НИЖНЕТАГИЛЬСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИСКУССТВ
Курсовая работа
по анализу музыкальных произведений
Некоторые особенности формообразования и ладогармонического языка в цикле "Романская тетрадь" Артура Онеггера
Студентки III курса
теоретического отделения
Ситниковой Алены
Руководитель: Дойникова А.П.
2005
"Музыка – это искусство, которое
доходит до сердца через мысль и
возбуждает мысль через сердце."
Артур Онеггер
Среди композиторов, начавших свою творческую деятельность в "Шестерке", Онеггер получил особенно широкое признание. Ему была присуща независимомть эстетических позиций. Онеггер сохранял веру в общественное предназначение музыки и ее воздействие на эмоциональную сторону души человека.
Огромное влияние на формирование творческой личности Онеггера оказали композиторы классики, романтики – Р. Вагнер, Р. Штраус, М. Регер. Швейцарские корни (родители Онеггера – уроженцы Цюриха) определили воздействие на него австро-немецкой музыки. Но не стоит забывать, что как композитор Онеггер сформировался во Франции, в период "расцвета дебюссизма": "Форе и Дебюсси оказались для меня весьма полезным противовесом по отношению к классикам и Вагнеру" (7, с.123) – пишет он позднее. В его произведениях происходит борьба двух творческих культур, что, по выражению Асафьева, "вызывает в его музыке нервное напряжение и постоянное обостренное стремление к синтезу крайностей" (2, с.136). Задача композитора передать через музыку чувства и эмоции. Как пишет сам Онеггер: "Музыкальное выражение – это выражение духовной сущности человека" (8, с.274).
Произведения, написанные Онеггером различны по содержанию, характеру, образам, жанрам. Среди них есть оратории и кантаты, музыкально-драматические и вокальные произведения. Много внимания Онеггер уделял камерно-инструментальной музыке. Интересны его фортепианные произведения 20-х годов. Это главным образом сюиты из небольших характерных пьес. В этом плане Онеггер возрождал практику барокко и классицизма, используя некоторые формы и приемы прошлых эпох. При этом фортепианный стиль композитора абсолютно самостоятелен. В этом отношении характерны Токката и вариации (1916), 7 пьес (1920), "Романская тетрадь" (1923). Их образы различны: лирические, скерцозные, фантастические. Они воплощаются в самых разнообразных формах: двух-, трехчастной и свободной рапсодичной. Основное место занимают миниатюры, хотя встречаются и циклические формы. Одним из таких циклов является "Романская тетрадь" (или "Швейцарская тетрадь").
Цикл написан в 1923 году. Состоит из пяти пьес, каждая из которых посвящена друзьям композитора, швейцарцам по происхождению. Именно по этому во многих литературных источниках о композиторе цикл называют "Швейцарской тетрадью". Это, своего рода, дань уважения родной стране и добрым друзьям. [1]
Пьесы расположены по принципу контраста. Каждая из них по-своему привлекательна и имеет свои неповторимые черты.
Первая пьеса цикла посвящена Алисе Экофей. Образ, созданный в этой пьесе можно отнести к сфере легких нереальных сновидений. Образ воплощается в простой трехчастной форме, что помогает рассмотреть его с разных сторон. В пьесе заметны черты менуэта: размер, плавное неторопливое движение мелодии, медленный темп, четкий метр, ровный ритм. Сфера танца традиционна для французской музыки. Можно также увидеть традиции французских клависинистов в особой прозрачности и утонченности музыки.
Образ постепенно раскрывается в I части, состоящей из 3-х предложений. Диссонантная тональность помогает создать зыбкий, невесомый образ. Функциональные тяготения сглажены, ладотональность затушевана, сохранен лишь основной тональный центр. На протяжении почти всей пьесы отсутствуют глубокие басы, что дает эффект воздушного звучания. Гармоническая вертикаль полифонизированна. Тритоновая интонация является основным формообразующим элементом, пронизывает музыкальную ткань по горизонтали и вертикали. Многозвучная аккордика терцового и нетерцового строения, цепочки септаккордов без разрешений дают напряженность, зыбкость. Септаккорды с прилегающими секстами и квартами без разрешений создают своеобразные "звуковые пятна", звучания с размытыми гранями, характерные для символистов и импрессионистов.
II часть вносит оттеняющий контраст. Выделяется нисходящий 2-х тактовый мотив, который непрерывно повторяется на протяжении всего периода в вариантном преобразовании: фактурном, регистровом, гармоническом. Принцип вариантного преобразования дает раскрытие разных граней, нюансов, светотеней.
III часть – тематическая реприза, так как возвращается тематический материал первой части, но на другой высоте. Реприза сокращена до 2-х предложений. Во втором предложении происходит тихая необычная кульминация на p.
На протяжении почти всей пьесы отсутствуют глубокие басы, фактура полифоническая, довольно прозрачная. Все движение подчинено линеарности. Онеггер насыщает диатонику утонченной хроматикой, в результате чего образуется полная хроматическая система. Все средства помогают создать прозрачный, зыбкий, невесомый образ. В такой коллористичности гармоний, прихотливости и изысканности мелодики, прозрачности фактуры можно заметить традиции Дебюсси.
