1. Книгопечатание
Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в 40-х годах XV века дало первые плоды в армянской действительности в начале XVI века. Однако на протяжении долгого времени печатные книги на армянском языке появлялись не в самой Армении, где не было необходимых условий для издательского дела, а в зарубежных армянских колониях. Долгое время эти издания были связаны в основном с деятельностью армянского купечества.
Первая армянская книга вышла в свет в Венеции в 1512 г. Она называлась «Пятничной книгой» и содержала материалы, относящиеся к средневековой медицине. В следующем, 1513 году было издано еще пять книг, в том числе «Песенник», «Календарь», «Псалтырь». К сожалению, мы имеем очень мало сведений об армянском первопечатнике; известно только, что его звали Акопом Мегапартом. Но кто он, как попал в Италию, был ли владельцем собственной типографии или напечатал эти книги в чужой типографии,—об этом нам ничего не известно.
Дело Акопа Мегапарта продолжил Абгар Тохатеци, который известен также под именем Абгара Дпира. В 1565 г. он напечатал в Венеции «Календарь» и «Псалтырь». Вскоре Абгар переселился в Константинополь, где продолжил свою издательскую деятельность.
В XVII веке важным центром армянского книгопечатания стал город Амстердам (Голландия). По поручению католикоса Акопа Джугаеци в 1660 г. Маттеос Цареци основал там типографию и начал издавать армянские книги,. Этому содействовал местный гравер Христофор Ван-Дирк, отливший для армянской типографии различные шрифты. Материальную помощь типографии оказали армянские купцы. В 1662 г., через год после смерти Цареци, армянское издательское дело в Амстердаме возглавил Воскан Ереванци.. По его инициативе вышли в свет «История» Аракела Даври-жеци, «География» Анания Ширакаци и шестнадцать других трудов. Впоследствии Воскана сменили Товма Нуриджанян родом из Вананда и его земляки Маттеос, Микаэл и Гукас.. В 1695 г. они издали «Всеобщую географию», «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци и другие труды. До 1717 г. Нуриджанян и его друзья выпустили в свет четырнадцать книг, но, не сумев покрыть свои расходы и впав в долги, вынуждены были закрыть типографию.
Издательским делом занимались также в городе Джуге (Джульфе), где в 1637—1638 гг. была основана типография, В 1641 г. здесь вышла в свет объемистая книга—«Жития св. отцов». Примечательно, что в этой книге впервые в армянском книгопечатании применены цветные маргиналии.
В XVII—XVIII вв. армянские типографии были основаны во Львове, Ливорно, Мадрасе, а в Константинополе, Венеции и других городах, наряду со старыми, были созданы новые. Оживленную издательскую деятельность развернула созданная в 1717 г. в Венеции армянская католическая конгрегация, которую по имени ее основателя Мхитара Себастаци называют конгрегацией Мхитаристов. Мхитаристы выпускали в свет книги как религиозно-догматического, так и филологическо-арменоведческого характера. Они издавали также переводы произведений античных писателей.
В конце XVIII века армянские типографии были созданы в России—в Петербурге, а затем в Новом Нахичеване и Астрахани. Владелец типографии в Петербурге Григор Халдарян в 1780-х гг.. издал ряд ценных книг, в том числе «О Вардане и армянской войне» Егише и русско-армянский словарь.
В Армении первая типография была основана в 1771 г. в Эчмиадзине по инициативе католикоса Симеона Ереванци. Вначале бумагу для нее привозили из Константинополя и других мест, но вскоре приглашенные из Франции мастера построили здесь бумажную фабрику, которая с 1776 г. обеспечивала нужды типографии.
2. Историография. Естественные науки
Одним из видных представителей армянской историографии XV в. является Товма Мецопеци (родился в 1380-х г., умер в 1447 г.). В оставленном им литературном наследии большой интерес представляет «История Ленг-Тимура и его преемников». Пером современника автор зафиксировал все варварства и зверства, совершенные Тимуром в Армении и сопредельных странах. Этот труд Мецопеци—ценный первоисточник по истории Закавказья и соседних стран XV века.
Крупной фигурой в армянской историографии XVII века был Аракел Даврижеци. Его «История» охватывает (В основном события конца XVI—первой половины XVII веков. В этом труде описаны разорительные войны, которые велись между Персией и Турцией, дан обстоятельный рассказ о насильственном переселении Шах-Аббасом населения Восточной Армении в глубь Персии и об основании армянского города Нор-Джуги.
Истории Западной Армении и армянских колоний XVII века посвящена «Хроника» Григора Дараяагци (1576—1643). Автор жил в Крыму, Константинополе, Иерусалиме и других местах и все заслуживающие внимания события, которые были известны ему как очевидцу или понаслышке, зафиксировал в своей «Хронике».
