Август (Augustus) (63 до н.э. – 14 н.э.), основатель Римской империи. В юности звался Гаем Октавием, поскольку носил имя своего отца, умершего в 59 до н.э. В 44 до н.э. Август, внучатый племянник Гая Юлия Цезаря, был в соответствии с завещанием им усыновлен, получив имя Гай Юлий Цезарь Октавиан, и в течение последующих полутора десятилетий его знали как Октавиана. Вскоре после 40 до н.э. Август сделал своим первым именем титул Император, ранее присваивавшийся победоносным римским полководцам. Императором называли и Цезаря, который, по-видимому, вкладывал в этот титул особый смысл. Отбросив имена Гай и Юлий, Август стал называть себя Императором Цезарем Октавианом. Наконец, 16 января 27 до н.э. решением сената ему был присвоен почетный титул Август, прежде относившийся лишь к божественным и священным местам и предметам. Однако по римской традиции родовое имя Юлиев продолжало использоваться для названия введенных им законов, которые известны как законы Юлия. Родовое имя сохраняли также некоторые члены семьи Августа, в частности его дочь и внучка, которые обе звались Юлиями.
Наследник Цезаря
Мать Октавия, Атия, была племянницей (дочерью сестры) Юлия Цезаря. У Октавия были сестры, обе старше его: сводная сестра Октавия Старшая и родная Октавия Младшая. С Октавией Младшей Октавий был очень дружен до самой ее смерти в 11 до н.э. В последние годы жизни Юлий Цезарь выказывал явное расположение внучатому племяннику Октавию, предпочитая его своему племяннику Квинту Педию и другому внучатому племяннику – Луцию Пинарию. В своем завещании Цезарь назначил Октавия главным наследником.
В 44 до н.э. Октавиану, как его стали называть после усыновления Цезарем, было 18 лет. Консул Марк Антоний, который собрал после смерти Цезаря огромную армию и начал борьбу за власть, не признал Октавиана в качестве наследника Цезаря, т.е. еще одного претендента на первенство в государстве. Поэтому Октавиан обратился за помощью к ветеранам Цезаря, получившим от последнего земли в Кампании. При их вооруженной поддержке Октавиан вынудил сенат признать факт его усыновления, разрешить ему выставить свою кандидатуру в преторы до достижения возраста, установленного законом, а также поручить ему (вместе с консулами 43 до н.э. Авлом Гирцием и Гаем Пансой) командование войсками, направлявшимися против Антония, который перед этим открыто порвал с сенатом и двинулся на север, стремясь изгнать наместника Цизальпийской Галлии Децима Брута из его провинции. В сражении при Мутине Антоний потерпел поражение и укрылся у Марка Эмилия Лепида, бывшего тогда наместником Нарбонской Галлии.
Второй триумвират
Поскольку оба консула погибли в боях, Октавиан принял на себя единоличное командование армией сената и добился избрания консулом с 19 августа 43 до н.э. (вместе с Квинтом Педием). Затем Октавиан заключил соглашение с Антонием и Марком Эмилием Лепидом. Согласно одобренному сенатом закону Тития, Октавиан, Антоний и Лепид назначалась триумвирами по устройству государства (tresviri reipublicae constituendae) на пятилетний срок. От первого триумвирата, образованного в 60 до н.э. Цезарем, Гнеем Помпеем Великим и Марком Лицинием Крассом, этот второй триумвират отличался тем, что был оформлен юридически, а не являлся соглашением частных лиц, и еще тем, что давал триумвирам право полного контроля над деятельностью государства. Триумвиры начали безжалостные проскрипции в отношении своих врагов. Одним из первых 7 декабря 43 до н.э. был убит великий оратор и республиканец Цицерон: Октавиан пожертвовал им в угоду Антонию, пылавшему к Цицерону ненавистью.
Антоний и Октавиан двинули свои войска на восток, в Македонию, где осенью 42 до н.э. в битве при Филиппах разбили армию вождей сторонников республики – Марка Юния Брута и Гая Кассия Лонгина. Затем триумвиры произвели раздел Римского государства, по которому Антоний получил Восток, включая Грецию и Македонию, Октавиан – Галлию, Испанию и Иллирик, а Лепиду досталась лишь Африка. Италия номинально оставалась в совместном управлении всех троих, но на деле здесь господствовал Октавиан, воспользовавшийся выгодами, которые вытекали из такого раздела. В 41–40 до н.э. брат Антония Луций вместе с его женой Фульвией стали во главе вспыхнувшего в Италии мятежа против Октавиана, однако были разбиты Октавианом при Перузии (совр. Перуджа). В октябре 40 до н.э. в Брундизии Октавиан и Антоний заключили между собой соглашение, которым были урегулированы наиболее острые разногласия. Союз был скреплен женитьбой Антония на сестре Октавиана Октавии Младшей.
