Начало становления мировой цивилизации и Россия
Начало XVII в. вошло в отечественную историю как Смутное время — период, сопровождавшийся народными восстаниями и вторжением иноземных захватчиков. В истории российской цивилизации в это время начался важный процесс — переход от ориентации на Восток к ориентации на Запад. Вызванный внешними обстоятельствами, он проходил в особых, обусловленных культурой и социальным строем России формах.
В XVII в. Россия при помощи казаков и регулярных войск распространяет свое влияние на земли Сибири и Дальнего Востока, вплоть до границ Китая, подчиняет власти Московского государства черноземные земли южных степей.
В XVII в. резко усилилось давление на западные границы страны. Главной опасностью теперь были уже не татары, после 1571 г. никогда не прорывавшиеся в центр России, а Польша, Швеция, а также Турция. С другой стороны, из-за “революции цен” в XVI в. цены на сельскохозяйственные продукты в стране выросли в 3—4 раза, на изделия ремесленников — в 2 раза. Это обострило положение народных масс. Вместе с тем в условиях господства традиционализма и государственного феодализма Россия не получила никаких выгод от нового положения из-за слабого развития промышленности и торговли с Западом. Последней каплей, переполнившей чашу, стал династический кризис конца XVI в., связанный со смертью бездетного сына Ивана Грозного Федора Ивановича (1598), на котором окончился род московских царей — Рюриковичей, потомков Владимира Святого, Александра Невского и Ивана Калиты.
Поиски “настоящего” царя
Для России пресечение царской династии играло особую роль. Царь был не только главой государственной власти, но и носителем традиционного идеала “правды”. Благодаря сохранившимся языческим представлениям, царь рассматривался как “отец” народа, царь-батюшка. Русское православие знало не только небесный идеал христианства, но и земной идеал “святой Руси”, главную роль в образе которой играла фигура “настоящего”, православного царя. Пресечение царского рода, отсутствие законного, “настоящего” царя означало тем самым крах всей системы ценностей. Это вызывало социальную нестабильность, выступления народа против власти. В отличие от Центральной и Западной Европы, где во главе таких движений, как правило, стояли религиозные пророки — протестанты, в России главной фигурой крестьянских войн чаще всего был самозванец - “настоящий” царь, готовый восстановить социальную справедливость.
Начало Смутному времени положила гибель в Угличе в 1591 г. сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Виновником этого молва считала могущественного советника царя Федора, брата его жены Бориса Годунова, захватившего с 1586 г. фактическую власть в стране. Несмотря на то, что политика Годунова смягчала условия крепостничества (в 1601—1602 гг. был разрешен обмен крестьянами между помещиками), и то, что его поддерживал патриарх Иов, народ не считал его законным царем.
Положение обострил голод 1601—1602 гг. В это время многие землевладельцы отпускали на волю своих холопов, которых было нечем кормить. Другие крепостные крестьяне бежали сами. На юге России скопились десятки тысяч беглых. Уже в 1603 г. под руководством холопа Хлопка они двинулись на Москву, но были разбиты. Главные события Смутного времени связаны с бежавшим в Польшу русским монахом Григорием Отрепьевым, который в 1601 г. объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Отрепьев тайно принял католичество и согласился уступить королю Сигизмунду III за поддержку западные земли России.
В 1604 г. Лжедмитрий I с небольшим отрядом пересек границу России. Несмотря на отдельные поражения вначале, его силы быстро росли. Лжедмитрия поддерживали казаки и беглые, на его сторону перешло русское войско. Города России один за другим открывали перед ним свои ворота. В 1605 г. умер Борис Годунов и наследник престола, 15-летний сын Годунова Федор, оказавшись без поддержки бояр и войска, был убит. Лжедмитрий I торжественно, без сопротивления, вошел в Москву и был коронован на русский престол.
Новый царь укреплял свою власть, раздавая земли и крестьян дворянам. Вместе с тем он утвердил факт ухода крестьян от помещиков во время голода 1601—1602 гг. В области внешней политики была предпринята попытка создать блок европейских держав против Турции. Но для народа было важнее, насколько новый царь придерживается традиций, ведет себя как истинный православный государь. Присутствие при дворе католиков-шляхтичей, несоблюдение царем русских обычаев, наконец, брак Лжедмитрия со знатной полькой Мариной Мнишек, интриги бояр привели в 1606 г. к восстанию, в ходе которого он был убит.
