

План
Введение 
1 Цензура СМИ
2 Репрессии против журналистов
3 Цензура фильмов и литературы
4 Цензура в Интернете
5 Рейтинги свободы прессы и СМИ 
5.1 Freedom of the Press
5.2 Worldwide Press Freedom Index


Список литературы
Цензура в Беларуси 
Введение
Цензура в Беларуси — это контроль государственных органов Республики Беларусь за содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, которые власть полагает вредными или нежелательными.
Свободу слова в Беларуси гарантирует Конституция Республики Беларусь и другие законодательные акты, регулирующие деятельность средств массовой информации. Согласно ст. 33 Конституции «монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются»[1].
Однако, по мнению белорусских и зарубежных критиков президента Александра Лукашенко, его приход к власти в 1994 г. сопровождался ухудшением свободы прессы и СМИ[2][3][4][5]. Основные источники информации для населения — телевизионные каналы БТ, ОНТ и СТВ находятся под контролем государства, которое, по мнению тех же оппозиционеров и многих зарубежных наблюдателей, проводит на них политику, несовместимую с плюрализмом. В частности, на государственных телеканалах и радиостанциях не предоставляется слово представителям белорусской оппозиции.
1. Цензура СМИ
1 сентября 1996 года белорусское правительство закрыло «Радио-101,2», единственную независимую радиостанцию на белорусском языке. Аргументация была следующей: «С целью исключения помех в приёмных каналах ЦС РТС „Алтай“ эксплуатация передатчика на частоте 101,2 МГц с использованием АФС на опоре по адресу: ул. Коммунистическая, 6 прекратить с 1 сентября 1996 г. Нач. БелГИЭ В. А. Никонов». При этом радиостанции типа «Алтай» работают в диапазоне 300—344 МГц. Впоследствии частота 101,2 МГц была передана пропрезидентской молодёжной организации и никаких технических проблем работа на данной частоте не создавала.[6]
В ноябре 1997 года Высший хозяйственный суд запретил газету «Свабода». [7]
В 1999 году закрыта газета «Навіны». В этом же году закрылась газета «Имя». Главной причиной закрытия президент ЗАО «БДГ» Пётр Марцев назвал невозможность более обеспечить безопасность и нормальные условия работы для журналистов газеты[8].
12 ноября 2001 года хозяйственный суд Гродненской области ликвидировал газету «Пагоня». [9]
В 2002 году закрыта газета «Наша свабода».
24 июня 2002 года суд Ленинского района Гродно приговорил главного редактора газеты «Пагоня» Николая Маркевича к двум с половиной годам ограничения свободы, а журналиста этой газеты Павла Можейко — к двум годам по статье 367(2) Уголовного Кодекса (Клевета в отношении Президента Республики Беларусь).
В августе 2002 года было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О деятельности, связанной с проведением исследований и опубликованием результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам и выборам». В соответствии с этим документом была создана комиссия по опросам общественного мнения, которая проводит аккредитацию юридических лиц, претендующих на проведение опросов и публикацию результатов, относящихся к «республиканским референдумам, выборам президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и общественно-политической ситуации в стране». Ограничения, по словам депутата Палаты Представителей Игоря Котлярова, касаются не самих опросов как таковых, а публикации результатов. По мнению оппозиционных комментаторов, это связано с существенным расхождением публикуемых результатов исследований и официальными данными, оглашаемыми властями по результатам выборов и референдумов.[10]
В мае 2003 года Министерство информации приостановило на три месяца выход «Белорусской деловой газеты» и «БДГ. Для служебного пользования».[11]
19 июня 2003 года первый заместитель министра информации С.Ничипорович подписал приказ о приостановлении выхода «Предпринимательской газеты» на три месяца.[12]
В августе 2003 года отозвана регистрация у газеты «День».[13]
25 февраля 2009 года суд Московского района города Бреста признал экстремистским № 7—8 журнала «ARCHE Пачатак». В связи с этим международная организация «Репортёры без границ» отметив, что административное и судебное преследование журнала «ARCHE» началось с момента его создания в 1997 году, заявила, что «данный случай является плохим предзнаменованием для прогресса в области свободы прессы, на который мы надеялись».[14]
В Белоруссии регулярно цензурируются программы российских телеканалов. В частности, из юмористических передач цензоры вырезают шутки о Лукашенко. Например, в июне 2009 года был вырезан сюжет из программы ПрожекторПэрисХилтон, а в начале 2010 — из программы Большая разница.[15][16] Претензии к цензуре российских телеканалов в Беларуси высказывал директор редакции иностранного вещания канала «ТВ-Центр» Владимир Какашвили[17].