Важным историческим первоисточником являются «Путевые заметки» Симеона Лехаци. Они содержат описание путешествия по странам Ближнего Востока, совершенного автором в 1608—1619 гг. Симеон Лехаци побывал в Константинополе, Венеции, Риме, Западной Армении, Иерусалиме,, Египте. Его «Путевые заметки» сообщают ценные сведения о социально-экономической и политической жизни народов Ближнего Востока.
Историк XVII века Закария Канакерци в своей «Хронике» описывает тяжелое положение народа, формы сбора налогов и т. п.
Выдающимся западноармянским историком того же столетия был Еремия Кеомурчян (1635—1695), владевший несколькими восточными и западными языками и хорошо осведомленный в политических событиях своего времени. Из его трудов, дошедших до нас, особенно интересны «История Стамбула» (в стихах) и «Дневник», в которых обстоятельно описываются тяжелое положение армянского народа в Турции, насилия и злоупотребления турецких должностных лиц.
Ценным источником по истории освободительного движения армянского народа в первой трети XVIII в. является труд Есаи Гасан-Джалаляна «Краткая история Агванка», содержащий важные сведения о тяжелом положении армянского населения Карабаха и его освободительной борьбе.
Перу историка XVIII века Хачатура Джугаеци принадлежит «История Персии» в двух частях; в первой части дана-хроника персидских царей, а во второй излагается история Персии XVIII века.
Описанию войн, имевших место на Ближнем Востоке в 1721—1736 гг., посвящен труд автора XVIII века Абраама Ереванци «История войн». Здесь изображены восстание афганцев, завоевание ими Исфахана и падение государства Сефевидов. Обстоятельно описаны также войны 1725—1736-гг. между Турцией и Персией. Для истории армянского народа ценны, в частности, сведения, о героической борьбе жителей Еревана в 1724 г. против турецких завоевателей.
К числу наиболее значительных произведений армянской историографии XVIII века относится «История Армении» Микаэла Чамчяна (1738—1823) в трех объемистых томах (вышли в свет в 1784—1786 гг.). Излагая историю армянского народа с древнейших времен до XVIII века, Чамчян использовал наряду с армянскими источниками также труды иностранных авторов. Несмотря на свое религиозное мировоззрение, он создал ценный труд, заключающий в себе богатый исторический материал. «История Армении» Чамчяна, написанная в патриотическом духе, встретила горячий отклик в широких кругах армянской общественности. Автор написал и другие работы историко-философского характера.
Ряд армянских ученых занимался естественными науками и, в частности, медициной.
Видным представителем армянской медицинской науки является Амирдовлат Амасиаци (родился в малоазиатском городе Амасии в 20-х гг. XV века). Профессия медика дала ему возможность объездить много стран и изучить ряд языков. В одной из оставленных им памятных записей Амирдовлат так представляет свою жизнь: «Я претерпел много трудностей и случайностей... от судей, царей и князей. И собрал много арабских, персидских, турецких книг, и много странствовал. Время дало мне испытать на себе и плохое, и хорошее, и приключения, я видел богатство и нищету, много ездил из страны в страну и применял искусство врачевания. Я много служил больным, вельможам, князьям, тысяцким и сотникам, горожанам и беднякам, большим и малым; я видел много добра и зла и ныне стал таким, что ни богатству не желаю радоваться, ни из-за нищеты—печалиться...».
До нас дошел десяток работ Амирдовлата, в которых использованы медицинские книги многочисленных греческих, латинских, персидских и арабских авторов. Из трудов Амирдовлата особую ценность представляют три: «О пользе врачевания», «Обучение врачеванию», «Ахрапатин» («Лечебник»). В первом, состоящем из 223 глав, автор описывает более двухсот болезней и указывает способы их лечения. Другие его книги излагают способы изготовления и применения 3754 лекарственных веществ. Чтобы сделать свои труды общедоступными, он писал на разговорном языке того времени.
Современником Амирдовлата был врач Григорис, который оставил труд, состоящий из двух частей—фармакологи» и врачебника. В первой части описываются способы приготовления 330 лекарств.
В XVII—XVIII вв. вышли в свет книги по математике,, геометрии, астрономии. На армянский язык был переведен ряд трудов Эвклида и Птолемея.
3. Литература, искусство
Видный поэт XV в. Мкртич Нагаш живым и абфазным языком писал стихи на любовные, философские и социальные темы; делал широкие художественные обобщения, восхваляя все хорошее, доброе, благородное, что он видел в обществе и порицая все порочное. Поэт осуждает алчность, мстительность, корыстолюбие. Его стихи, посвященные ар-мянам-акитальцам, вынужденно покинувшим родину, отличаются большой эмоциональностью.