Власть перешла к боярской оппозиции, во главе которой стоял Василий Шуйский (1606—1610). Он стремился учитывать интересы феодалов и подписал с боярами грамоту об ограничении царской власти. Однако это не прекратило народных выступлений. В 1606—1607 гг. новое восстание на юге страны возглавил бывший холоп И. Болотников. От Чернигова и Новгород-Северского восставшие дошли почти до Москвы, разгромив войско В. Шуйского. К ним присоединились тульские и рязанские помещики. В войска Болотникова входили князья Шаховской, Мосальский, Телятевский. Болотников не претендовал на роль самозванца, но называл себя воеводой царя Дмитрия. Раскол в его войске, предательство дворян, сумевших договориться с Шуйским, предопределили поражение Болотникова. Не спасло его и подкрепление, пришедшее со Лжепетром (самозванцем, выдававшим себя за сына царя Федора). Шуйский собрал более чем 150-тысячное войско, осадил и продержал Тулу в осаде четыре месяца. Затопив город, где вскоре начался голод, царь, обманув восставших обещанием помилования, подавил восстание.
В 1607 г. под прикрытием нового самозванца. Лжедмитрия II, поляки вновь вторглись в Россию. Разбив царские войска, Лжедмитрий II в 1608 г. осадил Москву, расположившись с войском в Тушине. Из Тушина Лжедмитрий правил страной: раздавал земли, назначил нового патриарха, воевод в Ростов, Вологду, Владимир, города Поволжья и Поморья. Но раздача земель польским шляхтичам-католикам и грабеж русских деревень казаками подорвали авторитет Лжедмитрия II. К тому же Сигизмунд III, воспользовавшись предлогом — призывом В. Шуйским шведских войск на помощь Москве,— сам пошел на русские земли. Шведские войска привел в Россию племянник царя Василия М. В. Скопин-Шуйский. В 1609 г. ему при поддержке народных восстаний удалось очистить от поляков весь русский Север, дважды разбив войска Лжедмитрия II. С востока навстречу ему к Москве шел боярин Шереметев с войском. Весной 1610 г. войска русских воевод вступили в Москву. За короткое время Скопин-Шуйский стал народным героем, главным кандидатом на царский престол. Шляхтичи из тушинского лагеря ушли к Сигизмунду III, а самозванец должен был бежать в Калугу.
Польскому войску удалось разбить войска В. Шуйского. В 1610 г. оно было уже под Москвой. В этих условиях группа бояр для стабилизации власти в России решила опереться на поляков. Они признали сына польского короля Владислава русским царем, а сами составили его правительство — так называемую “семибоярщину”. В. Шуйский был свергнут. При помощи бояр польское войско тайком проникло в Москву. Однако условием, поставленным боярами перед Владиславом, было принятие им православия. Этого Сигизмунд III не мог допустить, и Владислав в Россию не поехал. Период безвластия затянулся. Тем временем в Калуге был убит Лжедмитрий II. С призывом к восстанию против поляков выступил патриарх Гермоген.
В ходе борьбы с польской агрессией в 1611—1612 гг. было сформировано два ополчения. Первому из них под руководством П. П. Ляпунова, И. М. Заруцкого и Д. Т. Трубецкого удалось осадить Москву и создать временное правительство. Но противоречия среди ополченцев, значительная часть которых ранее принадлежала к войскам Болотникова и Лжедмитрия II, привели к убийству Ляпунова и ослаблению осады. Решающего успеха удалось добиться в 1612 г. второму ополчению, созданному в Нижнем Новгороде старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Совместными усилиями отряды первого ополчения под руководством князя Дмитрия Трубецкого и войска второго ополчения отбили подходившие на помощь полякам войска и взяли Китай-город, после чего поляки, осажденные в Кремле, сдались.
Перспектива сословной монархии
Смутное время создало в России уникальную ситуацию, когда власть фактически оказалась в руках общества. Единство государства было разрушено. В Смоленске были поляки, в Новгороде — захватившие его шведы, быстрые перемены власти разорвали связи между отдельными областями. Единства мнения о преемственности власти не было. Различные группы бояр выставляли своих кандидатов, пытаясь послами подкупить население.
В этих условиях князья Трубецкой и Пожарский в начале 1613 г. собрали в Москве Земский собор для выборов нового царя. Это был самый представительный из Земских соборов за всю историю страны. В нем приняли участие представители всех сословий, кроме холопов и крепостных крестьян. Помимо бояр и дворян, на соборе присутствовали представители 50 городов страны, а также стрельцов и казаков, активно участвовавших в освобождении Москвы. Собор решительно отклонил предложения избрать царем польского и шведского претендентов на престол и “воренка” — сына Марины Мнишек. Авторитет патриарха Филарета способствовал избранию царем его сына — Михаила Романова, связанного с прошлой династией родственными узами. Родство с патриархом символически восстанавливало священный характер власти царя Михаила (1613—1645), делало его выразителем не частных, сословных, а общих интересов народа.