4 июля 2010 года белорусские телезрители не смогли увидеть по телеканалу НТВ критический фильм об Александре Лукашенко «Крёстный батька», поскольку в Белоруссии он был «вырезан» из трансляции. Директор дирекции телеканала «НТВ-Беларусь» Сергей Булацкий отказался отвечать на вопрос о причинах.[18] Цензура данного фильма не ограничилась телевидением. Номер еженедельной газеты «Наша нива», в котором на первой полосе был опубликован материал под названием «Крестный батька капитулировал» (белор. Хросны бацька капітуляваў), посвящённый ситуации с Таможенным союзом Белоруссии и России, фильмом и реакции белорусских властей на этот фильм[19], не поступил в розничную продажу. При этом он был выпущен обычным тиражом, пришёл подписчикам и поступил в газетную экспедицию. Все попытки редакции выяснить, куда пропала газета после экспедирования, результата не дали.[20] В городе Кричеве сотрудники милиции конфисковали тираж газеты «Свободный город» (белор. Вольны горад), в котором также содержалась информации о фильме.[21]
По состоянию на июль 2010 года в Белоруссии официально издаются и распространяются независимая газета «Витебский Курьер», оппозиционные газеты «Наша Нива» и «Народная Воля».
12 января 2011 года было закрыто «Авторадио» по причине с несоблюдением творческой концепции и распространением в эфире информации, содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности. Основанием для таких выводов стали официальные предвыборные ролики кандидатов в президенты Некляева и Санникова, звучавших на этом радио.[22]
2 марта 2011 года в сети Интернет появился список белорусских и зарубежных деятелей культуры и искусства, которых якобы запрещено упоминать и публиковать в белорусских СМИ. Опубликовавший список крупнейший белорусский интернет-портал TUT.BY пишет, что имеет подтверждение данного факта от ряда СМИ о существовании такого списка, полученного ими в качестве негласного распоряжения[23]. Министр информации Олег Пролесковский назвал список «гнусной фальшивкой»[24].
2. Репрессии против журналистов
7 июля 2000 года в Минске был убит корреспондент канала ОРТ Дмитрий Завадский.
16 сентября 2002 года суд в Минске приговорил редактора газеты «Рабочий» Виктора Ивашкевича к двум годам ограничения свободы по обвинению в клевете на президента.
20 октября 2004 года в Минске была убита сотрудница оппозиционной газеты «Солидарность» Вероника Черкасова. Дело осталось нераскрытым.
18 января 2008 года журналист, экс-редактор газеты «Згода» Александр Сдвижков, перепечатавший в феврале 2006 года карикатуры на пророка Мухаммеда из датской газеты «Jyllands-Posten», был приговорён к трём годам колонии за разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий[25]. Однако уже 22 февраля 2008 Верховный суд Республики Беларусь изменил наказание Александру Сдвижкову с трёх лет колонии на три месяца ареста. В результате журналист был освобождён.[26]
В августе 2009 года Иван Роман, корреспондент польского «Радио Рация», получил официальное предупреждение КГБ «о недопустимости незаконных действий» и уголовной ответственности по статье 369-1 УК РБ «Дискредитация Республики Беларусь». Суть претензий состояла в том, что Роман написал, что на гродненском заводе Неман происходят задержки с выплатой зарплаты. Сам факт сотрудники КГБ не отрицали, однако потребовали, чтобы Роман писал, что «несмотря на кризис, зарплаты выплачиваются».[27]
Во время беспорядков в Минске в день выборов президента 19 декабря 2010 года ряд журналистов были избиты и арестованы. Против некоторых из них возбуждены уголовные дела. Член Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Александр Отрощенков осуждён на 4 года лишения свободы в колонии усиленного режима[28][29]. Шесть членов БАЖ признаны узниками совести: Наталья Радина, Ирина Халип, Дмитрий Бондаренко, Павел Северинец, Сергей Возняк, Александр Федута[30].
3. Цензура фильмов и литературы
В июле 2009 года в Минске было объявлено о создании контролирующего органа, который будет подвергать тщательной проверке все кинематографические и литературные произведения, поступающие в страну.[31] Власть осуществляет давление на членов Союза белорусских писателей[32][33] и цензурирует программы образования с целью недопущения неприемлемых авторов и произведений[34].