Следующая пьеса цикла в образном отношении близка пьесе №1 и необычна с точки зрения формообразования: а + а1 + b + a2 + b1 + a3. Эта пьеса имеет черты строфичности, трехчастности и рондальности. Жанровая основа пьесы – песня. В связи с этим Онеггер переносит некоторые черты формообразования вокальной музыки в инструментальную миниатюру. Необходимо отметить, что черты строфичности связаны с жанровой основой пьесы – песни с запевом и припевом. В то же время можно заметить черты трехчастной формы, где а + а1 – Iчасть, следующие 4 такта b – средний раздел, а2 + b1 – варьированная реприза, а3 – Кода. Также присутствуют черты рондальности.
Начальная мелодическая фраза варьируется, создавая различные грани хрупкого, легкого, воздушного образа. Напевная мелодия сочетает в себе диатонику и хроматику, звучит изысканно и прихотливо. Утонченной хроматикой насыщены и средние голоса. Взаимодействие планов происходит на основе комплиментарной ритмики. Аккомпанемент представляет собой гармонические фигурации с элементами подголосочности. Глубокие басы отсутствуют, делая музыку парящей, воздушной. Хроматика вносит оттенок хрустальный, хрупкий, неоднозначный.
В подобном же лирическом ключе звучит пьеса №5, посвященная Рене Мораксу. Эта пьеса также имеет песенные истоки и черты строфичности.
К контрастной образной сфере, серцозно-токкатной, относятся пьесы №3 и №5. Пьеса №3, посвященная Микетт Вагнер-Рейдер, как и пьеса №1, относится к сфере танца. Только танцевальность здесь нарушается за счет шести тактового построения предложений. Несмотря на диссонантную тонику, в этой пьесе четко оформлены кадансы, что связано с танцевальным началом. Пьеса звучит бодро и динамично, но ритмические перебивы, оттенки p и pp делают музыку странной и причудливой.
Наиболее яркой пьесой цикла является пьеса №4, посвященная Полю Бепплю. Она относится к сфере фантастики, создает сказочный образ, мистический, но не пугающий, а причудливый, "капризно скерцозный". Также в этой пьесе присутствуют черты марша, что придает резкость, жесткость. Образ воплощен в простой трехчастной форме, где а + b + a1 – Iчасть, c – IIчасть, b1 + a2 – IIIчасть. В пьесе отсутствует мелодическая линия. Главным формообразующим и тематическим элементом становятся два мотива со следующими ритмоформулами: и первый мотив, колючий и стремительный, сразу задает характер всему произведению. Мотив изложен одновременно в двух тональностях по звукам трезвучий на f, что дает диссонантность, неоднозначность, агрессию. Битональная организация сохраняется на протяжении всей пьесы. Второй шестизвучный мотив, завершающий первое предложение, складывается в рельефную, изломанную линию, звучит на staccato, с постепенным динамическим спадом, очень настороженно и резко. Непрерывные регистровые метания, контрастная динамика (f и сразу p), штрихи, рваный ритм, синкопы помогают создать образ, ощущение действия и противостояния. Средний раздел вносит минимальный оттеняющий контраст, только в динамическом и ритмическом плане, но интонационная основа сохраняется. Происходит ритмическое варьирование первого мотива. IIIчасть – тематическая зеркальная реприза. Последнее предложение репризы одновременно выполняет роль заключения, в котором два главных мотива объединяются. Происходит динамическое затухание, а мотивы переносятся в гудящие басы нижнего регистра.
Безусловно в этой пьесе ощущается влияние музыки Игоря Стравинского, особенно его балета "Весны священной". Стравинский огромное значение уделял ритмической организации музыки. Онеггер перенял идею ритмического замысла произведения для воплощения образа.
Музыке Онеггера свойственно полное выражение чувства, "синтез крайностей", почтительное уважение к традиционным формам и нежелание расстаться с обусловленными ими схемами ради полной свободы выражения. В ладогармоническом отношении в произведениях он опирается на полную хроматическую систему, что дает больше возможностей при воплощении образов. Онеггер также уверен, что "единство музыкальной пьесе придает не тональный план, а совокупность и согласованность мелодики и ритмики – средств, значительно сильнее влияющих на восприятие музыки, чем соотношение тональностей" (8, с.278). В своей книге "Я - композитор" Онеггер дает замечательное наставление молодым композиторам и музыкантам. Мне бы хотелось привести эту цитату в заключение работы: "если ваши произведения доставят радость вашим друзьям и современникам, этого должно быть для вас совершенно достаточно, чтобы вы почувствовали себя вознагражденными за все и испытали чувство глубокого удовлетворения. Это единственная привилегия, которую никто не в силах отнять у творцов" (7, с.149).
Список литературы
1. Алексеева Л., Григорьев В. Зарубежная музыка ХХ века. М., 1986.
2. Асафьев Б. О музыке ХХ века. Л., 1982.
3. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск VI.М., 1994.
4. Житомирский Д., Раабен Л. Музыка ХХ века. Очерки. Часть II 1917-1945.М., 1984.
5. Журдан-Моранж Э. Мои друзья музыканты. М., 1966.
6. Леонтьева О. Западноевропейские композиторы середины ХХ века. М., 1964.
7. Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л., 1985.
8. Раппопорт Л. Артур Онеггер. Л., 1967.
9. Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ века. М., 1970.
[1]
Алисе Экофей, Жаклин Ансерме – родственнице швейцарского дирижера Эрнеста Ансерме, Микетт Вагнер-Рейдер, Полю Бепплю – швейцарскому дирижеру, Рене Мораксу – швейцарскому драматургу и театральному деятелю.
|