Ибн Баджжа, Абу Бакр Ибн Йахйа (лат. Авемпаце) (ок. 1082 – 1139), врач, философ, визир во времена правления Альморавидов.
Родился в Сарагоссе ок. 1082.
Интересовался музыкой, поэзией, математикой, астрономией. Продолжил традиции «фалсафы» на арабском Западе, в Магрибе. Ибн Туфейл считал Ибн Баджжу наиболее проницательным умом, жившим в Андалусии, другие клеймили его как «бельмо на глазу религии, причиняющее ей зло». Умер Ибн Баджжа в Фесе в 1139.
По сохранившимся до наших дней сочинениям Ибн Баджжи, зачастую фрагментарным, невозможно дать однозначную оценку его взглядов.
Будучи комментатором естественнонаучных и логических трудов Аристотеля, воспреемником «фалсафы» и почитателем ал-Фараби, Ибн Баджжа настаивал на своей самостоятельности в выработке концепций, подобных «фалсафе», и на более правильном понимании проблем, рассматривавшихся предшественниками.
Среди его оригинальных философских сочинений – Трактат о соединении разума с человеком, Книга о душе, Прощальное послание.
В центре его учения – человеческая душа. Человек представляет собой телесную систему, состоящую из соподчиненных органов, которые приводятся в движение неким двигателем. Действие последнего восходит, в конечном счете, к находящемуся внутри естественного тела первому двигателю, каковым является душа. Иногда ее место в рассуждениях Ибн Баджжи занимает разум, иногда стремление, иногда же столкновение двух противоположных действий – симпатии и антипатии. От двигателя, являющегося одновременно и телесным и духовным началом, органы человека приводятся в движение.
Действие разума как первого двигателя в человеке активно, свободно, действия же органов пассивны, предопределены. Однако сама разумная сила возникает в результате внешнего воздействия, «изменяющего начала», – деятельного разума. Вечный и неизменный деятельный разум передает данные качества и разуму человека. Благодаря этому обладающие разумом люди обретают счастье, которое сопровождает их не только в земной жизни, но и в жизни иной, где все они встречаются и наслаждаются духовным общением.
Ибн Баджжа продолжил традицию арабоязычного перипатетизма и в качестве автора утопии о совершенном городе. Помимо четырех видов несовершенных городов, в которых человек, стремящийся к истине, страдает от одиночества (об этом повествует трактат Устроение жизни уединившегося) и изолирован от общества, существует еще и идеальный совершенный город, в котором царят любовь, справедливость, разум, здоровье, истинное знание. Иерархическое устроение жизни совершенного города позволяет осуществлять все необходимые для его процветания функции. Главой совершенного города является философ, направляющий действия подданных на благо их и города. Счастье его обитателей достигается благодаря их просвещению и разъяснению истинных целей жизни.
Несовершенные города тоже могут стать совершенными, поскольку и в них есть «одиночки», обладающие истинным взглядом на мироустройство и способные постепенно передать эти взгляды жителям города, направляя их действия на достижение общего счастья.
|