4. Цензура в Интернете

В мае 2006 года сотруднику организации Институт «Открытое общество» было предъявлено обвинение в незаконной установке VoIP-шлюза сервиса Skype и причинении тем самым вреда национальному оператору связи РУП «Белтелеком» на $100000, поскольку белорусские законы запрещают все звонки по сети, за исключением тех, что проходят через государственного оператора.[35]
Начиная с августа 2007 года в белорусских школах, началось внедрение специальных технологий по очистке сетевого контента от «нежелательной информации».[36]
В сентябре 2009 года председатель белорусского Общественного совета по нравственности Николай Чергинец заявил о необходимости слежки за Интернетом для предотвращения пропаганды насилия и распространения детской порнографии.[37][38]
14 декабря 2009 года белорусские СМИ опубликовали проект указа «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет». Многие комментаторы сочли данный проект средством усиления цензуры в белорусском сегменте сети. В январе 2010 года Министерство юстиции запретило общественной организации «Таварыства беларускай мовы імя Скарыны» провести мероприятие по публичному обсуждению этого проекта указа.[39]
В январе 2010 года Оперативно-аналитический центр при Президенте РБ получил новые полномочия, позволяющие ему контролировать каналы связи (в том числе и интернет-трафик) для выполнения оперативно-розыскной деятельности[40][41].
1 февраля 2010 года Александр Лукашенко подписал указ N60, регламентирующий доступ к Интернету, согласно которому интернет-провайдеры обязаны идентифицировать абонентские устройства пользователей, а владельцы интернет-кафе и компьютерных клубов, должны будут осуществлять идентификацию посетителей. Также указ регламентирует механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя интернет-услуг.[42][43]
29 апреля 2010 года Совет Министров РБ издал постановление N644 о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь. Постановление вступило в силу 1 мая 2010 года. В соответствии с постановлением создан Государственный реестр информационных сетей, систем и ресурсов. К числу ресурсов, требующих регистрации в реестре, относятся центры обработки данных, каналы связи и интернет-сайты. Регистрации подлежат ресурсы, принадлежащие как юридическим, так и физическим лицам.[44]
4 июня 2010 года «Агентство финансовых новостей» опубликовало проект совместного постановления Оперативно-аналитического центра и Министерства связи «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами»[45]
5 июля 2010 года перестал быть доступен сайт независимой газеты «Витебский Курьер», расположенный на хостинге Витебского филиала Белтелекома. Эксперты заговорили о том, что это результат действия нового указа белорусского Президента о зачистке Интернета. Учредители издания того же мнения.[46]
19 декабря 2010 года, в день президентских выборов, был заблокирован доступ на оппозиционные интернет-ресурсы «Хартия 97» и «Белорусский партизан»; по мнению редактора сайта charter97.org, доступ был заблокирован РУП «Белтелеком»[47]. Также был заблокирован протокол защищенных соединений к зарубежным ресурсам, что привело к невозможности работы с сайтами, использующими этот протокол (в частности, не работала почта gmail) [48]
5. Рейтинги свободы прессы и СМИ 
5.1. Freedom of the Press
Freedom of the Press (англ.) — исследование свободы прессы, которое публикуется организацией «Freedom House».
1 мая 2009 года международная правозащитная организация «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 188 место из 195 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»).[49]
29 апреля 2010 года «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 189/190 место (наряду с Узбекистаном) из 196 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»); позади РБ в итоговой таблице оказались Куба, Эритрея, Ливия, Мьянма, Туркменистан и КНДР[50].
5.2. Worldwide Press Freedom Index
Worldwide Press Freedom Index (англ.) — Всемирный индекс свободы прессы, публикуется организацией «Репортёры без границ».
Репортёры без границ в своих ежегодных отчётах по уровню свободы прессы с 2002 года помещают Беларусь на позиции в заключительной части сводной таблицы:
В рейтинге 2010 Беларусь заняла 154 место из 178 стран: на одно место выше находится Таиланд, выше также находятся Украина (131 место) и Россия (140 место), ниже Беларуси среди прочих находятся Киргизстан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, и Китай[59].