В эти же годы Секст Помпей, второй и единственный оставшийся в живых сын Гнея Помпея Великого, взял под свой контроль все западное Средиземноморье. Секст Помпей стоял во главе базировавшегося на Сицилии и Сардинии флота, с помощью которого он опустошал прибрежные области Италии. Поначалу, по условиям заключенного в 39 до н.э. в Мизенах соглашения, триумвиры признали его права. Но поскольку нападения продолжались, в 37 до н.э. в Таренте Антоний и Октавиан заключили между собой новое соглашение. В следующем году Октавиан разгромил Секста Помпея, в значительной степени благодаря флотоводческому искусству своего военачальника Марка Випсания Агриппы. Секст бежал в Малую Азию, где по приказу Антония был убит. Лепид переправился на Сицилию якобы для оказания помощи Октавиану в борьбе с Секстом Помпеем, на деле же для того, чтобы продемонстрировать Октавиану свою силу. Однако, когда армии Лепида и Октавиана встретились, воины Лепида перешли к Октавиану, который лишил Лепида триумвирских полномочий, но позволил ему, как верховному жрецу Римского государства (pontifex maximus), жить вдали от дел вплоть до смерти, последовавшей в 13 или 12 до н.э.
Победа над Антонием
В соответствии с соглашением, заключенным в Таренте, триумвират был продлен на 5 лет, т.е., вероятно, до конца 32 до н.э. Однако устранение от власти Лепида, а также становившееся все более явным увлечение Антония царицей Египта Клеопатрой и принебрежительное отношение к Октавии сделали неизбежным открытое противостояние двух оставшихся у власти триумвиров. В 38 до н.э. Антоний потерпел жестокое поражение в войне с парфянами, а в 33 до н.э. он в Александрии публично провозгласил себя и Клеопатру соправителями всех римских восточных владений. В Риме эти события вызвали резкое недовольство. Октавиан еще усилил его, обнародовав завещание Антония, согласно которому тот передавал восточные римские провинции Клеопатре и ее детям. Кроме того, став в 33 до н.э. консулом на второй срок, Октавиан приступил к сложению с себя полномочий триумвира. В октябре 32 до н.э. Италия и западные провинции присягнули на верность Октавиану. Клятва, которая при этом давалась, была подобна клятве, традиционно связывавшей римских клиентов со своими патронами. В 31 до н.э., став консулом в третий раз, Октавиан получил право вести войну с Антонием и Клеопатрой. Чтобы избежать нежелательного впечатления возобновления гражданской войны, в соответствующем постановлении упоминалась одна Клеопатра, т.е. внешний враг. 2 сентября 31 до н.э. флоты двух враждующих сторон вступили в бой вблизи Акция, мыса на северо-западном побережье Греции. Клеопатра вывела свою эскадру из сражения, за ней последовал Антоний. Остальные корабли Антония и его сухопутная армия сдались Октавиану. Год спустя, 3 августа 30 до н.э. Октавиан вступил в Александрию. Антоний, а следом за ним Клеопатра покончили жизнь самоубийством. Октавиан присоединил Египет к Римской державе, положив тем самым конец продолжавшейся тысячелетия власти фараонов и их преемников Птолемеев.
Август – принцепс
В 29 до н.э. Октавиан вернулся в Рим, где он был удостоен тройного триумфа, и в ознаменование всеобщего мира закрыл двери храма Януса. Он «восстановил республику», отменив постановления и чрезвычайные полномочия триумвиров, и на церемонии 13 января 27 до н.э. провозгласил восстановление традиционной власти сената и римского народа. В период с 28 по 23 до н.э. Октавиан создал специально для себя независимый от магистратур пост «первого человека» (princeps) в государстве ( см. также ДРЕВНИЙ РИМ). В 27 до н.э. сенат оказал Октавиану многочисленные почести, в том числе присвоил ему титул Август, ставший с тех пор его именем. По решению сената в честь Августа был переименован месяц секстилий, который стал называться августом, подобно тому как предыдущий месяц квинтилий уже был назван июлем в честь Юлия Цезаря.
Управление империей
Начало своего принципата Август посвятил восстановлению мира и порядка в империи, а также упрочению ее границ. В 26 до н.э. были окончательно покорены кантабры в северо-западной Испании. В 27–13 до н.э. Галлия к северу от Нарбонской Галлии (совр. Прованс) была преобразована в три провинции, а командование римскими легионами на Рейне было от них отделено. Впоследствии на прирейнской территории образовались две новые провинции – Верхняя и Нижняя Германия. Против германских племен, обитавших за Рейном, в правление Августа предпринимались походы. Руководили кампаниями пасынок Августа Клавдий Нерон Друз, погибший при падении с лошади в 9 в. до н.э., и Публий Квинтилий Вар, покончивший с собой при разгроме трех своих легионов в Тевтобургском лесу в 9 н.э. В 16–15 до н.э. были приведены к покорности провинции Приморские Альпы (на совр. границе между Италией и Францией), а также Реция и Норик (территория совр. Швейцарии и Тироль). На протяжении всего правления Августа римские легионы упорно продвигались в направлении среднего и нижнего Дуная, где были впоследствии образованы провинции Далмация (ранее Иллирик), Верхняя и Нижняя Паннония и Верхняя и Нижняя Мезия.
