В юридической литературе под преступностью понимается общественное явление, выражающееся в социально обусловленном отклонении, поведении отдельных членов общества от норм, установленных уголовным законодательством. Однако с точки зрения пространственного объяснения преступность есть не что иное, как процесс, который развивается наряду с другими изменениями происходящими в политике и экономике.
Корни преступности заключены в психофизиологических особенностях человека. Здесь имеется ввиду жажда наживы, корысть, желание удовлетворить низменные потребности посредством применения насилия и др.). Причем отдельные элементы все же постоянно видоизменяются, выражаясь в действительности в виде новых видов преступлений и способов их совершения.
Вместе с тем, преступность имеет и социальный характер, как результат возникающих и существующих в обществе противоречий между людьми в процессе производственных отношений, включая распределительные. Данный аргумент подтверждается историческим развитием человеческого общества, в ходе которого преступность увеличивалась или уменьшалась, в зависимости от состояния общества, его социальной, экономической, политической нестабильности. Современный этап развития Российского государства подтверждает указанное положение. Сегодня мы наглядно видим всплески и угасания кривой преступности в стране, в том числе отдельных ее видов. Поэтому преступность как явление и как процесс отражает состояние российского общества.
Развитие преступности тесно связано с комплексом экономических, социально-культурных и др. причин и условий. Кроме того, возникновение преступности, обусловлено возникновением определенных норм поведения в обществе и наличием тех, кто в силу субъективных и объективных причин не желает регулировать свое поведение в соответствии с данными нормами.
Продолжая тему влияния экономических отношений на преступность и, наоборот, в первую очередь необходимо отметить, что проблема связи экономических отношений и преступности начала исследоваться примерно с 1963 г., в год создания Всесоюзного института по изучению причин и разработки мер предупреждения преступности в СССР. Ученые-криминологи уже тогда понимали, что первопричиной любых проблем в жизни общества наряду с психофизиологическим фактором каждого его члена, являются экономические отношения. Вместе с тем, официальное признание влияние экономики на преступность не могло быть признанным советским правительством в силу известных внутриполитических мотивов.
Сегодня в исследованиях причин и условий преступности мы опираемся на большой опыт зарубежных коллег. Связано это с тем, что вопросы взаимовлияния экономических отношений и преступности, проникновения организованной преступности во власть и крупный бизнес, подавление конкурентов не только экономическими мерами, но и преступными методами исследовались западными учеными значительно в большей мере в отличие от отечественных криминологов, в связи с чем, они продвинулись в данных исследованиях значительно дальше.
Однако и на Западе нет единого мнения об основных причинах преступности. Наиболее приемлемой точкой зрения представляется мнение лауреата Нобелевской премии К. Лоренца, который выдвинул формулу, смысл которой заключается в том, что степень недоброжелательности прямо пропорционально плотности населения. Эта недоброжелательность, озлобленность людей вызвана их плохими условиями жизни и, прежде всего, экономическими.
Действительно, неразбериха в экономике России, основанной на погоне за деньгами, создает почву для преступной деятельности. Процесс урбанизации и стремительного роста отдельных крупных городов в стране при отсутствии средств к нормальному существованию основной части населения, стремление жить не хуже других, в том числе и населения Запада, выступает в качестве «катализатора» негативных процессов в российском обществе.
В период социализма основными рычагами развития экономических отношений являлись различные ведомственные директивы, инструкции, планы, что приводило к созданию неучтенных излишков, которые впоследствии расхищались через торговые сети. Это была благодательная почва для развития бюрократизма, взяточничества, приписок, присвоений, должностных видов преступлений. Создавшаяся бюрократическая система породила «свою» теневую экономику, изначально криминогенную. В то же время теневая экономика существует во всех социально-политических и экономических системах, во всех странах. Но, естественно, в каждой системе она имеет свои особенности. Доходы от теневой экономики в бюджет не поступают, что уже само по себе наносит огромный ущерб экономическим отношениям. Несовершенство экономических отношений и хозяйственного механизма, его обюрокрачивание, препятствующие удовлетворению общественных потребностей, прямо влияют на возникновение такого рода экономической деятельности, которые являются не просто противозаконной, но и преступной. Словом, теневая экономика, порожденная бюрократической системой СССР, стала неотъемлемой частью экономических отношений демократической России.
