Искусство передвижников в Русском музее
Прошло более ста лет со времени основания товарищества передвижных художественных выставок. Художников, причастных к идейности товарищества, называли и продолжают называть попросту – «Предвижники». И прозвище «Передвижники» и название самого общества, c их неброской деловитостью, далекой от всяких поползновений произвести какой бы то ни было внешний эффект, обозначают огромное явление русской культуры. Передвижники неотъемлемы от истории России.
Необыкновенно свежо и молодо было их искусство, знаменуемое собой не робкую зарю, а яркий восход русской живописи, живописи воистину новой…: В этом необыкновенная актуальность темы передвижников в настоящее время, понятность живописи и тогда и сейчас. Понятность не только для людей, интересующихся искусством, а всем людям, независимо от социального статуса, образования и мировосприятия. В этих работах мы видим, какой должна быть истинная живопись, какую энергетику прекрасного она должна нести, ведь живопись – это искусство, доступное широким массам людей, ее образное восприятие дает возможность даже неграмотному человеку прочесть произведение. Именно сегодня нам не хватает столь прекрасного реалистического искусства, искусства живого.
Не хватает произведений, глядя на которые, человек мог бы мечтать, мыслить о прекрасном.
Произведения передвижников дают нам эту возможность. И в залах музеев перед работами передвижников стоят или сидят люди, полностью поглощенные этими произведениями, в глазах этих людей виден свет.
Так сильно, даже сегодня, произведения передвижников влияют на зрителя. Сегодняшнее изучение работ передвижников, находящихся в залах Русского музея, позволяет нам сравнить критический реализм с другими стилями и направлениями в живописи, так как в залах музея представлено последовательное развитие русской живописи, начиная от икон до авангарда. Картины, с которыми мы познакомимся, показывают, какой сложный путь прошло русское изобразительное искусство за многовековой период своего развития. Сравнив живопись 18 в. С работами передвижников, первое что бросается в глаза, что работы начала 18 в., это, в основном, портреты людей из так называемого высшего общества, портреты монахов, графов, князей, представленных в залах музея такими великими мастерами живописи 18 в. как И.Н. Никитин, А.П. Антропов, И.Я. Вишняков, Ф.Е. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.
В их работах прослеживается торжественность, все элементы работ призваны утвердить высокое сословное положение моделей. Эти работы покоряют поэтичностью и очарованием непосредственного восприятия окружающего мира.
Особенностью портрета второй половины 18 в. является большой интерес художников к внутреннему миру человека. В это время признание находит то понимание его достоинства, которое определяется не столько унаследованной от предков знатностью и богатством, сколько личными заслугами, качеством ума, богатством души.
В творчестве передвижников портрет также занимал важное место, но это был портрет без роскоши, портрет обычного человека, ничем не приукрашенный, но четко выражавший и настроение, и характер модели.
Одним из выдающихся передвижников-портретистов был И.Н. Крамской, он был мастером психологического портрета, писал людей ярких, неординарных, художников, философов, крестиан.
Он изображал свои модели такими, какими они были в повседневной жизни, поэтому в его работах чувствуется простота, некоторая небрежность костюма и прически.
В Русском музее работы Крамского представлены портретами художников В.Г. Перова и И.И. Шишкина, философа А.С. Суворина, астронома О.В. Струве.
Также широко известны портреты работы В.Г. Перова и других передвижников.
В Петербурге в 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова была открыта Академия художеств. Обучение в Академии строилось наследованием образом классического искусства античности. В результате исторические и мифологические сюжеты на темы подвигов античных богов и героев стали занимать особое место в произведениях изобразительного искусства.
Но не менее важным было средствами искусства воспитывать интерес и к собственной истории.
Вот почему в творчестве выпускника Академии художеств А.П. Лосенко, наряду с картинами на традиционные античные и библейские темы, появляется монументальное полотно «Владимир и Рогнеда» (1770), написанное на сюжет из летописей «Древней Российской истории».
Эта работа написана по канонам античной живописи, на работе изображены античные сооружения и утварь, хотя действие происходит в Полоцке 10 века. Художник соотнес события русской истории с античными образцами, как того требовало правило.
Интерес к отечественной истории определил темы творчества Г.И. Угрюмова. Среди его работ картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796 или 1797?) событие происходит в Киеве в 992 году.
И в этой работе художник уподобляет Яна Устаря античному воину.
