.
Древняя Русь ... Около тысячи лет протекло с тех времён. Но история помогла воскресить многое из жизни наших далёких предков. Мы знаем о славных походах Святослава Игоревича, о судьбе князя Олега, о тяжелых, кровавых сечах и ратных подвигах древних славян. История сохранила память и о великолепии княжеского двора в Киеве, и о чудо-мастерах, которые умели "ткать" воинскую кольчугу из трёхсот тысяч (!) мелких колечек, и о златоглавых сборах, и о тёмных годах монголо-татарского нашествия, превратившего богатые города в руины и пепелища. История сохранила многое.
Но история - ведь это записи, книги, а следовательно, умение читать и писать. А знали ли грамоту тогда наши предки? Много ли книг было в Древней Руси?
Это далеко не праздные вопросы. Буржуазная историография скептически оценивала культурный уровень древнерусской народности. "Старую Русь, - замечал академик А. И. Соболевский, - часто обвиняют в том, что она была малограмотна и не любила книги. И совершенно напрасно". Действительно, напрасно. С давних времён книга на Руси была предметом истинного восхищения и уважения.
Сохранилось множество свидетельств почитания грамоты и книг у наших далёких предков. Рассказывая о деяниях великого князя Владимира, летописец подчёркивал его любовь к чтению и книге: "Любил словеса книжные". В летописи под 1037 годом говорилось: "Велика бо бывает польза от ученья книжного". Там же записано, что великий князь Ярослав "книги любил, читая их часто ночью и днём. И собирал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество..." В "Изборнике Святослава" 1076 г. приведено такое яркое сравнение: "Красота воину - оружие, кораблю - ветрила (т. е. паруса); тако и праведнику - почитание книжное".
Книги тогда не любили и не читали, их ревностно берегли. В монастырях существовал строгий порядок выдачи книг и их возврата в "книгохранительницу", для нарушителей устанавливались наказания. Ведь писались книги на дорогом материале - пергаменте, изготавливаемом из телячьей кожи. Листы пергамента, чтобы они не коробились, прикрывали сверху и снизу досками с застёжками. И плохо приходилось тому, кто небрежно обращался с книгой. Сохранилось даже такое грозное по тем временам наставление: "Если какой-нибудь поп или дьякон, прочитав, не застегивает всех застёжек, то пусть будет проклят!"
Ещё до принятия христианства в 988 г. на Руси были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кирилловский алфавит для государственных и иных надобностей. В этом убеждают нас и переводы договоров с греками (в особенности договор 944 г.), и найденный при раскопках возле села Гнездово глиняный сосуд с надписью, относящейся к 20-м годам Х в., и другие находки археологов и историков.
Однако именно принятие христианства явилось тем историческим моментом, с которого, по существу, и начала распространяться письменность в Древней Руси. Богослужебные книги были переведены с греческого на старославянский язык. Этот родственный, близкий нашим предкам язык (иначе называемый - церковнославянский) сыграл важнейшую роль в развитии речевой культуры, в становлении русского литературного языка. Уже тогда, в Х в., великий князь Владимир Святославович, как бы предвосхищая смелые преобразования Петра I ,сразу после крещения Руси начал забирать детей у "нарочитой чади на ученье книжное". Таким образом, сначала образование коснулось лишь детей знатных лиц ("нарочитой чади"), но уже вскоре, как мы увидим, грамотность распространилась и среди лиц низших сословий. Обучение шло тогда по церковным книгам. Учебников (в нашем смысле слова) в Древней Руси не было. Богослужебные книги (особенно псалтырь - сборник псалмов, т. е. морально-поучительных песнопений, и часослов, содержащий тексты ежедневных церковных служб), нередко заучивались наизусть. Заметим, кстати, что обучение "закону божьему" по псалтырю на церковнославянском языке было обязательным учебным предметом ещё в дореволюционной школе.
Но, конечно, не только переводные богослужебные книги читались в те времена. Уже тогда появилось множество оригинальных произведений древнерусских (правда, часто безымянных) авторов: "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха", "Житие Феодосия Печерского", "Слово Даниила Заточника", "Слово о погибели русской земли", "Житие Александра Невского", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Задонщина" и многие другие. Пожалуй, самую важную роль в развитии мировоззрения и литературного языка наших предков сыграло летописание - погодные записи, в которых нашла отражение вся жизнь Древней Руси. Среди летописей на первом месте стоит "Повесть временных лет", написанная в начале ХII в. монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором, книжником широкого исторического кругозора и большого литературного дарования. Остановитесь возле статуи "Нестора-летописца" в Русском музее. Знаменитый скульптор М. М. Антокольский изобразил его глубоким стариком с пергаментом в руках и утомлённо-мудрым взглядом, обращённым в прошлое. Созданная монахом Нестором "Повесть временных лет" воплотила в себе и самые различные исторические сведения, и высокие гражданские идеалы наших предков, и образцы литературного языка той эпохи.
Сколько же всё-таки книг было в Древней Руси? Сколько экземпляров пергаментных рукописей держали в руках наши предки? Назвать точную цифру, конечно, невозможно. Но существуют косвенные данные. По свидетельству историков и археологов, со времени крещения Руси (988 г.) за 250 лет было построено около 10000 церквей и 200 монастырей. Для совершения обрядовой службы в них необходимо было иметь не менее 85 тысяч богослужебных книг! Но это не всё. Существовала светская, нецерковная литература. Летописание велось не только в монастырях, а и в великокняжеских городах, и в удельных княжествах. Поэтому исследователи считают, что общее количество рукописных книг в Древней Руси до XIV в. составляло около 100 тысяч экземпляров, а вместе с завезёнными из южнославянских стран и превышало это число.
Но почему же, по данным Археографической комиссии, которая обращалась во все библиотеки, музеи и архивы, оказалось, что от периода XI-XIV вв. до нас дошло только 1868 книг, из них 375 евангелий.
Секрет прост. Здесь повинно не только беспощадное время. Алчные соседи беспрерывно обрушивали грабительские набеги на многострадальную Русь. Только половцы совершили пятьдесят крупных походов, подвергая разорению и огню самые богатые и густонаселённые земли. Гибли люди, зарастали поля, тлели рукописные книги. А потом нашествие монголо-татар, надолго прервавшее развитие русской цивилизации. В пламени пожаров погибли тогда бесценные книжные сокровища Древней Руси.
Но многое осталось. И многое найдено. Интересное открытие было сделано в 1951 г. во время раскопок в Новгороде. Археологи извлекли из-под земли берестяные грамоты-рукописи, не написанные, а выцарапанные на специально подготовленной для этого берёзовой коре. В новгородских подземных залежах найдено уже около семисот документов. Они позволили "услышать" живую речь наших далёких предков.
Новгородские берестяные грамоты содержат в основном переписку, касающуюся самых прозаических сторон жизни. Некий Михаил, например, пишет господину своему Тимофею: "Земля готова, надобе семяна". Муж просит жену: "Пришли сорочки, сорочки забыл". Открытие берестяных грамот имело огромное культурно-историческое значение. Оно явилось неоспоримым доказательством широкого распространения грамотности в Древней Руси, причём не только у бояр, купцов и духовенства, но и среди простых новгородских горожан.
В записях на бересте оказалась запечатлена и любовь наших предков к чтению, к книге. Так, в одной из грамот XIV в. некий Яков, обращаясь к куму и другу с просьбой о покупке овса, заканчивает её словами: "Да пришли мне чтения доброго".
Горбачевич К.С.
|