановой экономикой;
«азиатским» кризисом 1997-1998 годов в ряде развивающихся стран.
Преодоление некоторых из этих кризисов создали в 2000-2001 годах ощущение перехода к более устойчивому росту – прогнозы на следующие годы были хорошие. Однако ситуация был не безоблачной. В США в августе с.г. падение промышленного производства шло уже одиннадцатый месяц подряд и уровень выпуска август к августу (2000 г.) снизился на 4,8%, а выпуск оборудования - почти на 7%. Поскольку падения ВВП в стране не было, то и кризис не был объявлен, хотя шло увеличение безработицы, а загрузка мощностей упала до 76,2% - на 6 процентных пункта ниже средней за последние тридцать лет. Поэтому падение курсов акций на Нью Йоркской бирже за последний год отражало не только чрезмерную переоценку акций компаний высоких технологий, особенно информационных. Резко замедлилась динамика коммерческого кредита реальному сектору, прибыли корпораций падали еще с 4 квартала 2000 года и т.п.
Все это отражало нормальную по историческим меркам для американской экономики (хотя бы небольшой спад каждые 4-5 лет) «расчистку» после самого длительного подъема в истории страны – десять лет. Экономический рост в США в 90-ых годах был в среднем выше, чем в других развитых странах – 3% по реальному ВВП. Промышленное производство за десятилетие выросло в полтора раза. Собственно говоря, к августу 2001 г. аналитики полагали, что спад уже завершается с учетом значительного понижения процентных ставок (до 2,5% к концу сентября). В США уже начался было (после падения в 2000- начале 2001 года) рост выпуска автомобилей. Известный экономист Руди Дорнбуш писал в августе в обзоре «Мировые экономические тенденции»: «Центральный сценарий состоит в том, что поворот экономики США вверх, благодаря устойчивости расходов потребителей в США, подкормленных снижением налогов, принесет некоторый динамизм». Оценка роста ВВП в США в 2001 году была на уровне 1,6% и 2,9% на 2002 год. В этот момент и последовал удар по башням Мирового Торгового Центра.
По отраслевом разрезе экономика США и развитых стран пострадала вдоль тех линий, которые связаны именно с образом жизни состоятельных людей: передвижение, развлечения, питание вне дома, отдых, безопасность. Разумеется, компании страхования и авиации получат государственную поддержку в США и, видимо, в Европе. Мир не может или не должен позволить себе (или – скорее - террористам) банкротства крупных компаний и нарушение рыночных тканей в результате теракта. Можно ожидать увеличения расходов бюджетов и компаний на средства безопасности и контроля, увеличение спроса на охрану. То есть появятся инвестиции и производство в тех областях, которые понижают уровень тревожности, затрагивают общую проблему «личная свобода и проблема безопасности». В случае тех или иных военных действий последует соответствующий спрос на вооружения и боеприпасы, расходы, связанные с растянутыми в пространстве и времени анти-террористическими усилиям США и предполагаемой коалиции. Впервые со времен Холодной войны потребуются существенные вложения в безопасность (и экономику) союзников по коалиции: исторически коалиции с небогатыми странами влекут за собой дополнительные расходы. Все это будет понемногу стимулировать выпуск продукции с приспособлением к новой будущей структуре спроса как в США, так и в остальных странах мира.
В долгосрочном плане рост глобальной экономики будет зависеть от изменения фундаментальных факторов, к которому рыночная экономика обычно исторически приспосабливалась довольно быстро – за год-два. Краткосрочное падение спроса в США не вызовет мировой катастрофы. Мы предполагаем затягивание спада в США и усиление неопределенности в сфере инвестиций, которые и так круто упали во 2 квартале текущего года, в том числе примерно на 44% сократились вложения в оборудование и программные продукты (в пересчете на годовой уровень). Рост ВВП в США уже понижен прогнозистами до примерно 1% при падении в 3 и 4 кварталах с.г., а на 2002 год стоит пока около 2%.
Ключевой вопрос в ближайшие месяцы (и возможно далее) – изменение образа жизни после атаки на США в Севреной Америке и Европе. Резкое снижение объема полетов и поездок американцев по стране и за рубеж уже ударило по туризму, отелям, развлечениям по всему миру, включая Европу. В США текущая реакция населения скорее всего продолжит негативную тенденцию середины 2001 года сокращения покупок товаров длительного пользования. В течение последних лет американские семьи тратили (в сумме) все свои доходы на потребление. То есть норма личных сбережений в США в последние годы была равна нулю – редчайший исторический феномен. Это было связано в частности с тем, что пенсионные фонды держали сбережения клиентов в акциях и за 10 лет роста экономики и фондовых индексов у людей создалось ощущение огромного (фондового) богатства: зачем ограничивать свое потребление сейчас, если сбережения растут за свет роста курса уже купленных акций. Двойное снижение курсов акций: сначала лопнул «воздушный шарик» компаний информационных технологий в 2000 году, а теперь прошла общая реакция на атаку плюс падение акций нескольких пострадавших отраслей, - существенно снизили фондовое богатство рядовых жителей. Фактически падение цен на акции составило примерно 25% еще до 11 сентября 2001 года, после чего произошло еще одно шоковое падение.