В связи с избранием на престол Михаила Романова в России впервые был проведен своего рода “референдум” во всех городах и уездах страны. В избирательной грамоте было указано, что Михаила выбрали на царство “все православные христиане всего Московского государства”. Это давало ему право на самостоятельные действия.
На деле власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. По свидетельству современников, без боярского совета Михаил не мог ступить ни шагу. Опора царя на боярство и Земские соборы была идеологически оформлена в трудах келаря Троице-Сергиева монастыря А. Палицына, противопоставлявшего эту политическую систему практике самовластия. Однако существованию в России сословной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. Земские соборы не шли дальше челобитных к царю с требованием укрепить порядок в государстве. В частности, собор 1619 г. просил вернуть хозяевам беглых крестьян.
Земские соборы не могли остановить тенденцию к закрепощению податных сословий, в том числе городских жителей. Все большую роль на соборах играли боярство и дворянство. Но и они могли лишь временно ограничить царскую власть. Зачатки сословной монархии в России оказались незначительными, прежде всего из-за слабости городов и правосознания населения.
Реальным путем усиления власти государства было развитие местной администрации. В XVI в. воеводы существовали только в некоторых пограничных городах. В 1614 г. они правили уже в 103 городах, в 1616 г.— в 138, в 1625 г.— в 146. Полномочия воевод были шире полномочий наместников-кормленщиков до их упразднения Иваном Грозным, поэтому поток жалоб на их злоупотребления не прекращался. В Москве даже был учрежден особый приказ, принимавший жалобы населения. Воеводы все чаще вмешивались в дела местных органов самоуправления, в частности “губных старост”, ведавших судом. Но население было неспособно бороться за отстаивание своих прав на Земских соборах, не понимало необходимости создания системы защиты сословных прав. Единственным авторитетом для народа был царь.
Вместе с тем российское государство мало-помалу восстанавливало свою силу. Это проявилось прежде всего во внешней политике. В 1617 г. по Столбовскому миру со Швецией России был возвращен Новгород, но выход к Балтийскому морю все еще был у шведов. В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей. За ней оставались смоленская и черниговская земли. Но войну удалось прервать почти на 15 лет. Результатом этого было то, что Россия смогла стать активным фактором европейской политики. В XVI в. ее появление на арене европейских событий во время Ливонской войны по своим последствиям было малозначительным. В XVII в., во время разразившейся в Европе Тридцатилетней войны (1618—1648) Россия активно вмешивается в противостояние Испании, Германии и Речи Посполитой, с одной стороны, и Швеции, Дании, Франции, Голландии, создавших антигабсбургскую коалицию,— с другой. Ее поддержка коалиции, предотвратившая помощь Речи Посполитой Священной Римской империи, помогла шведам добиться крупных военных успехов и способствовала ослаблению этих государств.
Правда, сама Россия была еще слаба для того, чтобы воспользоваться результатами Тридцатилетней войны. Когда в 1632 г., в годы “бескоролевья” в Польше после смерти Сигизмунда III Россия попыталась вернуть Смоленск, это не удалось. По заключенному в 1634 г. Поляновскому миру удалось лишь добиться отказа короля Владислава от права на русский престол.
Причиной поражения русской армии была ее техническая и организационная отсталость, отсутствие опыта войны с регулярными европейскими войсками. Главной силой русской армии была дворянская конница. Она оказалась неэффективной в сражениях с европейскими армиями, основную мощь которых с конца XVI в. составляла дисциплинированная, вооруженная огнестрельным оружием пехота.
Смутное время оставило русской истории сложное и противоречивое наследство. С одной стороны, выявилась необходимость приспособления экономики и военного дела к потребностям обороны от активизировавшихся западных соседей. В народе стали появляться признаки осознания своих сословных прав. Но, с другой стороны, окончательно оформился идеал “природного царя”, ставший на века опорой российского самодержавия и впервые нашедший глубокий отклик в народе. С этих пор самозванец должен был сначала представить соратникам “знаки” природного царя и уже затем требовать их повиновения. Власть царя все более приобретала надправовой характер, становилась своего рода выражением единой воли народа, возвышалась над обществом.
|