(Анализ основных положений Федерального закона)
30 июля 2002 года в "Российской газете" № 138-139 был опубликован Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", который вступает в силу с 1 января 2004 года.
Как сказано в преамбуле данного закона, он регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами России конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Данный закон конкретизирует порядок замены военной службы на АГС. Несмотря на четкое указание на наличие такого права в пункте 3 статьи 59 Конституции РФ, на практике реализация данного права на протяжении многих лет оказалась невозможной, а суды, призванные путем осуществления правосудия защищать права и свободы человека и гражданина, очень часто отказывали в признании права на АГС по мотивам отсутствия федерального закона, регламентирующего порядок прохождения такой службы. Как указывали в своих решения Конституционный и Верховный суды РФ, подобная практики противоправна.
Отмечу, что после долгих дебатов Госдума приняла законопроект, предложенный Правительством РФ. В чем суть принятого закона?
Основные положения принятого закона можно свести к следующему:
Альтернативная гражданская служба признается особым видом трудовой деятельности, который регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, изложенных в законе об АГС
Право на замену военной службы на АГС имеют граждане, для которых несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию, а также которые относятся к коренному малочисленному народу, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами.
Не подлежат призыву на АГС те, кто признан негодным или ограниченно годным по состоянию здоровья к военной службе, а также имеющие отсрочки и освобождения, установленные в законе о воинской службе.
Принцип прохождения службы - как правило экстерриториальный, то есть за пределами территорий субъектов РФ, в которых проживают призывники.
Законом предусмотрена процедура доказывания оснований для замены военной службы на АГС (отмечу, что данное положение закона, на мой взгляд, противоречит положениям Конституции, но об этом будет рассказано в другой статье).
Срок службы увеличен по сравнению с военной службой в 1,75 раза и составляет 42 месяца и 21 месяц в в/о, а в военных организациях в 1,5 раза и составляет соответственно 36 месяцев и 18 месяцев с в/о.
Перечни видов работ и должностей, а также предприятий и организаций, где предусмотрено прохождение АГС, а также порядок прохождения службы определяются Правительством РФ.
Предусмотрен достаточно широкий перечень оснований для отказа в замене военной службы на АГС.
Наиболее важной проблемой нового закона является, на мой взгляд, необходимость доказывания наличия у гражданина антивоенных убеждений, а также сроки для подачи заявления на замену военной службы на АГС. Как мне представляется, данные положения закона противоречат Конституции РФ (подчеркну – действующей), а также общепринятым международным принципам, которые, надо сказать, Россия в силу определенных обстоятельств (в том числе и согласно статье 15 Конституции РФ) обязалась соблюдать и исполнять.
Как известно, в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, должны соответствовать положениям Конституции. Кроме того данная статья устанавливает, что общепризнанные международные принципы и нормы международных договоров Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. И если таковыми устанавливаются иные правила, чем предусмотрено законом России, то применяются правила международного договора.
Как отмечалось многими решениями как Конституционного, так и Верховного Судов
России, а также актами международных организаций, право на отказ от несения военной службы по убеждениям является важнейшим составляющим элементом права на свободу мысли, слова и вероисповедания, сформулированного во Всеобщей Декларации прав человека, и Международном пакте о гражданских и политических правах и в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод граждан.
В ряде резолюций, принятых Комиссией ООН по правам человека, Советом Европы и Европейским Парламентом, отмечается, что альтернативная гражданская служба должна иметь полностью гражданский характер, ее продолжительность не должна быть карательной мерой, а гражданам должно быть разрешено официально регистрировать свой отказ от воинской службы по убеждениям в любое время – как до их призыва в армию или после получен я призывных документов, так и во время прохождения военной службы.
Статья 29 Конституции РФ провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу идей, мнений, убеждений, их беспрепятственного гласного выражения. Статья действует во взаимосвязи с положениями статьями 13, 24, 28, 43, 44 Конституции.
В ч. 3 статьи 29 Конституции с учетом тоталитарного прошлого нашего государства заложена еще одна гарантия свободы мысли и слова. Так, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Обязанность соблюдать это положение распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Конституции сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, а статьей 28 Конституции каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что требования закона об АГС доказывать свои убеждения, а также необходимость заявления о своих антивоенных и иных убеждениях заблаговременно (за полгода до призыва) являются антиконституционными. В связи с этим очень была бы интересна позиция Конституционного суда. К тому же многие правозащитные общественные организации уже готовятся к обращению в суд с заявлением о признании этих и некоторых других положений закона об АГС противоречащими Конституции РФ. Со своей стороны хотел бы сказать, что буду постоянно отслеживать движения в данном вопросе, а также в некоторой степени участвовать в решении данной проблемы, поскольку сам вот уже на протяжении 5 лет спорю с государством по вопросам реализации своего конституционного права на АГС.
Несмотря на то, что положения статьи 50 ГПК РСФСР, действующие в настоящее время, обязывают лицо доказывать в суде те обстоятельства, на которые оно ссылается, я придерживаюсь точки зрения, в соответствии с которой никто не может принудить человека выражать свои убеждения и мнения, а тем более их доказывать. Это является сугубо персональным вопросом каждой личности. Никто, а тем более государство не может вторгаться в личную жизнь человека. Любые ограничения прав и свобод человека должны быть законодательно закреплены и соответствовать требованиям Конституции РФ. В противном случае они не должны применяться. Однако к своему огорчению, наблюдал практику, по которой наши суды отказывают гражданам в защите их конституционных прав, в связи с чем в качестве выхода из сложившейся ситуации я использовал административный способ обжалования, дабы просто-напросто оттянуть побольше время, что мне, собственно говоря, и удалось сделать. Описывать способы не буду, поскольку это за рамками данной публикации. Если есть интерес, пишите на электронную почту, постараюсь ответить. Кроме того, некоторые советы и образцы документов я буду публиковать на страничках своего сайта.
В других публикациях я постараюсь рассмотреть и другие вопросы замены военной службы на АГС, а также представить образцы некоторых документов.
Владимир Савватеев, юрист
|