Ссылки
· Белоруссия: подавление правозащитного движения — «Международная Амнистия»
· Белоруссия: остановить нарушения прав на свободу слова и свободу собраний
· Комментарий к проекту закона РБ «О средствах массовой информации», бюро представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2008
· Белоруссия: Нельзя ограничивать право демонстрантов на свободу слова
· Серьезная ситуация со свободой слова в Беларуси
· Подавление гражданского общества. Монополизация средств массовой информации
· У нас вся пресса государственная
· «Коммерсантъ» и «Новая газета» — под запретом
· Нападения на прессу в 2010 году: Беларусь
· Belarus, Репортёры без границ
· За свабодныя і справядлівыя СМІ ў Беларусі (отчёт международной миссии 20-24 сентября 2009 года)
Список литературы:
1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
2. «Индекс цензуры» номинировал сайт charter97.org на премию «Свобода слова»
3. Беларусь по трем статьям
4. Алесь Бяляцкі: Для СМІ ў Беларусі створаны ненармальныя ўмовы працы
5. Беларусь лидирует в рейтинге «врагов Интернета»
6. ZiP #26 Glasnost Defence Foundation
7. Календарь событий в прессе в XXI веке
8. http://bdg.press.net.by/1999/1999_09_17.639/imya.shtml
9. http://pahonia.promedia.by/str/chronika.htm
10. Предвзятость социологии и правда жизни. «Наше мнение». 
11. ЗАКРЫТА «БЕЛОРУССКАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА», 29.05.2003
12. Закрыта «Предпринимательская газета» :: Хартия’97 :: Новости :: 24/06/2003
13. Закрытая газэта «День» 05.08.2003
14. «Репортеры без границ» осудили признание номера журнала «ARCHE» экстремистским
15. «ПрожекторПерисХилтон» попал под обрезание из-за обидчивого президента. «Прожектёры» комментируют (ВИДЕО)
16. Белоруссия снова «обрезала» российскую телепередачу: там пародийный Лукашенко клянчил денег у «братского народа» (ВИДЕО)
17. Российские телеканалы недовольны цензурой в Беларуси
18. Почему белорусы не увидели «Крестного батьку»?
19. Хросны бацька капітуляваў
20. «Наша Ніва» з інфармацыяй пра «Хроснага бацьку»: тыраж знік
21. За «Хроснага бацьку» арыштавалі наклад крычаўскай газэты «Вольны горад»
22. закрыли за предвыборные ролики Некляева и Санникова
23. В Беларусь возвращаются «черные списки»?
24. http://www.interfax.by/news/belarus/88422
25. Сдвижков получил три года колонии за карикатуры на пророка Мухаммеда
26. Адвокат Сдвижкова подтвердила информацию о том, что он вышел на свободу
27. Правда-матка vs правда-батька
28. http://baj.by/m-p-viewpub-tid-1-pid-10106.html Жанна Литвина: «В Беларуси побиты все рекорды по репрессиям против журналистов…»
29. Lists of Journalists and BAJ members Beaten and Detained in Minsk (UPDATED ON 29/01/2011!)
30. Члены БАЖ — узники совести
31. Цензура по-белорусски
32. Белорусские писатели: Такого массового преследования не было со сталинских времен
33. Охота на писателей
34. Минобразования выступает против оппозиционно настроенных писателей
35. Белоруссия: использование Skype карается законом
36. В белорусских школах Интернет поддадут цензуре
37. Чергинец предлагает перекрыть в Беларуси сайты с пропагандой насилия
38. Общественный совет по нравственности будет искоренять детскую порнографию
39. Власти запретили обсуждение указа о цензуре интернета
40. Хартия’97: Лукашенко создал спецслужбу для интернета
41. БДГ: Оперативно-аналитический центр при президенте будет заниматься оперативно-разыскной деятельностью
42. Лукашенко обуздал Интернет, news.mail.ru (2 февраля 2010 года).
43. В Беларуси ужесточен контроль за интернетом, delfi.ee (2 февраля 2010 года).
44. В Беларуси объявлена госрегистрация всех интернет-ресурсов, ej.by (06 мая 2010).
45. Белорусские власти разработали порядок блокировки сайтов в интернете - проект
46. Ад ночы заблаканавы сайт «Віцебскага курьеру» // Служба маніторынгу ГА «Беларуская асацыяцыя журналістаў», 06.07.2010
47. Оппозиционные белорусские сайты не загружаются, Белорусские новости (19.12.2010).
48. В Беларуси заблокирован протокол защищенных соединений к зарубежным ресурсам, tut.by (19.12.2010).
49. http://www.freedomhouse.org/uploads/fop/2009/FreedomofthePress2009_tables.pdf
50. FREEDOM OF THE PRESS 2010 — TABLE OF GLOBAL PRESS FREEDOM RANKINGS
51. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2002
52. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2003
53. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2004
54. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2005
55. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2006
56. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2007
57. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2008
58. Press Freedom Index 2009
59. Press Freedom Index 2010
[bookmark: _GoBack]Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Цензура_в_Беларуси