Особенная опасность теневой экономики в том, что она по своей природе действует подобно раковому вирусу, неуклонно разрушая государственный экономический механизм. Многие новь созданные паразитические структуры государственной власти и управления душат нормальную экономику, будучи преступными силами, стимулируют не только преступность, но и социальные и политические конфликты. К этому следует добавить, что нередко больше фондов и денежных средств получают далеко не те отрасли, которые действительно функционируют в целях удовлетворения потребностей населения, причем этому подчас нет никакого логичного объяснения. Примером тому может служить факт отчисления крупных денежных сумм на восстановление материальных благ в период первой военной Чеченской кампании в 1994-1996 гг., в результате чего практически все деньги исчезли, а виновные до сих пор не установлены.
Сегодня вопрос теневого оборота средств в официальных источниках не звучит так остро как в начале и середине 90-х годов прошлого столетия, однако это не означает, что проблема решена и ее более не существует. Заявления некоторых олигархов и других крупных предпринимателей о своих доходах являются всего лишь первым шагом к обнародованию истинных прибылей извлекаемых ими. Вот когда абсолютному большинству российских предпринимателей будут созданы реальные налоговые послабления, позволяющие им официально работать не в ущерб бизнесу, тогда действительно можно будет сказать о переломе в борьбе с теневой экономикой.
Вместе с тем, бороться с ней без заинтересованности миллионов простых людей в экономии бюджета средств, без предоставления им права самим без участия президента или министра добиваться наилучшего расхода государственными органами средств налогоплательщиков невозможно. Поэтому необходимо развивать опыт стран с устойчивыми демократическими традициями, где главный способ борьбы со злоупотреблениями заключается в возможности простых граждан предъявить иск любому ведомству государства или крупной частной компании, если они считают, что не учтены существенные обстоятельства и выбран не самый экономичный вариант. В России уже есть специализированные юридические фирмы, которые берут на себя работу по ведению дела, вносят залог, получают до трети суммы иска. Однако их еще очень мало и им необходима поддержка со стороны государства в своем развитии и укреплении правовых позиций. Решив эту проблему государство сделает большой прорыв в борьбе с коррупцией, столь актуальной в сегодняшние дни.
Как справедливо отмечают многие криминологи, причиной повышения уровня преступности также является неравномерность распределения доходов, как различных его секторов, так и людей занятых в сфере производства и потребления. При этом государство не видит иного выхода как поднятие цен (делая это во многих случаях «молчком», ставя население перед фактом – как это было 17 августа 1998 года), включая в цену все: и свою бесхозяйственность и свои расходы, и свои убытки, перекладывая всю тяжесть этой политики на плечи трудящихся. У населения это вызывает естественное чувство протеста, выливающееся в преступные действия, причем такие, которые наносят существенный ущерб экономическому положению государства. Официальная статистика уровня преступности в Российской Федерации подтверждает это положение. Именно в 1998 году правоохранительными органами страны отмечен рост, который составил 7,7% по сравнению с предыдущим годом, когда, наоборот, отмечалось некоторое снижение данного показателя на 8,7%. Кроме того, ухудшившиеся социально-экономические условия имели продолжение и в 1999 году, когда рост количества зарегистрированных преступлений составил уже 16,3%.
Таким образом, изменения в экономических отношениях внутри государства могут стать причиной углубления социального неравенства, что неминуемо сказывается на общей криминальной ситуации в стране.
Следовательно, одним из способов выхода из сложившейся ситуации может служить стремление как можно быстрее стараться создать многочисленный «средний класс» населения с прочным экономическим и материальным положением, которое и будет определять его поведение и формировать психологию законопослушного члена общества.
Жариков Рустэм Александрович, аспирант Уфимского юридического института МВД России
|