Крупный представитель армянской светской лирической поэзии XVI в. католикос Григорис Ахтамарци, несмотря на свое религиозное мировоззрение, писал стихи о весне, любви, красоте, мирских радостях, а также на философские и патриотические темы. Его лирические стихи выделяются яркостью образов, сочностью языка и жизнерадостным мироощущением.
Наапет Кучак жил и творил в XVI в.; один ив выдающихся средневековых армянских поэтов. Его стихотворения,— особенно любовные, представляют жемчужины армянской лирики, они несут высокие гуманистические идеи того времени. Кучак бичевал феодальную эксплуатацию и мракобесие, восхвалял труд, знание и справедливость.
В XVII в. на литературном поприще появился одаренный поэт Нагаш Овнатан, который был также певцом и художником. Он оставил около 80 стихотворений любовного, философско-назидательного и сатирического содержания. В своих стихах Овнатан высмеивал алчность, невежество, хищничество.
В XVIII в. творил великий поэт-ашуг Саят-Нова—Арутюн Саядян (1712—1795)—певец дружбы народов Закавказья. Подростком Арутюн поступил в Тбилиси на служ:бу к ткачу, а в дальнейшем, когда проявились его исключительные способности певца и музыканта, был приглашен во дворец грузинского царя Ираклия в качестве придворного певца. Но здесь обнаружилось противоречие между взглядами Саят-Новы и придворно-аристократическими понятиями, что и стало причиной его отдаления от двора. Саят-Нова уходит в народ, сочиняет стихи, близкие народу, поет задушевные любовные песни. В конце жизни он становится монахом Ахпатского монастыря. Предполагают, что поэт был убит в Тбилиси во время нашествия Ага Мухаммед-хана в 1795 г.
Саят-Нова писал и пел на армянском, грузинском и азербайджанском языках. В его замечательных стихах нашли выражение идеи дружбы и братства народов. Он великолепно владел тонкостями гусанского искусства, у него яркий, образный язык. По своим общественным взглядам Саят-Нова был гуманистом критиковал мрачную феодальную действительность.
В XV—XVIII вв. некоторый подъем переживает армянская миниатюра. Продолжает развиваться искусство иллюстрирования рукописей. В XVII в. возникла живописна» школа Нор-Джуги, представители которой обогатили традиции армянской оригинальной миниатюры мотивами иранской и европейской живописи. Видными художниками этой, школы были Акоп Джугаеци, Нагаш Овнатан, Акопджан и другие.
Одним из замечательных мастеров стенной живописи и миниатюры был Минас Цахкарар, кисти которого принадлежат великолепные стенные росписи в Эчмиадзинском соборе. В Исфахане Минас расписал несколько ханских дворцов и церковь Шахриманянов.
Выдающимся художником был Богдан Салтанов, одно из произведений которого—медное блюдо с выгравированной на нем «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи—было послано в 1660 году в дар русскому царю Алексею Михайловичу. При дворе это произведение получило столь высокую оценку, что автор его был приглашен из Персии в Москву. .В русской столице Салтанов развернул большую творческую работу, создав множество высокохудожественных произведений.
4. Армянские просветители XVIII века
Во второй половине XVIII века возникла и сформировалась армянская просветительская, буржуазно-антифеодальная идеология, проникнутая глубоким патриотизмом. В силу ряда исторических обстоятельств, центрами нового течения стали армянские общины индийских городов Мадраса и Калькутты, где начали свою деятельность армянские просветители.
Армянские просветители выступали против феодальных порядков, против отсталости и невежества, развернули широкую деятельность по распространению просвещения среди народа, призывали воспитывать молодежь в патриотическом духе, бороться за освобождение родины от иноземных поработителей и т. п.
Одним из первых армянских просветителей XVIII века-был выдающийся деятель армянского освободительного движения Иосиф Эмин (1726—1809). Учился он в Индии (в англ, школе Калькутты), а затем в Англии. Стремясь при помощи России освободить Армению от персидских и турецких захватчиков, Эмин одновременно старался распространять новые, передовые идеи среди армянского народа. Будучи в 1760—1768 гг. в Армении, России и Закавказье, он использовал любой повод, чтобы убедить своих соотечественников в необходимости отвергнуть проповеди невежественных церковников, насаждавших покорность и раболепие, и бороться за освобождение и независимость родины, следовать примеру развитых европейских стран. Человеку не подобает мириться с деспотическим режимом, с угнетением, он должен жить в свободном обществе. Одновременно И. Эмин резко критиковал армянских богачей и реакционное духовенство, которые равнодушно относились к судьбам родины. Автобиография Эмина, вышедшая в свет в Лондоне в 1792 г., содержит интересные материалы о его жизни и богатой деятельности, о его передовых идеях.