В Малой Азии и Сирии Август продолжал (как это делал уже Помпей Великий) защищать римские провинции Вифинию и Понт, Азию, Киликию и Сирию от набегов из глубины континента, создавая буферные, зависимые от Рима царства. Он несколько расширил восточные владения Империи: в 25 до н.э. после смерти Аминты, царя Галатии, она была превращена в одноименную римскую провинцию, а в 6 н.э. к Римской империи была присоединена часть Иудеи. Предпринятые в 25–24 до н.э. попытки проникнуть в южную Аравию, а в 29 и 25 до н.э. пройти из южного Египта к верховьям Нила закончились неудачей. В Северной Африке Август сохранил образованные уже раньше провинции Киренаику и Африку, а Мавританию оставил под властью зависимого от Рима царя Юбы II, которого Август женил на дочери Антония и Клеопатры.
Август выказывал ревностную заботу о благосостоянии населения Рима, проводя частые раздачи зерна и денег, устраивая для народа игры и театральные представления, а также возводя общественные здания на собственные средства или на средства своих соратников. Среди построенных при Августе сооружений – театр Марцелла, театр Бальба, портик Октавии, термы Агриппы, Септа (ограда для проведения голосований) и водоем для водных представлений.
Реформы в области религии и морали
Чрезвычайное удовлетворение доставило Августу избрание его 6 марта 12 до н.э. великим понтификом на место умершего Лепида. Август много сделал для возрождения традиционной римской религии: он восстанавливал старые и возводил новые храмы, возобновлял такие практически исчезнувшие жреческие сообщества, как коллегия Арвальских братьев, устраивал великолепно организованные церемонии, в том числе Столетние игры, проведенные в 17 до н.э. Для этого празднества, устроенного по этрусской традиции в честь нарождающегося нового поколения, Гораций написал официальный гимн – Столетнюю песнь. Одним из выдающихся памятников искусства эпохи Августа являются сохранившиеся фрагменты скульптурных украшений ограды Алтаря Мира (Ara Pacis), возведенного в честь Августа и освященного 30 января 9 до н.э.
Целью законов, введенных самим Августом (законы Юлия) или разработанных по его инициативе, было восстановление традиционных римских устоев в сферах нравственности, политики и семейной жизни. Здесь наиболее важным был принятый в 18 до н.э. и дополненный консулами 9 н.э. Папием и Поппеем закон о порядке вступления в брак (закон Юлия и Папия – Поппея). По нему лицам высших сословий запрещалось жениться на вольноотпущенницах, а остальным римским гражданам запрещалось жениться на женщинах с дурной репутацией. Согласно другим положениям этого закона, способность приобретать что-либо по завещанию утрачивалась неженатыми лицами полностью, а бездетные мужчины, как и женщины, имеющие менее троих детей, получали лишь половину завещанного. Напротив того, лицам, состоящим в браке и имеющим троих детей, отдавалось преимущество при занятии государственных должностей и предоставлялись различные имущественные льготы. Иногда позднейшие императоры даровали эти преимущества и льготы, называвшиеся «правом троих детей» (ius trium liberorum), бездетным гражданам за особые заслуги.
Императорская семья
В семейной жизни Августа преследовали неудачи. Он безжалостно приносил свои и чужие чувства в жертву своему пониманию династических интересов семьи, что сделало несчастным и самого Августа, и его родных. В 40 до н.э. Август женился на Скрибонии, родственнице Секста Помпея, которая родила ему единственного ребенка, дочь Юлию. В 39 до н.э. Август развелся со Скрибонией, чтобы жениться на Ливии, которой пришлось развестись с Тиберием Клавдием Нероном. От последнего Ливия имела двух сыновей – Тиберия и Друза. Ливия поддерживала политику Августа и его идеи возвращения римских женщин к семейным добродетелям.
Первым браком дочь Августа Юлия была замужем за Марком Клавдием Марцеллом, сыном Октавии и племянником Августа, в котором тот видел своего преемника. Но в 23 до н.э. Марцелл, будучи еще совсем молодым, умер. В 21 до н.э. Юлия вышла замуж за Марка Випсания Агриппу, который был намного старше ее, и родила ему пятерых детей. После смерти Агриппы в 12 до н.э. Август принудил своего пасынка Тиберия развестись с любимой Випсанией (дочерью Агриппы) и жениться на Юлии. Будучи несчастлива в браке с Тиберием, Юлия стала искать утешения на стороне, пока во 2 до н.э. Август не сослал ее из-за получившей скандальную известность связи с сыном Антония Юлом Антонием.
