Первые поселения человека на территории Кунцево относятся к Дьяковской культуре (5 в. д.н.э. - 7 в. н.э.). Здесь находилось Кунцевское городище - укрепленный поселок патриархального рода. Городище относиться к одному из древнейших поселений на территории современной Москвы.
Первое упоминание о Кунцево в исторических документах относится к 1454 году. Но еще раньше, когда Москва стала Великим Княжением, ближайшие к ней земли по берегам Москвы-реки принадлежали великокняжеским вотчинам. По некоторым данным, одним из первых владельцев Сетуньского стана, куда входила и территория современного Кунцево, был Владимир Андреевич, князь Серпуховской, внук Ивана Калиты и один из участников Куликовской битвы. Известно также, что владел этими землями и боярин Петр Константинович Ростовский, отдавший Кунцево Московскому Успенскому собору на "помин души". В 1572 году кунцевская вотчина была подарена Иваном Грозным боярину Мстиславскому, затем перешла к Милославским.
Кунцево связано и с военными событиями русской истории. В 1611 - 1612 гг. на Хорошевских и Сетунских лугах, близ Кунцева, стояли войска польского гетмана Жолкевского. В 1613 г. к Кунцеву подошел с войсками королевич Владислав, стремившийся овладеть московским престолом. Войска королевича были разбиты и отогнаны от Москвы русским ополчением. Согласно историческим свидетельствам, в XVII веке в деревне Кунцево был всего один двор, где жил "один крестьянин Ивашка Иванов, да с ним бобыль Кирилко Никитин". А в их распоряжении было: "пашни середней земли полчертика (1/16 десятины) в поле, да наездом Ивашка пахал три четверти, под перелогом и лесом было без малого две десятины, сена пятнадцать копен, лесу непашенного две десятины".
Хранят страницы истории и сведения о том, что в богатых дичью кунцевских лесах любил охотиться царь Алексей Михайлович и что после стрелецкого бунта Кунцево с соседними Филями отошло Нарышкиным, взявшим верх над своими соперниками. Новые владельцы Кунцева - Нарышкины - вошли в историю не только как родственниеи Петра I, но и как строители зданий в пышном стиле, получившем название "нарышкинское барокко". В Кунцево более 300 лет назад новыми хозяевами были возведены дворец, церковь и парк, украшенный беломраморными статуями. В то время Кунцево посещали императрица Екатерина II и прусский король Фридрих-Вильгельм III.
Род Нарышкиных владел Кунцево ровно 175 лет и в 1865 году Кунцевское имение было продано К.Г. Солдатенкову, которому и принадлежало до 1917 года. Две другие части бывшего владения Нарышкиных приобрели купцы Солодовников и Шалапутин. В начале ХХ века Солдатенковы построили на фундаменте нарышкинской церкви 1744 года Храм в честь иконы Знамения Богоматери в Кунцево.
С середины 19 века Кунцево становиться дачной местностью. В 1890-х гг. здесь был открыт летний театр, была так называемая "Чайная роща".
В конце 18 - 1-й половине 20 вв. в Кунцево жили и работали историки Н. М. Карамзин, Т. Н. Грановский, писатели Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, художники А. К. Саврасов, В. Г. Перов, И. Н. Крамской. В Кунцево также находилась дача основателя Третьяковской галереи П.М. Третьякова. Бывал в Кунцеве и композитор П. И. Чайковский. О своей поездке в Кунцево 29 сентября 1867 г. композитор писал: "Прелестное место... между прочим, записал там с голоса одной крестьянки превосходную песню". Песня эта - "Соловушка" - впоследствии была использована им в ряде музыкальных произведений.