Дальнейшее довольно очевидно – повышение нормы сбережений населения на 1 процентный пункт (от дохода) означает такое же понижение текущего потребления и спроса, поскольку на личное потребление приходится около 65% ВВП, который в текущих ценах перевалил за 10 триллионов долларов. В результате впервые с 1991 года может произойти падение личного потребления товаров и услуг – по крайней мере в 4 квартале 2001 года. Представьте себе атмосферу ожидания писем с сибирской язвой, длительной войны с бесчеловечным и загадочным противником. При нынешней грустной ситуации могут пострадать традиционный праздник Холуин в конце октября, массовые разъезды к родственникам на День Благодарения в ноябре и подарки на Рождество. Падение покупок и посещения ресторанов, снижение разъездов будет означать снижение импорта и некоторую передачу снижения спроса в страны – поставщики соответствующей продукции в США. Во втором квартале 2001 года (в расчете на год) импорт США составлял более полутора триллионов долларов. Один процент его снижения – а он падает уже с 4 квартала 2000 года – означает снижение на 15 млрд. долларов экспорта других стран в США. Поскольку Россия везет в США в основном сырьевые материалы, то Восточная Европа, Китай, Корея, латиноамериканские экспортеры (особенно Мексика) почувствют эту ситуацию более остро, чем мы.
Каналы воздействия теракта и военной кампании в Афганистане на мировую экономику, таким образом, более или менее понятны: общая неопределенность ситуации снижает инвестиции, падает спрос на импорт в США, регион в районе конфликта серьезно пострадает от самой близости к последнему. Ожидается снижение объема ВВП в Японии, а также замедление темпов роста в Южной и Восточной Азии в текущем году с 4,1% до 1,7%. Уже в 2001 году ожидается снижение до нуля прироста объема мировой торговли при темпе прироста ВВП в 1,4% против предполагаемых 2,4%. Восстановление роста в 2002 году до 2% будет поддержано увеличением госрасходов и широким снижением процентных ставок. Существующие оценки роста в мире можно, к сожалению, понизить и прежде всего за счет изменения ситуации в США, потенциального вовлечения в конфликт стран Азии. Уровень будущего роста в мире на 2000-2010 годы еще полгода назад оценивался Мировым Банком в 3,4%, но его придется снизить.
С точки зрения общемировых и российских интересов ключевым будет реакция спроса на нефть, которая определяется прогнозом на зимние температуры, потребительскую и экономическую активность. С учетом возможных действий ОПЕК, которые будут стараться поддержать цены на нефть и риска для нефтепромыслов в ряде стран в случае военных действий и встречных терактов, которых пока никто не может исключить, динамика цен на нефть на следующий остается неопределенной и трудно прогнозируемой по политическим факторам. Ясно только, что падение цен на нефть в связи со спадом будет сдерживаться опаской за побочные последствия конфликта и действиями ОПЕК. Страны – экспортеры нефти по своим внутренним финансовым обстоятельствам нуждаются в цене выше 22 долларов за баррель – серьезный фактор согласия в картеле. В общем это только помогает нашему Минфину защищать Бюджет 2002 в Думе.
В заключение отметим, что удар пришелся по глобализации в сфере общения и перемещениям людей. Удар задел отношения людей в мире друг к другу, возродил угрозу межконфессиональных конфликтов. В известной степени сократились относительные политические риски стран Центральной и Восточной Европы, России с точки зрения инвесторов. Могут на какой-то период понадобиться более северные транспортные маршруты, резервные мощности в энергетике и в местах отдыха. Зато могут появиться новые ограничения на миграцию рабочей силы, что может привести к росту стоимости рабочей силы в развитых странах. Информационная революция может получить новый толчек в связи с тем, что люди в развитых странах могут захотеть больше сидеть дома, но больше знать о мире. При всей осторожности оценок этот удар может означать замедление роста экономики США и мировой экономики в пределах от полупроцента до процента, на которые уже снижены прогнозы, а то и более. Если с осторожностью оценить замедление экономического роста всего мира осенью 2001 и в 2002 г. в 1% мирового (непроизведенного !) ВВП, то эта величина превосходит 300 миллиардов долларов помимо прямых потерь, стоимости войны и т.п.
Начавшаяся антиталибская военная кампания в Афганистане, антиамериканская пропаганда в исламских странах, эффект «угрозы сибирской язвы» указывают на протяженность отрицательных последствий. Кампания против терроризма только началась. Практикой еще не проверена тоскливая гипотеза о «возможности» еще одного удара, трудно ожидать спокойствия и возврата к счастливому «довоенному» времени. Первоначальная надежда на быстрое преодоление экономических последствий теракта постепенно тает, хотя разговоры о мировой экономической депрессии, с нашей точки зрения, явно преувеличены.
|