Сыновья Юлии и Агриппы, Гай и Луций, были любимцами своего деда Августа, но оба они жили недолго: Луций умер во 2 н.э., Гай погиб в бою в 4 н.э. Старшая дочь Юлии и Агриппы, Юлия, склонная к похождениям, как и ее мать, была в 8 н.э. сослана за прелюбодеяние, к которому оказался косвенно причастен поэт Овидий. Младшая дочь Юлии и Агриппы, Агриппина Старшая, вышла замуж за Германика, сына Друза (брата Тиберия). Жуткая история их бедствий относится уже к правлению Тиберия. Здесь достаточно отметить, что один из их сыновей – будущий император Калигула, а одна из дочерей, Агриппина Младшая, вышла впоследствии замуж за своего дядю, императора Клавдия, и убедила его сделать своим преемником (и последним императором династии Юлиев – Клавдиев) ее сына от первого брака Нерона. Наконец, младший из детей Юлии, появившийся на свет уже после смерти Агриппы и названный Агриппа Постум (лат. postumus, «родившийся после смерти отца»), отличался таким буйным нравом, что Августу пришлось его заточить. При получении известия о смерти Августа Агриппа Постум был убит, чтобы устранить возможного соперника Тиберия. Это было сделано по приказу Тиберия, ссылавшегося на предсмертную волю Августа.
Август и эпоха Августа
В литературе и искусстве век Августа ознаменован высочайшими достижениями, когда на основе заимствованных греческих форм создавались произведения на римские темы, исполненные римского духа. Немалую роль здесь сыграла поддержка самого Августа и его сподвижника Гая Мецената, однако еще важнее была благоприятная атмосфера мира, благополучия и национальной гордости. Развалины архитектурных сооружений эпохи Августа до сих пор поражают благородством замысла и изяществом исполнения. Скульптура этого времени, наиболее ярким примером которой являются рельефы и цветочный орнамент Алтаря Мира, демонстрирует высокое техническое мастерство и искренность чувств. Для характеристики литературы этого периода достаточно назвать имена Горация, Вергилия и Овидия, а также элегических поэтов Альбия Тибулла и Секста Проперция или историка Тита Ливия. Не следует забывать, что в эту эпоху жили такие замечательные грекоязычные авторы, как историки Дионисий Галикарнасский и Диодор Сицилийский, географ Страбон. Большинство произведений искусства этого времени, и прежде всего Алтарь Мира, эпическая поэма Вергилия Энеида и История Тита Ливия, характеризуют век Августа как эпоху осуществления Римом своего божественного предназначения – объединить под своей властью весь цивилизованный мир, обеспечив в нем мир и правление закона.
Сравнение Августа с Юлием Цезарем напрашивается само собой. Некоторые современные критики низводят Цезаря, прославленного в античности как военного и политического гения, до уровня ловкого оппортуниста. Августа, которым современники восхищались как мудрым, консервативным и легитимным правителем, со времен Тацита (ок. 55 – ок. 117 н.э.) стали изображать лицемером, скрывавшим тиранию под личиной восстановленной республики. Он был привлекателен и хорошо сложен, величественно держал себя на публике и был приветлив в частной жизни. Из статуй, изображающих Августа в полный рост, наиболее замечательна фигура в доспехах, найденная вне античного Рима возле Прима Порта и хранящаяся ныне в Ватиканском музее. Из многочисленных бюстов Августа примечательны его изображение в молодом возрасте (находится в Ватикане) и бюст Августа как великого понтифика с накинутой на голову тогой (в Анконе).
Август всегда страдал слабым здоровьем, и в 23 до н.э. он даже находился при смерти. Тем не менее он поправился и прожил до 19 августа 14 н.э., за 44 года своего принципата снискав уважение, преклонение и любовь всего римского мира. Он был похоронен в Риме в построенном им самим роскошном мавзолее, а 17 сентября того же года сенат его обожествил. В соответствии с завещанием Августа перед его мавзолеем был установлен составленный им самим перечень Деяния божественного Августа (Res gestae divi Augusti). Этот перечень весьма красноречив – как в отношении того, о чем здесь сказано, так и того, о каких фактах он умалчивает. Общий тон документа – чисто римский. Деяния, в которых Август предстает перед нами таким, каким он виделся самому себе, являются свидетельством его искренности, снисходительности, подлинной заботы о благополучии общества и глубокого уважения к римским традициям.
|