Другим видным просветителем был Мовсес Баграмян— педагог, публицист, последователь идей И. Эмина. В 1773 г. в Мадрасе вышла в свет его «Новая книга, называемая увещевание». Эта книга открыла новую страницу в истории развития армянской общественно-политической мысли. В ней подробно повествуется об историческом прошлом Армении, со скорбью говорится о тяжелом положении армянского народа, стонущего под игом чужеземных захватчиков. Страна обратилась в развалины, народ пребывает в трауре, повсюду текут слезы, притеснения и произвол захватчиков не имеют границ.
Где же выход? Баграмян призывает восстать и силой оружия обрести свободу и политическую независимость. Нашей целью, говорит он, должно быть восстановление армянского государства и создание свободной Матери-Армении, где объединятся все рассеявшиеся по свету скитальцы-соотечественники. Для достижения этой цели не следует останавливаться ни перед какими жертвами. Мы должны, писал Баграмян, восстановить границы своей родины, не затрагивая интересов других народов. «Нет, мы не желаем ничего иного, кроме как получить лишь наше собственное и законное наследие, потерянное нами по неорганизованности и нерадивости. То, что потеряно нами по невежеству, мы обязаны получить обратно мудростью и храбростью». Надо сделать все возможное, чтобы народ жил свободным и независимым.
Призывающий к освободительной борьбе публицист свою главную надежду возлагает на молодежь и на ее активную политическую деятельность. Необходимо открыть школы, распространять образование. Учеба, просвещение играют решающую роль в освобождении и возрождении народа.
Одну из главных причин падения армянского государства Балрамян видит в монархической форме правления. Армянские цари были деспотами, пользовались неограниченной властью, вследствие чего страну постигло много несчастий. Государство может быть здоровым и сильным лишь в том случае, если будет упра-.влятъся не отдельными личностями—монархами, а правительством, состоящим из представителей народа. Таким образом, в 70-х гг. XVIII в., когда в Армении, на Ближнем Востоке и во многих других странах господствовали военно-феодальные деспотические режимы, Баграмян смело выступал против самодержавного строя.
Вместе с Иосифом Эмином и Мовсесом Баграмяном передовые демократические идеи пропагандировал другой видный представитель армянского просветительского движения XVIII в.—Шаамир Шаамирян. В его известной книге «Западня честолюбия» выдвигаются антифеодальные, буржуазно-прогрессивные, демократические идеи. Этот труд представляет собой подробно разработанный проект конституции для будущего армянского государства.
Люди, пишет Шаамирян во введении книги, рождаются свободными и равными—следовательно, они должны жить свободными и равными. Никто не имеет права применять насилие и властвовать над другим. «Даже среди животных нет ни одного, которое бы единолично и самовластно повелевало ими; следовательно, сколь постыдно для нашего разума быть покорным одному человеку, который обладает нашим подобием и естеством, но становится самовольным повелителем нашим». Монарх, продолжает Шаамирян, руководствуется не справедливыми и мудрыми законами, а прихотями и своеволием.
Решительно отвергая монархический строй, Шаамирян считал, что необходимо создать «народовластие»: страной должен управлять парламент («Дом армянский»), где будут представлены все слои народа. Выборы должны быть равными и всеобщими; обеспечиваются свобода личности, отменяются всякие сословные привилегии, все равны перед законом. Все должности выборные. Церковь должна отделиться от государства.
Шаамирян придавал большое значение народному просвещению. Он считал необходимым введение обязательного обучения. Во всех селах и городах должны быть основаны школы, в которых будут получать образование все мальчики и девочки. Государство должно всячески покровительствовать науке и искусству.
Шаамир Шаамирян решительно выступал против феодальных порядков и, в частности, против крепостничества. Крепостное право должно быть уничтожено. В одном из своих писем к грузинскому царю Ираклию II он рекомендовал ему ликвидировать крепостничество и обуздать самовластных феодалов.
При участии и под руководством Эмина, Шаамиряна и Баграмяна вышел в свет ряд других книг, пропагандирующих передовые взгляды того времени. Следует заметить, что на армянских просветителей большое влияние оказали европейские просветители XVIII века.
Армянская просветительская, по существу буржуазно-антифеодальная идеология второй половины XVIII века, наложила свой отпечаток на последующий ход развития армянской общественной мысли и культуры.
|