Также излюбленным жанром были библейские сюжеты, представленные полотнами Ф.А. Бруни «Медный змий» (1841). Во всех этих произведениях четко прослеживается классическая школа, влияние творческого наследия Греции и Рима.
Передвижникам также была не чужда историческая живопись и библейские сюжеты, но как она не похожа на то, о чем я рассказывал ранее.
Обратим внимание на полотно Г.И. Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» (1889). Мы видим здесь торжество красоты античного праздника, а не трагический вызов судьбе. В картине передана красочная атмосфера античного праздника и отношение окружающих к женской красоте, отсюда выразительность лиц участников этого события, в которых выражена целая гамма чувств – от восторга до осуждения.
Попытаемся сравнить библейские сюжеты 18 века с работами передвижников взяв, к примеру, работу Н.Н. Ге «Тайная вечеря» (1863). Здесь библейские герои воспринимаются как реальные люди, наделенные сложным миром чувств и переживаний, такому восприятию помогает и вполне достоверная обстановка изображаемого художником помещения.
Контраст героев подчеркнут резкой светотенью. Передвижники так же, как и художники 18 века обращались к отечественной истории. Но в их работах богатыри не похожи на античных воинов. В работе В.М. Васнецова богатырь воплощает в себе доблесть и мудрость, могучую силу и отвагу В Русском музее «богатырская» сила представлена картиной картиной «Витязь на распутье» (1882). Это собирательный образ былинного богатыря, соединивший в себе и сказочное и реальное, писался этот образ опираясь на знания истории и материальной культуры.
Другим обращением к отечественной истории были работы А.П. Рябушкина, в его работах воссоздан облик Москвы XVII века. Рябушкин писал свои работы, опираясь на исторические документы, хорошее знание предметов быта, костюмов. Художник уделял особое внимание людям, это мы можем наблюдать в его картине «Семья купца XVII веке» (1896) и картине «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895). Сравнив работы 18 в. с работами передвижников, мы наблюдаем колоссальное отличие классицизма.
Сравнив же реализм и последующие стили, на которых оказали огромное влияние передвижники, совершившие революцию в живописи, и тем самым, дав возможность творить художнику то, что он считает действительно актуальным на сегодняшний день, не ставя его ни в какие рамки. Мы увидим, что последующее искусство сильно разнится с реализмом. В начале 20 века наравне с передвижниками М.А. Врубель, К.С. Малевич, В.А. Серов и др. Они ищут новые художественные объединения.
Возьмем, к примеру, две работы и сопоставим их: работу В.М. Васнецова «Витязь на распутье» (1882) и работу М.А. Врубеля «Богатырь» (1898). Казалось бы, одна тема – русские былинные богатыри, но совершенно разное написание.
Богатырь Васнецова – это реальный человек, чувства которого выражены в картине. Конь богатыря тоже реальный, мы не видим отличий этой картины от реальной жизни. Единственное, что мы можем сказать про эту картину, это то, что там все реальное, все живое, только вот изображенное на ней происходило давно. А в работе Врубеля богатырь и его лошадь – это сказка, яркая, ляпистая выдумка, эта работа больше похожа на тканный ковер нежели на живописное полотно.
Сравнив портреты начала 20 в. с портретными работами передвижников, мы видим тоже огромные отличия. Живой И.И. Шишкин в работе И.Н. Крамского, глядя на это произведение, думаешь, что он сейчас пошевелится и что-нибудь скажет, мы видим реального живого человека, в то время как в работе В.А. Серова «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой» (1902), мы видим своеобразную незаконченность, непроработанность.
Если в работе И.Н. Крамского ощущение проработанности даже каждого волоса, то в работе В.А. Серова это сплошное пятно с незначительной проработкой. В работах начала 20 века нет жизни, в этом отличие реализма от других стилей, реализм – это жизнь, перенесенная на полотно.
Работы передвижников, их жизнь, их творчество являет интерес большого круга ученых, искусствоведов, критиков. О передвижниках написано много книг, но в большей степени эти книги представляют лишь биографическое описание жизни художника, создание товарищества и описание небольшого числа работ. Но есть книги и с более широким спектром изложения. Одну из таких книг я использовал в своей работе – это двухтомник писем и документов «Товарищества передвижных художественных выставок». Это издание напечатано по решению Государственной Третьяковской галереи. Составители и авторы В.В. Андреева, М.В. Астафьева, С.Н. Гольдштейн, Н.Л. Приймак. Издательство «Искусство» 1987 г.
