Г. Боголюбская
Хочу оговориться сразу — тема «Зарайское дворянство» не моя. Я редко обращаюсь к ней. Как правило, лишь в том случае, когда личные качества и поступки затрагивают душу, как это было с А.Г. Булыгиным.
Справка «Зарайской энциклопедии », В.И. Полянчев, Москва, 2003.
«Ржевские — дворяне, помещики Зарайского уезда. Происходят из смоленских князей... Представители рода занимали видное служебное положение в XVIII—XIX вв. Сергей Дмитриевич (даты жизни не установлены) — гофмейстер двора, землевладелец-экспериментатор. В своем Зарайском имении в д. Власьево культивировал более 100 видов хвойных пород».
Выписка из книги «Дворяне Зарайского уезда в начале 20 века», Н. Зверев, Луховицы, 2007.
«Еще один дворянин, мало известный даже краеведам, носил высокую должность гофмейстера двора его величества — С.Д. Ржевский... его след как владельца имения в Зарайском уезде теряется в
1916 г.»
Там же «В 1913 г. состав гласных был сильно обновлен за счет потомков известных фамилий, среди них два графа А.П. Кутайсов и А.Ф. Келлер, но нет А.Г. Булыгина и С.Д. Ржевского».
Итак, Сергей Дмитриевич Ржевский. Родился 8 мая 1851 г. в Москве, в семье чиновника Министерства иностранных дел, происходящего из небогатой рязанской ветви древнего рода князей Ржевских. Мать Е.Л. Муратова из знаменитой своими культурными традициями семьи Фонвизиных. Окончил гимназию, Московский университет.
Службу начал в 1876 г. младшим чиновником особых поручений в аппарате тогдашнего рязанского губернатора Н.С. Абазы, затем секретарем губернского статистического комитета.
Придворный чин — камер-юнкер. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. С 1880 г. — цензор в Одессе, через 10 лет — вице-губернатор Симбирска, в 1889 г. — неожиданное назначение тамбовским губернатором и возвращение в Симбирск, но уже губернатором. Сменяют друг друга посты, одно за другим следуют звания: надворный, статский, камергер, действительный статский советник.
И вот 27 августа 1904 г. новое — роковое назначение — губернатором в Рязань. 24 года не был он в городе, в котором начинал карьеру. Каким человеком был Сергей Дмитриевич Ржевский? Доверимся характеристике близко знавшего его человека. Это тот факт биографии, который наряду с датами жизни пропущен местным краеведением.
«Он был добрым, в высшей степени благородным и очень неглупым человеком, но с ленцой, хотя не без работоспособности. Он любил покушать и угостить, любил теннис и маленькую партию в карты в своей компании, а больше всего любил цветы».
Характер явно не для осени 1904 г. Через 4 с небольшим месяца — Кровавое воскресенье и беспорядки в городе. Неурожай 1905 г., подобно неурожаю 1891 г., и беспорядки в деревне на почве голода. Манифест 17 октября 1905 г., казалось бы, положивший начало гражданским свободам, участию народа в законодательстве и управлении страной через своих избранных представителей. Но этими свободами воспользовались не во благо, а для насилия над личностью и чужим имуществом. 17 октября в Рязани: митинги; как всегда, когда надо найти виновных — еврейские погромы; гибель семинариста, забитого толпой...
Дальше — больше. Не работают заводы и мастерские, учебные заведения. В Егорьевске (уезд в составе Рязанской губернии) тоже человеческие жертвы. Гнев недовольных обрушивается на губернатора и со стороны народа, и коллег. На него готовится покушение. Гласные упрекают в неспособности остановить дезорганизацию городской жизни и обеспечить порядок, безопасность населения, неприкосновенность имущества, грозят отставкой. Ржевский, по натуре добрый и миролюбивый, столкнулся с необходимостью принять решительные меры. Документы говорят о том, что он делал все, что мог. Положение не улучшалось, а пролить кровь он не мог. Против этого восстало все: воспитание, натура, нравственный закон, кодекс русского человека — оружие против врага, а не против своего народа.
23 ноября 1905 г. С.Д. Ржевский — губернатор Рязани предреволюционного времени подал в отставку.
Ему было 54 года. По инерции пытался продолжить большую карьеру на всероссийском уровне — баллотировался в государственную Думу, но неудачно...
И началась другая жизнь в родном имении в деревне Власьево Зарайского уезда. Она располагалась на высоком крутом берегу Осетра. Окружающая местность очень красива, пронизана глубокими лощинами и живописными оврагами. 415 десятин земли. Поздно было начинать что-то практичное, доходное, но можно вложиться душой и средствами в нечто прекрасное, рассчитанное на века. И он сажает лес.
