(ок. 1440 — после 1502/1503)
Во второй половине 15-го в. перестраивается с участием итальянских зодчих и русских мастеров Московский Кремль. Его центром становится Соборная площадь, на которой русские мастера, руководимые итальянцем Аристотелем Фьораванти, воздвигают белокаменный златоглавый Успенский собор — главный храм Московского государства. Расписывает храм замечательный русский художник Дионисий.
Дионисий был великим мастером фрески. Он работал в церквях Боровска, Волоколамска и других русских городов. Но самым замечательным памятником его искусства являются фрески Ферапонтова монастыря под Кирилловом (Вологодская область). Церковь Рождества Богородицы Дионисий расписывал вместе с сыновьями — Феодосием и Владимиром. На стенах, на опорах и полукружиях вверху храма они размещают композиции, славящие Богородицу. На западной стене — «Страшный суд». Обычно живописцы стремились показать, что после этого суда ожидает грешников. А у Дионисия преобладают радостные сцены рая и многолюдные шествия народов в разнообразных одеяниях. Вот фреска, изображающая Рождество Богородицы. На голубом воздушном фоне высятся светлые палаты с башенками и колоннами и перекинутыми между ними тканями для защиты от солнца. Непринужденно и естественно движутся среди них женские фигуры, полные грации, в изысканно простых, ниспадающих одеждах. Пропорции фигур сильно удлиненны, головы невелики, движения плавны и важны. Люди как бы реют в широком и свободном пространстве. Фигуры святых воинов полны достоинства, сознания чести. Так писал фрески Дионисий, поэтому считается, что здесь именно его рука. Фрески Ферапонтова монастыря поражают воздушностью, чистотой цвета, их можно уподобить величавомелодичному песнопению.
Те же черты отличают и иконы Дионисия. Колорит их нежен и прозрачен. На фоне мягкого сияния золота выступают легкие розоватые, лиловатые, зеленоватые горки и палаты. Среди них — удлиненные фигуры в темно-коричневых и светлых одеяниях. Иконы Дионисия как бы излучают свет. Таковы хранящиеся в Третьяковской галерее «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие». Современники высоко ценили искусство Дионисия и ставили его имя рядом с именем гениального Андрея Рублёва.
|