В 2007 году вышло в свет прекраснейшее издание: это энциклопедия «Русская живопись», издательство «АСТ АСТРЕЛЬ», Москва. В энциклопедии есть и словарь художественных терминов и прекрасные иллюстрации, но к сожалению статьи как и в других многочисленных книгах представляют лишь биографическое описание жизни художника и описание его работ.
Наибольший интерес для нашей работы представляет книга Э. Гомберг-Верджбинской «Передвижники» Ленинград «Искусство» 1970. Здесь более полно освящена деятельность товарищества в целом, а не только биографии отдельно взятых передвижников.
В своей работе я рассматриваю художественную жизнь России, начиная с конца 18 в. и заканчивая началом 20 в. Хотя название нашей работы «Искусство передвижников в Русском музее», охват такого периода нам необходим в работе для проведения сравнительного анализа живописного искусства разных периодов с работами товарищества.
Работы передвижников экспонировались во многих городах России и зарубежья, но я ограничиваю территориальные рамки своей работы одним единственным городом Петербургом, городом, где находится величественное здание одного из величайших учебных заведений – Академия художеств. И в этом же городе находится другое не менее прекрасное здание «Михайловский дворец» или иначе «Русский музей».
Я не уверен, что в моей работе есть какая-то новизна, хотя перебрав немало литературы, я нигде не обнаружил, где шло бы сравнение стилей в художественных работах разных периодов.
Я думаю, что данную работу можно применить как путеводитель по залам передвижников в Русском музее. Хотя для того, чтобы работа стала таким путеводителем, ее необходимо дополнить рассказами о каждом произведении в отдельности.
В данной работе передо мной поставлена цель – рассказать о работах передвижников в Русском музее, что я и попытаюсь сделать. Моей задачей является подробнейшее освещение особенности русской культуры II половины 19 в., того периода, когда было создано товарищество.
Мне также необходимо определить, какую роль занимали передвижники в культуре России, каковы были черты и значение передвижников для культуры России и каково влияние передвижников на последующие стили. Одной из основных задач является описание работ передвижников, находящихся в залах Русского музея, а также рассказать о работах передвижников, которые появляются на антикварном рынке.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели развитие критического реализма в русской живописи, образование товарищества передвижных выставок влияние их на последующие стили. Это дает нам возможность увидеть путь развития русской живописи второй половины 19 века.
Реализм явился прогрессивным эстетическим воззрением, которому противостояла старая официальная эстетика, пропагандируемая Академией художеств, центром художественной жизни страны середины XIX века. Несмотря на все разногласия между Академией и передвижниками, нельзя отрицать тот факт, что первая сыграла огромную роль как школа профессионального мастерства, дав достаточные знания своим ученикам. Благодаря знаниям, полученным в Академии художеств, передвижники сумели создать свои замечательные полотна. С окончанием преподавания старой техники живописи, когда Академия отошла от обучения строгим канонам классицизма, мы можем наблюдать спад профессионализма у художников-реалистов. Как бы ни был восхвален и известен художник, в его работах уже не прослеживается то реальное сходство с объектом изображения, как это было у тех, кто учился по старым канонам классицизма. Отойдя от этих канонов, российская живопись потеряла очень много.
И к началу 20 в. живопись становится бездушной и зритель в этих работах уже не узнает знакомые пейзажи, видит лишь изображения каких-то объектов, написанных скорее не как законченное произведение, а как этюд к работе. В таких произведениях нет жизни, нет той чувственности, какие были в работах передвижников, показывавших всю красоту и природы, и человека. В работах передвижников и приверженцев канонов классицизма была жизнь, в портретах их работы была душа, в пейзажах был запах леса, моря, скошенного сена, зритель чувствовал все это. Живопись начала XX века авангардизм, абстракционизм является мертвой, бездушной и уродливой. Ценность живописи передвижников в том, что ее может понять любой человек. Она на сегодняшний является эталоном живописи. Недаром на антикварном рынке живопись передвижников и художников старой академической школы является одной из самых дорогих и самых покупаемых.
Передвижники посвящают людей в мир справедливого и прекрасного, во многих пробуждают художественное призвание. Искусство передвижников говорит ясным, простым языком. Эти художники в своих произведениях создали эпопею народной жизни. Их произведения не утратили своей силы воздействия и в наши дни: они приносят эстетическое наслаждение, возвышают мысли и чувства, имеют огромную познавательную ценность. История товарищества тесно связана с историей России, и эта глубокая связь – одна из главных особенностей движения передвижников по сравнению с некоторыми другими.
