Движение, возникшее внутри Русской православной церкви после октябрьского переворота 1917; фактически стремилось создать особую церковь «коммунистического христианства» и идейно примкнуть к советской власти.
Организационно оформилось в основном в 1922 (группы «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Союз общин древлехристианской церкви» и др.). К числу лидеров движения принадлежали протоиерей А.И.Введенский (сыгравший роль главного идеолога), епископ Владикавказский Антонин, бывший обер-прокурор Синода В.Н.Львов, профессор Б.В.Титлинов, т.е. представители различных слоев церковного общества. Провозгласив необходимость «демократических реформ», призванных сблизить православие с «революционным народом» (упрощение структур церковного управления, возрастание роли приходской общественности, разрешение епископам жениться, а священникам вступать в брак более одного раза, сокращение служб, переложенных к тому же на русский язык и др.), обновленцы полагали, порой вполне искренне, что тем самым возвращаются к «чистоте первохристианства». Однако их деятельность, развернувшаяся на фоне беспощадных гонений на церковь и травли ее главы патриарха Тихона (которого обновленцы поспешили объявить «низложенным»), сплошь и рядом оборачивалась угодничеством перед режимом.
Образовав Высшее церковное управление (со своим ЦК), обновленцы провели два поместных собора (1923 и 1925), выпускали журнал «Живая церковь» и ряд других периодических изданий; в их юрисдикции в 1920-е годы оказались тысячи приходов. Они уже готовы были торжествовать победу в своей борьбе с патриархатом, однако «новый раскол» не состоялся. Все же большинство верующих было настроено против них самым решительным образом. К тому же и партийно-правительственные органы, учитывая новую, более лояльную позицию Синода (выраженную, прежде всего, в декларации 1927; см. СЕРГИЙ), со временем свели свою прежнюю, явную и тайную, поддержку ультрареформаторов на нет. После войны «живая церковь» прекратила свое существование, все ее приходы (точнее, те их них, что еще действовали) перешли в ведение Московской патриархии.
«Обновленчеством» также часто называют позднейшие попытки ввести обрядовые нововведения (к примеру, службы на русском языке), не получившие канонической санкции.
|