Анатолий Павлов
Образны гербы подмосковных городов, где, как в истории, красками, символами запечатлена российская культура - информация об уникальных памятниках архитектуры и культуры разных эпох, вобравших в себя сокровища народных промыслов - путеводителей современникам по истории края, родины...
К сожалению, все эти города, объединенные когда-то Московской железной дорогой (по-современному), не имеют ни в одном гербе чисто железнодорожной тематики - никаких крылышек или рельсов - убеждаемся мы, листая энциклопедию геральдики российских городов. Даже рожденные недавно, в 70-80-е и даже в 90-е годы, гербы-новоделы не содержат никакого упоминания о принадлежности городов Подмосковья к крупным железнодорожным узлам, которые иногда полностью кормят жителей этих городов. Даже г.Железнодорожный, где, по литературным легендам, «легла на рельсы», грубо нарушив Правила хождения по путям, дворянка Анна Каренина.
Современные промышленные гербы Подмосковья пытаются в своих ярких образах отразить начальные этапы индустриального хозяйства современной промышленности. Так, в гербе г.Воскресенска - химическая ретификаписная труба с ретортой, г.Красноармейска - что-то космическое вроде челнока «Шатл», у «закрытого» почтового города-завода Лыткарино - лазерная установка, у Балашихи - зубчатое, традиционное для многих городских символов в стране, колесо-шестеренка. Даже г.Люберцы, где расположена дистанция электроснабжения, не имеет четкого герба - какое-то смешение и шестеренок, и музыкальной лиры, и книги - источника знаний.
Другое дело древние старожилы - многовековые гербы классической геральдики - древней (старше Москвы) Коломны, на чьих колоннах до сих пор искусствоведы защищают диссертации по расшифровке древних символов города, старинного г.Бронницы с забытыми царскими конюшнями в гербе - недаром город отодвинул от себя железнодорожную «чугунку», дав взятку строителям «Казанки» - лишь их «коня» не задел железный конь-паровоз.
Запутался в символах древний Загорск - вроде до 1991 г. имел революционное имя, поэтому с традиционными для советской власти шестеренками, колосьями, молотом и серпом... А с другой стороны, город-то до 1930 г. был старинным Сергиевым Посадом, за что в 1883 г и получил изображение монастыря, царского бердыша от Ивана Грозного, так как был не только духовным, но и стратегическим центром как фортификационное укрепление государственной власти. Потому этот город - счастливый обладатель сразу двух гербов - 1967 г. и исконного, возвращенного на «городские ворота» в 1992 г. Кстати, и вышеупомянутый гВоскресенск - центр, слава богу, затухающей химической промышленности, сейчас и китайцы перестали интересоваться его удобрениями, вдвойне пострадал от размещенных при Н.С.Хрущеве химических производств. С одной стороны, навек отравили чудесную пойму Москвы-реки, а с другой стороны, пришлось и древний герб подправлять: на фоне древнего образца 1781 г. пришлось срочно в 1987 г. «химии» добавить. В родном раменском гербе только елочки напоминают о древности стоявшей на краю леса белокаменной княжеской церкви 1725 г.
Хочу остановиться на истинной, по всем геральдическим традициям, истории нового подмосковного г.Дзержинский, которого железная дорога лишила рельсового пути в 1995 г., закрыв движение пригородных электричек по дороге, что строил знаменитый малолетка-бандит Мустафа из старого к/ф «Путевка в жизнь». Помните, родители современных руководителей города и железной дороги, эту историческую ветку от платформы Панки до колонии малолетних преступников им.Дзержинского?.. Как мне, железнодорожному краеведу, кажется, хотя бы из-за музейного предназначения эту «убыточную» дорогу следовало оставить в эксплуатации, а не отрезать от города, отдав деньги водителям маршрутных такси. Здесь, в целях поддержания экономического смысла, можно было и организовать более жесткий «кондукторский» контроль, выпустить укороченные составы, электроавтобусы, в конце концов, а может быть, и ретропаровые экскурсионные поезда... Ведь на Московском узле нет более древней исторической жемчужины, чем Николо-Угрешский монастырь, где и размещалась колония малолетних преступников. Интересна и история электрификации ветки в далеком 1939 г. Здесь и оригинальные фундаменты «раздельного» типа - сейчас такие «вновь созданные» авторские запатентованные конструкции устанавливают на скоростном октябрьском ходу, и древние мачты-семафоры на ст.Яничкино, чугунные анкерные груза и медные несущие провода «в руку», что уже нигде не встретишь по сети дорог. Удивительное место для ретробизнес-проектов!