Художественными объединениями, возникшими позднее, объективно передвижники выступили как новаторы. Утверждая важную роль искусства, они считали ее не исключительной, а только частью духовных усилий общества на пути к прогрессу. Люди достоинства и чувства чести, они отличались живостью реакции на все талантливое и жизнеспособное. Но подлинная революционность их искусства несколько иного свойства: искусство передвижников жило думами, страстями, дерзаниями своей эпохи. От этого менялись цель и содержание искусства, пришли в движение все жанры.
Пронизанное духом освободительного движения, русское искусство второй половины XIX века ставило сложные нравственные проблемы, перекликавшиеся с революционной этической мыслью. Художники ощущают себя преемниками великих традиций прошлого и испытывают необходимость вынести свой суд о настоящем, ибо считают себя ответственными за будущее. Их творчество в гармонии с их мышлением, содержание, смысл их картин отличают глубина и многоплановость, хотя этого часто не хотят замечать те критики, которые сводят все эстетическое богатство их искусства к однозначной обличительной теме.
В свете размышлений об итогах, о будущем русского реалистического искусства, о наследовании его традиций особенное значение приобретает педагогическая деятельность передвижников. Имевшая место и раньше, она становится в девяностые годы намного обширнее. Огромным событием стал приход в реформированную Академию художеств Репина, Маковского, Шишкина, Куинджи. У передвижников много талантливых учеников. Они не были безразличны и к тому, что придет им на смену. Собрав богатую жатву, они заботились теперь о новом посеве.
«Наследование традиций», «преемственность», «итоги» – какой бы смысл ни вкладывали в эти слова сами художники, их друзья и противники, историческая оценка складывалась помимо их намерений в результате событий, выходящих за рамки собственно художественной жизни и деятельности передвижников.
Передвижничество миновало свой великий подъем. Однако в том ли исторический смысл искусства, чтобы за великим художником пришел на смену ему равный? У Италии был только один Рафаэль, у Англии только один Шекспир, у России только один Пушкин. Неповторимы Толстой, Достоевский, Суриков, Репин… Их творческое наследие образует единый могучий почвенный слой русской культуры, вскормивший могучие всходы. Его значение для будущего России – и не только России – было огромно. Это прекрасно понимало поколение людей, выступивших наследниками этой культуры. И сами передвижники не заблуждались в отношении исторического значения своего вклада.
Нельзя сказать, что проблема передвижничества широко освящается современными авторами, но периодически появляются статьи и книги о передвижниках. Передвижничество развивалось как явление живое, необычайно органичное для русской жизни, и, как во всем живом, в нем были юность, расцвет и зрелость. Поре расцвета передвижничества мы обязаны традициями гражданственности искусства, слитности этического и эстетического идеалов. И эти традиции, воплощенные в произведениях передвижников, продолжают обогащать наш духовный мир и сегодня.
Список использованной литературы
1. «Антик-арт». С. Петербург. 2008.
2. «Русская живопись». Энциклопедия.
3. Аленова Е.М. Илья Репин, 2005 г.
4. Андреева В.Г. Первые художники Петербурга. Л. 1983
5. Бенца А. История русской живописи 19 в. М. 1995.
6. Верещагин А.Г., Ф.А. Бруни. Л. 1985.
7. Верещагин А.Г. Художник, время, история. Л. 1973.
8. Гомберг-Вержбинская Э. «Передвижники». Л. 1970.
9. Дмитриева Н.А., М.А. Врубель, Л. 1984.
10.Загенская Г.А., П.А. Федотов. М. 1977.
11.Иван Николаевич Крамской. Каталог выставщик 150-летию со дня рождения. М. 1988.
12.Климов П.Ю. Михаил Врубель. М. 2006.
13.Лесловская О.И., Е. Репин. М. 1962.
14.Менченков Я. «Воспоминание о передвижниках». Л. 1964.
15.Новоуспенский Н. «А.И. Куинджи». М. 1961.
16.Письма, документы товарищества передвижных художественных выставок. М. 1987.
17.Репин И.Е. Далекое-близкое. М. 1977.
18.Россия 18 в. глазами иностранцев. Л. 1989.
19.Столяров Б.А. «Встречи с Русским музеем», Самара, «АГНИ», 2008 г.
20.Шумова М.Н. «Русская живопись середины XIX века». М. 1984.
|