Карпов А. Ю.
Георгий († после 1073), митрополит Киевский (с 1062), грек.
Прибыл на Русь из Византии около 1062 г. Как явствует из греческих надписей на принадлежащих ему печатях («Господи, помози Георгию, митрополиту Росии и синкеллу»), одновременно являлся членом императорского сената в Константинополе и носил придворный титул «синкелл». Судя по данным русских источников, в свите Георгия на Русь прибыли также книжник Григорий — автор цикла поучения на седмицу (неделю), и инок Студийского Константинопольского монастыря Михаил, привезший с собой список Студийского монастырского устава, который был принят преп. Феодосием в Киевском Печерском монастыре, а затем распространился по другим русским обителям.
О деятельности Георгия на Руси известно очень немного. 20 мая 1072 г. в качестве главы Русской Церкви Георгий освятил в Вышгороде церковь во имя св. мучеников Бориса и Глеба, построенную киевским князем Изяславом Ярославичем (1054—1068, 1069—1073, 1077—1079). Тогда же тела обоих князей-мучеников (ум. 1015) были освидетельствованы и, обретенные нетленными, перенесены в новопостроенную церковь. По свидетельству летописи и житий св. Бориса и Глеба, во время открытия мощей «митрополита ужасть обиде (охватил. — А. К.), бе бо нетвердъ верою к нима, и падъ ниць просяше прощенья». Обычно в этом видят проявление негативного отношения греческого иерарха к канонизации первых русских святых, однако вполне возможно, что в процитированных словах отразилась специфика самой процедуры церковной канонизации, в которой митрополиту отводится роль сомневающейся стороны. Тогда же митрополит Георгий благословил князей Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей рукой св. Бориса (по другой версии, св. Глеба).
Время оставления Георгием киевской кафедры неизвестно. Под 1073 г. летопись отмечает, что «митрополиту Георгию тогда сущю въ Грьцехъ». По смыслу летописной фразы можно понять, что киевский митрополит находился в Византии по делам своей митрополии. Вернулся ли он на Русь, источники не сообщают. Его преемник, митрополит Иоанн II, предположительно занял киевскую кафедру не позднее 1077 г.
Митрополит Георгий оставил заметный след в истории древнерусской книжности. Известно несколько сочинений, надписанных его именем. Одно из них — «Стязание с латиною, вин (обвинений. — А. К.) числом 70», сохранившееся в единственном списке XV в., к тому же, очевидно, не в первоначальном виде (так, вопреки заголовку, в нем представлено всего 27 обвинений), но в обработке позднейшего книжника (ряд обвинений дополнен бытовыми, чисто простонародными аргументами, едва ли уместными для греческого иерарха). В XII в. было хорошо известно какое-то авторитетное каноническое сочинение Георгия, «митрополита Руского» (на него дважды ссылался новгородский епископ Нифонт, отвечая на вопросы новгородца Кирика). Исследователи предположительно приписывали митрополиту Георгию анонимные сочинения канонического характера, сохранившиеся в рукописях XIV—XV и XVI вв.: «Написание митрополита Георгия русскаго и Феодоса» (Феодосия Печерского; название условное, предложено С. И. Смирновым) и «Заповеди святых отець к исповедающимся сыном и дщерям». Ныне в списке XV в. найден памятник, бесспорно принадлежащий Георгию, — его ответы на вопросы канонического характера игумена Германа (скорее всего, известного из летописи игумена киевского Спасского монастыря): «[От] неведомых словесъ, изложено Георгием, митрополитом Киевским, Герману игумену въпрашающу, оному поведающу». Несмотря на то, что памятник дошел до нас в уже переработанном виде, очевидно, что он широко использовался в древнерусской канонической литературе, послужив образцом для создания различных (преимущественно, анонимных) подборок канонических правил.
СОЧИНЕНИЯ:
Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 191—198; Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. 2. София, 1987. С. 276—280 («Стязание с латиной»); Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. Тексты и заметки. М., 1912. С. 39—41 («Написание митрополита Георгия и Феодоса»), 112—132 («Заповедь святых отець»), 309—319; Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа — древнейшее русское «Вопрошание» // Славяне и их соседи. Славянский мир между Римом и Константинополем. Вып. 11. М., 2004. С. 211—262. Перевод «Стязания с латиной» на современный русский язык: Златоструй. Древняя Русь. X—XIII вв. М., 1990. С. 140—145 (перевод А. Ю. Карпова).
|