Долго подавляемое желание целиком отдаться любимым занятиям, чему всегда мешала служба вдали от родных мест. Любимые женщины — жена и единственная дочь Наталья. Надеялся найти здесь тихую пристань. В соседнем селе Спас-Дощатый двухсотлетний каменный Спасо-Преображенский храм (1709 г.), заложенный по желанию Ивана Грозного из досок разобранного судна, на котором царь совершал паломническую поездку в Зарайск. И может быть, глядя на древние иконы, С.Д. Ржевский думал, что во всем, что с ним случилось, есть промысел Божий, и это окончательно примиряло его с судьбой.
Зарайское дворянство на первых порах поддержало земляка — избрание гласным Зарайского уездного собрания в 1907—1910 гг. гласным губернского собрания в 1910, но... Опять доверимся мнению близкого человека. «Не лишенный знаний, вообще образованный и способный к верной оценке людей, он, однако, терялся при каком-нибудь сопротивлении, а тем более натиске на него и, по мягкости своего характера, был лишен способности налетать на виновного соколом и собственным решительным натиском разрушить вражеские козни».
И опять характер не по времени. Страсти кипят и в уездных учреждениях.
Не обладая свойствами лидера, Ржевский во всем поддерживает А.А. Селиванова. Кого-то раздражает княжеская мягкотелость, воспитанность, желание уклониться ото всего резкого, несправедливого. Он в самом деле уклоняется. Уходит в семью, в свой сказочный лес-заповедник. Редчайшая дендрологическая коллекция под открытым небом из более чем 100 видов хвойных пород: 14 видов сосен, 30 — ели, 10 — пихты, 6 — лиственницы, 35 — туи, 10 — можжевельника! Осенью 1910 г. прошлое напомнило о себе. 8-10 октября в Зарайске была организована сельскохозяйственная выставка. Для этой цели по разрешению городского головы Н.И. Ярцева было предоставлено помещение учебно-показательной мастерской, расположенной на Троицкой площади. В нем разместилось шесть отделов, демонстрирующих достижения зарайского уезда. Выставку не просто посетил, но и торжественно открывал только что приступивший к обязанностям рязанского губернатора князь Александр Николаевич Оболенский. В отделе выставки «Огородничество, плодоводство, садоводство и лесоводство» князь С.Д. Ржевский, бывший рязанский губернатор, а ныне зарайский землевладелец представлял свое лесное хозяйство — 46 экземпляров хвойных растений (туи и можжевельника) и 20 фотографий видов сада с декоративными растениями из своего власьевского имения.
А.Н. Оболенский (1872—1924 гг.) из княжеского рода Рюриковичей, крестник Александра II и императрицы Марии Федоровны, выпускник Пажеского корпуса, награжденный всеми орденами Российской империи, губернатор Рязани с августа 1910 г. по июль 1914 г. (Князья с такой фамилией владели землей в Зарайском уезде и были уездными предводителями дворянства). У них есть общая тема для разговора — губернаторство в Рязани. В прошлом — два древних рода, давших России настоящих патриотов своей земли. А будущей своей судьбы они не знают.
С.Д. Ржевский после тяжелой болезни скончался 18 марта 1914 г. в Санкт-Петербурге. Господь милосердно призвал его к себе, не дав его впечатлительной, тонкой душе быть свидетелем мировой войны и революции. И похоронен он будет в родной земле, во Власьево.
А.Н. Оболенский в 1914 г. получит блистательное назначение — градоначальником в Санкт-Петербург.
«Был несколько молод для поста градоначальника, особенно в такое серьезное время... был очень аккуратным человеком. Любил порядок, что в такое время особенно ценно, работал очень добросовестно, ставя службу выше личных интересов, и в своих распоряжениях бывал логичен и, когда затруднялся в чем-либо, принимал советы, не боясь уронить свое достоинство».
Но все это не спасло — в октябре 1916 г. был уволен в отставку прораспутинской партией при поддержке самой императрицы. Ушел в действующую армию, в 1919 г. — в армию Юденича. Эмиграция. Умер в Париже. Подумать только! — Рюрикович — и похоронен во французской земле, на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа.
Что остается на земле после смерти таких «государственных мужей»? Награды, поступки, строки энциклопедий, «отеческие гробы» в мировых столицах и на смиренных сельских кладбищах, высокие фамильные черты, переданные потомкам...
Памятью нашего замечательного земляка мог бы быть уникальный хвойный лесопарк в подмосковной глубинке. Не случилось. Но правнучка князя С.Д. Ржевского Наталья Борисовна Рязанцева пишет пронзительные по чувствам сценарии к любимым народом фильмам: «Крылья », «Долгие проводы», «Чужие письма»... И они как исполнение завещания о вечных человеческих ценностях: сострадании, милосердии, порядочности, уважении к имени и деяниям.
Список литературы
За новую жизнь №11 (13134) 18 марта 2010
|