Кунцевское городище
Кунцевское городище является одним из древнейших укрепленных поселений на территории Москвы. Оно находится на западной окраине кунцевского парка и занимает высокий мыс между двумя оврагами. До настоящего времени сохранились земляные валы, рвы, террасы на склонах. Ранние напластования культурного слоя (6 - 5 вв. до н. э.- 7 - 8 вв. н. э.) относятся к дьяковской культуре. В этот период здесь существовал пос╠лок патриархального рода. Раскопками открыты остатки жилых и хозяйственных наземных построек столбовой конструкции, а также системы укреплений из линий частокола. Многочисленные находки характеризуют хозяйство и быт скотоводов, охотников, ранних земледельцев и рыболовов. Найдены инструменты для литья цветных металла, металлические украшения, изделия из кости, глины, железа. В 11 - 13 вв. Кунцевское городище населяли славяне-вятичи, занимавшиеся пашенным земледелием и скотоводством. Обнаружены орудия труда, предметы быта и ремесла, характерные племенные украшения.
В 13 - 16 вв. на верхней площадке Кунцевского городища стояла деревянная, затем каменная церковь Покрова Богородицы что на Городище. В зоне бывшего церковного кладбища найдены белокаменные резные надгробия, монеты, металлические кресты и образки. Историк Москвы Иван Егорович Забелин, посетивший городище в 40-х годах прошлого века лично нашел могильную плиту с датой: "Лета 7065.1557 преставился..." Более ранние плиты обычно вместо надгробной надписи имели только орнамент. Поселение с церковью на территории Кунцевского городища было разорено, вероятно, в годы Смуты начала 17 века.
Место, где находится Кунцевское городище, называется проклятым, т.к. считалось "языческим капищем" и с ним связан ряд преданий. Согласно одному из них, здесь стояла церковь, которая бесследно ушла под землю вместе с крестом за одну ночь. Кунцевское городище изображено на картине А. К. Саврасова "Осенний лес. Кунцево. (Проклятое место)", 1872. Следом языческой культуры до 20 века оставалась известная баба (глыба камня), очертаниями своими напоминающая человеческую фигуру. Баба стояла прежде посредине полуострова в дупле вяза, затем была перенесена в барский сад.
Усадьба и парк Нарышкиных в Кунцево
Архитектурный ансамбль усадьбы Нарышкиных в Кунцево в общих чертах сложился к конце 18 века, когда на возвышенном месте был выстроен деревянный дом в стиле раннего классицизма, в 1820 - 1830-х годах дополненный оформившими пространство парадного двора флигелями в стиле ампир. В 1744 был построен барочный храм Знамения Богородицы, на фундаменте которого в 1913 была выстроена новая церковь.
Пейзажный парк на высоком берегу реки Москвы сформировался в конце 18 века и делится на две части - верхнюю, окружавшую комплекс главного дома с оранжереей, и нижнюю, в которой выделялись мраморная скульптурная группа "Плутон, похищающий Прозерпину" (возможно, работы П. Трискорни), по преданию подаренная императрицей Екатериной II Льву Нарышкину, и каменный грот со "Святым колодцем" (не сохранился).
После того как усадьба перешла к Солдат╠нкову, главный дом в 1874 был перестроен в кирпиче, но с сохранением основных форм прежней постройки. Фасад дома и пространство перед ним украшали ныне утраченные скульптуры и монументы (статуи Юноны и Юпитера, итальянские копии с античных оригиналов, мраморный обелиск перед домом и гранитная колонна близ оранжереи).
Церковь Знамения в Кунцево
Храм построен в начале ХХ века на фундаменте церкви 1744 года на средства вдовы известного промышленника и мецената, тайного советника Козьмы Терентьевича Солдатенкова. Архитектор С.У. Соловьев составил проект храма в равеннском стиле VI века с колокольней в виде столпа, стоявшей отдельно от храма. Храм был освящен в 1913 году. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери "Знамение", северный придел - во имя вмц. Варвары, южный - во имя св. Василия Исповедника. Здание было покрыто черепицей, облицовано плиткой и украшено рельефами, в ограде было небольшое кладбище.
Богослужения были прекращены в 1932 году. Храм переоборудован под военно-спортивный клуб. Колокольня была снесена, две главки приделов сбиты, мраморный иконостас уничтожен. Разрушен и склеп В.И. и В.Г. Солдатенковых, находившийся в южной части храма.