Упущенная для экономики Московско-Рязанского отделения туристическая прибыль! Чем мы хуже ретропоезда, что с двумя ночевками ходит по маршруту Севилья - Корда в далекой Испании?
Но вернемся к истории герба г.Дзержинский. После 1917 г. древний монастырь отдали НКВД под колонию - детскую трудовую коммуну им.Феликса Эдмундовича Дзержинского (кстати, какое-то время и министра путей сообщения). С 1932 г. возникший вокруг монастыря поселок стал самостоятельной административной единицей, а в 1981 г. вышел из-под контроля г.Люберцы и получил свой статус самостоятельного города. Здесь отразилось и двуличие советского строя - пока Угреша была насыщена космически-закрытыми оборонными предприятиями и в город шли «военные» деньги - его терпели все, даже железная дорога, кстати, не убравшая из схем Московско-Рязанского отделения забытую и отчасти демонтированную ветку, а после «перестройки» город отделили, дав возможность самому планировать городской бюджет.
Уже забыли имя администратора, утвердившего герб города, но герб получился на славу - истинно российским. К далекому 1380 г. (вот где седая история) относит нас герб г.Дзержинский, в щите которого помещено стилизованное изображение солнца, восходящего навстречу новой жизни из-за стен и ажурных башен Свято-Николо-Угрешского монастыря. Основан Дмитрием Донским в честь Святителя Николая. Сразу после молитвы на Куликовом поле, накануне генерального сражения, князю, остановившемуся со своим войском на ночлег, в этом месте было знамение в образе этого святого. Проявление божественной благодати укрепило Дмитрия в победе над Золотой Ордой. Монастырь пользовался всенародной любовью и, в том числе, почитался царской семьей. Недаром древнею Угрешу называли «государственным богомольем» - ведь и сейчас более нигде вы не встретите столько святых мощей Чудотворца Николая Святителя, привезенную из Греции частицу мощей Иоанна Предчети.
Именно здесь хранилась и часть сосны, на которой явилась Дмитрию чудодейственная икона. Монастырь, как церковная больница, несет здоровье приходящим к иконе целителя Пантелеймона. Здесь и памятник известному духовному скульптору В.Л.Клыкову, а Спасо-Преображенский собор (1880-1894 гг.) мужского монастыря затмит и известный собор Василия Блаженного. Грандиозный Преображенский собор, сооруженный архитектором А.С.Каминским, стал доминантой монастырского ансамбля. Неоднократно его посещал Патриарх Тихон, а 23 мая 2000 г. храм был вновь освящен, после частичной реставрации, Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Остается только пожалеть, что большинство рядом работающих железнодорожников - даже из тех, что водили электричку к стенам древней святыни, ни разу там не были, а часто и не слышал о ней, ведь по каналам телевидения идет только заокеанская реклама американского образа жизни, которому всего-то 200 лет!
Так древние и современные гербы отражают многовековую историю. Знакомство с ними позволяет современникам лучше познать землю, на которой мы живем. Жаль только, что размер газетной полосы ограничен и не дает полностью отразить историю гербов железнодорожных городов, но мы не прощаемся и продолжим эту тему.
Список литературы
Родник №30 (16861) 4 августа 2010
|