(1812)
Бородино! Мало кому известная до 26 августа 1812 г. деревня в 120 км к западу от Москвы стала местом славы русского солдата, славы России. В этот день на Бородинском поле произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. против французских захватчиков.
Император Франции Наполеон говорил незадолго до нападения на Россию: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее». Ровно через три года его империя была сокрушена, победоносные русские войска вошли в Париж, а сам он был отправлен пленником на далекий остров. Главный удар, смертельную рану полчищам завоевателей русские войска нанесли на Бородинском поле. Вскоре после Бородинской битвы была учреждена памятная медаль, которой награждались все участники битвы. В указе говорилось: «Воины! Славный... год, в который... поразили вы... лютого и сильного врага... минул; но не пройдут и не умолкнут... громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!» Герои Бородина были уверены в нас, уверены, что мы будем благодарными потомками. Память о Бородинской битве живет в каждом из нас. Она—в названиях улиц, площадей, наших городов.
В одной из галерей Зимнего дворца мы можем увидеть портреты героев Бородина. Ее любил посещать А. С. Пушкин. Он знал генералов Н. Н. Раевского, А. П. Ермолова. С героем-партизаном Денисом Давыдовым был дружен долгие годы. В память о битве в Москве открыт музей «Бородинская панорама». Началом ему послужил Главный монумент, сооруженный к 25-летию битвы. Это восьмигранник 30-метровой высоты, увенчанный золотым куполом. На плите золотом написано: «Благодарное Отечество положившим живот на поле чести». На официальном открытии монумента в присутствии царя в стотысячном строю стояли ветераны битвы, молодые русские солдаты и офицеры и огромные толпы народа. К 175-летней годовщине битвы Главный монумент был восстановлен.
Если у вас будет возможность, побывайте в музее Бородинской битвы. Вы почувствуете дух далекой и грозной поры. О ней писал поэт-воин Ф. И. Глинка: Теперь ли нам дремать в покое, России верные сыны?! Пойдем, сомкнемся в ратном строе, Пойдем — и в ужасах войны Друзьям, отечеству, народу Отыщем славу и свободу Иль все падем в родных полях! При свете костра писал он стихи и «Письма русского офицера», которые помогают историкам воссоздать картину Бородинской битвы. Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов не случайно выбрал Бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нем могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву — обе Смоленские дороги (см. на схеме). Правый фланг упирался в деревню Горки, где находилась ставка Кутузова. Центр русских войск защищала Курганная батарея, которой командовал генерал Н. Н. Раевский, потому ее называют сейчас батареей Раевского. Левый фланг проходил близ деревни Семеновское. Здесь очень быстро были возведены укрепления — флеши, которые защищали солдаты генерала П. И. Багратиона (Багратионовы флеши). Деревня Бородино находилась между правым флангом и центром.
План Наполеона заключался в том, чтобы сильным ударом по левому флангу прорвать фронт, выйти в тыл русским, оттуда нанести удар по центру и уничтожить всю русскую армию. Так Наполеон обычно выигрывал сражения. Однако этим планам не суждено было осуществиться. Недаром сам Наполеон говорил впоследствии, что Бородинское сражение было самым ужасным из всех его сражений. «Французская армия разбилась о русскую» — так метко сказал участник битвы генерал А. П. Ермолов. Сражение началось на рассвете. Самыми ожесточенными местами битвы были Багратионовы флеши, где сам генерал в разгар боя был смертельно ранен, и батарея Раевского. О бое на батарее поэт-воин ф. И. Глинка писал: «Пушки лопались от чрезвычайного разгорячения, зарядные ящики вспыхивали страшными взрывами... Штык и кулак работали неутомимо, иззубренные палаши ломались в куски, пули сновали по воздуху и пронизывали насквозь!.. Приросшие к полю... русские умирали там, где стояли... Знали только одно, что им надо стоять и драться, — и дрались беспрерывно, дрались отчаянно!» Они бились до последней пули, последнего ядра, бились штыками. «Хоть все беги, я буду стоять! Хоть все сдайся, я умру, а не сдамся!» — так рассуждали солдаты — герои Бородина. Целый день продолжалась битва. Постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородинское поле. Никогда еще завоеватели не видели такого большого количества убитых. Но, как и прежде, непоколебимо и грозно стояли русские полки. Они готовились к новому бою. Но, взвесив все «за» и «против», Кутузов приказал отступать к Москве. Французская армия была еще сильна. Однако в единоборстве с наполеоновскими войсками русские остались непобежденными — таков первый итог Бородинского сражения. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, ослабило ее наступательную активность. Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой несправедливой, захватнической войне.
|