В 1991 году из Франции правнуком Л.Т. Солдатенкова протоиереем Николаем Солдатенковым, была передана опись ценностей, свидетельствующая, что святынями храма были два напрестольных креста со святыми мощами, икона свт. Николая в серебряной ризе, вывезенная из села Бородино при нашествии Наполеона, две серебренные дарохранительницы, одна из которых - тройная - жертва Петра I, вторая относилась к временам императрицы Елизаветы Петровны.
Сейчас внутреннее убранство храма восстанавливается. Обновление храма произошло 11 сентября 1991 года. В настоящее время Церковь Указом Президента включена в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Природа Кунцево
Кунцево расположено на возвышенном месте, где река Москва делает крутой поворот и образует излучину . По словам известного историка И.Е. Забелина, автора книги о здешних местах "Кунцево и древний Сетуньский стан", - "красота и живопись видов в окрестностях Москвы является повсюду, как скоро течение реки образует свой прихотливый поворот, или, по старинному обозначению, - переверт, эту характерную топографическую черту речных потоков всей Московской области". И действительно, живописность природы Кунцева всегда привлекала поэтов и художников.
Известно Кунцево и своими многовековыми деревьями. В научных трудах и в произведениях искусства запечатлен стоящий у подножия одного из кунцевских холмов тысячелетний дуб, обхватить который можно лишь вчетвером. Образ дуба увековечен в "Жизни растений" Климента Аркадьевича Тимирязева: "Его могучий ствол, почти в четыре обхвата толщиной, поднимается со дна глубокого оврага, а вершина расстилается над макушками столпившихся по обрыву лип и осин". Дуб изображен также и на полотне художника Васнецова. До наших дней этот дуб не дожил - он был сражен молнией.
Кунцево в литературе и поэзии
В 1830 году здешним местам посвятил несколько строк своей поэмы "Безумная" известный русский поэт и переводчик первой половины прошлого столетия Иван Козлов:
Бывало, я в лесу уединенном,
Где Кунцево на холме возвышенном
Задумчивой пленяет красотой,
Брожу один вечернею зарей;
Москва-река там с синими волнами
В тени берез, меж дикими кустами,
Шумя, блестая, прихоти полна:
То скрылась вдруг, то вдруг опять видна;
Зеленый луг и роща за рекою;
Вдали вид сел, полуодетых тьмою...
Лев Толстой в повести "Юность" (поездка Николая Иртеньева на кунцевскую дачу Нехлюдовых) тоже не раз обращается к кунцевским пейзажам:
"В таких разговорах мы и не заметили, как подъезжали к Кунцеву, - не заметили и того, что небо заволокало и собирался дождик. Солнце уже стояло невысоко, направо, над старыми деревьями кунцевского сада, и половина блестящего красного круга была закрыта серой, слабо просвечивающей тучей; из другой половины брызгами вырывались раздробленные огненные лучи и поразительно ярко освещали старые деревья сада, неподвижно блестевшие своими зелеными густыми макушками еще на ясном, освещенном месте лазури неба. Блеск и свет этого края неба был резко противуположен лиловой тяжелой туче, которая залегла перед нами над молодым березником, видневшимся на горизонте.
Немного правее виднелись уже из-за кустов и дерев разноцветные крыши дачных домиков, из которых некоторые отражали на себе блестящие лучи солнца, некоторые принимали на себя унылый характер другой стороны неба. Налево внизу синел неподвижный пруд, окруженный бледно-зелеными ракитами, которые темно отражались на его матовой, как бы выпуклой поверхности. За прудом, по полугорью, расстилалось паровое чернеющее поле, и прямая линия ярко-зеленой межи, пересекавшей его, уходила вдаль и упиралась в свинцовый грозовый горизонт. С обеих сторон мягкой дороги, по которой мерно покачивался фаэтон, резко зеленела сочная уклочившаяся рожь, уж кое-где начинавшая выбивать в трубку. В воздухе было совершенно тихо и пахло свежестью; зелень деревьев, листьев и ржи была неподвижна и необыкновенно чиста и ярка. Казалось, каждый лист, каждая травка жили своей отдельной, полной и счастливой жизнью."
Действие романа Ивана Тургенева "Накануне" начинается в этих краях: "В тени высокой липы, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кунцева...".
|